Третий международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Интерактивное валеологическое мероприятие по профилактике вредных привычек «Моё здоровье — моё будущее»

Частное учреждение «Средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского»
 

Версия для печатиВерсия для печати

Зачинова Татьяна Федоровна, учитель начальных классов высшей квалификации первой категории, ГУ «Средняя школа № 30 отдела образования акимата города Костаная»

Зачинова Т.Ф.

Путешествие по валеостанциям «Мы выбираем здоровье!»

(Для учащихся младших классов)

Цель:

  • формирование у учащихся ценностно-ориентационной компетенции;
  • компетенции личностного развития;
  • общекультурной компетенции;
  • коммуникативной компетенции.

Психологическая цель:

  • раскрытие личностного и творческого потенциала учащихся в ходе пропаганды здорового образа жизни;
  • создание чувства общности и комфортности в классе;
  • привитие навыков групповой работы.

Валеологическая цель: формирование собственной я-позиции к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Задачи мероприятия: обеспечить учащихся полной информацией о сохранении и укреплении своего здоровья, о вреде табакокурения, прививать знания и навыки ответственного отношения к своему здоровью, обучить ответственному поведению по профилактике и отказу от табакокурения.

Учащиеся должны

Знать: негативные последствия вредных привычек: курения, наркомании

Иметь: стремление следовать здоровому образу жизни,

Уметь: сказать «нет» табакокурению.

Методы и приемы:

  • словесные
  • наглядные
  • нсследовательские
  • познавательной игры
  • репродуктивные
  • диалогические

Формы работы: групповая, интерактивная игра

Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентации, электронная физминутка, материалы для опыта, плакаты, аудиоматериалы, костюмы участников, фломастеры, альбомы, вырезанные кружки из бумаги.

Ход мероприятия:

— Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие по валеологическим станциям великой страны под названием «Здоровье».

— Но путешествие сегодня будет очень важным и серьезным. Вы готовы к нему? Приглашаю вас погрузиться в минутку тишины.

Звучит музыка.

Наше путешествие будет поистине фантастическим. Мы с вами полетим в особую страну, имя которой «Страна здоровье» (звучит музыка). Если у кого-то есть желание закрыть глазки — можете их закрыть (пауза).

Наш космический лайнер приземлился в «Стране здоровья» на станции Тишины. Мы медленно, друг за дружкой, спускаемся по трапу. Перед нами раскрывается сказочная и удивительная планета (пауза). Она удивительна и красива потому, что в ней все наполнено чистотой, здоровьем, радостью, счастьем (пауза).

Солнышко на этой планете светит по-особому: лучисто, тепло и необыкновенно (пауза). Солнышко рассыпает свой свет, посылая каждому жителю этой страны свои лучики энергии, силы и здоровья. Всем людям, кто попадает на эту планету, становится по настоящему хорошо и радостно (пауза). Нам особенно хорошо в этой стране, потому что мы прилетели по приглашению жителей этой страны. Удивительно то, что жители страны — настоящие друзья друг другу, близким и родным, знакомым и незнакомым (пауза).

Именно поэтому они приветствуют самых здоровых ребят, живущих в мире и согласии, которые любят спорт, у которых лад и уважение в мыслях и сердце. «Страна Здоровье» радуется, что мы ее желанные и дорогие гости (пауза)

В этой стране можно босиком бегать по мягкой, зеленой лужайке. Вы хорошо чувствуете, как мягкая зеленая травка гладит ваши ножки (пауза).

Солнышко греет землю (пауза). Вы остро чувствуете запах цветов, трав, меда (пауза). А еще вы слышите, как журчит звонкий ручеек, поют веселые птички…(пауза).

Давайте постоим очень спокойно и послушаем себя, послушаем Матушку-Природу. Развернем ладошки к солнышку. Почувствуйте тепло солнечных лучей, которые льются на нас с голубых небес, легкую прохладу осенней земли (пауза).

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Медленно вдохните, представляя себе, что вы впитываете энергию, содержащуюся в окружающей вас атмосфере. Задержите дыхание и почувствуйте, как воздух очищает и дает живительную силу каждой клеточке вашего организма. Теперь выдохните и вместе с выдохом освободите себя от напряжения, от всех забот и страхов, которые оказывают на вас отрицательное влияние. Опять медленно вдохните и представьте себе белый цвет в форме большого шара. Вновь ненадолго задержите дыхание и почувствуйте, как этот цвет проникает в ваше тело. Он очищает вас, дает силу, наполняет все клетки организма светом и энергией.

Продолжайте спокойно дышать и ощутите, как под воздействием света жизнь начинает пульсировать в каждой клетке вашего организма. Постарайтесь еще некоторое время задержаться в этих волнах белого цвета, почувствуйте, как меняется сознание в глубине вашего «Я», а затем поблагодарите тот внутренний источник, который подарил вам эти ощущения. Теперь постепенно возвращайтесь к своему обычному состоянию.

Осознайте свое тело и окружающее пространство, откройте глазки.

— Ребята, понравилось вам путешествовать?

— В век технического прогресса и завоевания космоса, как вы думаете, что для нас дороже всего?

— Конечно же, здоровье! Здоровье человека — это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире. Поэтому, девизом нашего путешествия будет народная поговорка

«Здоров будешь — все добудешь».

Ребята, как вы думаете, что такое здоровье? (Ответы учащихся)

«Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений»
(Всемирная организация здравоохранения)

Составление пятистишия — «синквейна» на тему «Здоровье».

Каждая группа пишет синквейн на заданную тему.

Здоровье
Крепкое, сибирское.
Двигайтесь, питайтесь, дышите.
Ведите здоровый образ жизни.
Помните!
Здоровье
Важное, необходимое
Берегите, укрепляйте, сохраняйте
В здоровом теле – Здоровый дух!
Всегда!

Памятка для учителя

Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное). Во второй строке дается описание темы /предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета. Четвертая строка представляет собой фразу, из 4–5 слов, выражающих отношение автора к теме/ предмету. Пятая строка — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы / предмета (одно слово).

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель предлагает детям прочитать составленные синквейны.

— А что негативно влияет на здоровье человека? (ответы детей)

Конечно, вредные привычки: курение, наркомания, алкоголь.

— И сейчас мы побываем на станции «Курение» (использование презентации)

Там курят и думают, что делают правильно. Но мы с вами, надеюсь, сможем разобраться и объяснить им, что это не так.

Курить — здоровью вредить.

Ежедневно во всем мире от последствий курения погибают более 10 тыс. человек.

Кто курит табак, тот сам себе враг.

Установлено, что средняя продолжительность жизни курильщиков на 10–15 меньше, чем некурящих.

Минздрав предупреждает! Курение опасно для вашего здоровья!

По данным министерства здравоохранения пульс курильщика в среднем 10–20 ударов в минуту, чаще пульса некурящего, то есть у него в 3 раза больше шансов заработать сердечный приступ. Курильщики в 2,5 чаще болеют простудными заболеваниями.

40% курильщиков умирают от сердечно-сосудистых заболеваний.
30% — от заболеваний легких,
10% — от рака и инсульта.

Много бед от сигарет.

Умственный потенциал курильщиков оказывается намного ниже, чем
некурящих. Курильщик постепенно глупеет, память его ослабевает.

Курение — скрытая наркомания

Курение — не то занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не воспринимают ее всерьез.

Кто сигареты поджигает, тот жизнь на годы сокращает!

Птицы погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином.

Кролик погибает от 1\4 капли никотина, собака — от 1\2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2–3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20–25 сигарет.

— Ребята, а сейчас посмотрите на жителей этой страны и сделайте выводы.

Сценка-диалог (на сцене трое курильщиков-малолеток)

Курильщик 1. Ну, сколько там в нашем кармане?

Курильщик 2. На пачку хватит сигарет.

Курильщик 3. Купи скорей её в киоске,
А то терпенья больше нет!

Курильщик 1. Сейчас все курят в каждой школе.
Мы что с тобой не мужики?!
Неси скорее сигареты,
Уж надоели нам бычки!

Курильщик 2. Ты что закашлялся, братишка?
И с глаз во всю бегут.
И губы синие вдруг стали.
Не дай бог, взрослые зайдут!

Курильщик 3. Тошнит меня и рвёт, качает,
И голова моя болит.
Не буду больше, забери их —
Я не хочу себе вредить!

— Действительно, при первом курении у человека першит в горле, во рту — противный вкус, в глазах темнеет, голова начинает кружиться, тошнит. Так организм человека борется с ядом и говорит хозяину: «Не губи себя! Никогда не пробуй больше!»

— Ну, а если за одной сигаретой последует другая, то организм перестает сопротивляться: человек привыкает к курению, а потом уже и бросить трудно, а отвыкать нужно.

— А что происходит с людьми, которые не курят сами, но находятся рядом с курящими? Как вы думаете? (ответы детей)

— Эти люди, то есть мы с вами, становимся в таком случае пассивными курильщиками. Если курильщик несколько раз наберет в рот дым от сигареты и выдохнет его на чистую салфетку, то на белой ткани образуется коричневое пятно. (учитель показывает салфетку с пятном)

— Сделаем вывод: значит, и сигаретный дым опасен для здоровья не только курящих, но и дышащих этим дымом. Вот почему надо стараться не находиться в помещении, где курят, быстрее проветривать такое помещение.

— Вот почему, совсем недавно в Казахстане принят Закон о запрете курения в общественных местах.

— Особенно вредно курение детям! У курящих детей плохая память, такие дети медленно соображают, быстро устают на физкультуре, задыхаются. Они нервные и обидчивые, часто лезут в драку, неопрятны.

— Сейчас мы побываем на станции Сказок. — И вы услышите историю про Цаплю. (инсценировка учащихся с заранее подготовленными рисунками)

Цапля — курильщица

1.Жила цапля на болоте
Выходила на охоту:
Свежей травки пощипать,
Да лягушек погонять.
И могла стоять носатая
Целый день в воде,
Как статуя.

2.Скучно стало цапле жить,
Цапля начала курить…
Выйдет цапля на болото-
Ну, какая тут охота?..

3.Стал у цапли бледный вид,
И пропал вдруг аппетит,

4.Так курила цапля лето,
Хоть и знала, вредно это!
Стало вскоре цапле плохо:
Цапля чахла, цапля сдохла…

5.А могла бы долго жить!
И зачем было курить?

— А что можно противопоставить курению? Конечно, физкультуру!

— И мы с вами отправляемся на станцию Веселых физминуток. (презентация электронной физминутки, под музыку выполнение физминутки).

— Мы приближаемся к станции Космическая и нас ждет встреча с инопланетянами. Звучит «космическая» музыка, под звуки которой Инопланетяне появляются.

Инопланетянин 1 (обращаясь к детям):
Планета ваша далеко,
К вам миллионы лет пути,
Добраться было нелегко,
Не просто вас, землян, найти.

Инопланетянка 2 (осматриваясь):
…Планета, словно вся в дыму,
Откуда эти гарь и пыль?
У нас в галактике давно
Летает воздухомобиль.

Ученик 1
(обращаясь к инопланетянам):
Мы очень рады видеть вас.
Проделали вы трудный путь,
И все же посетили нас
Мы приглашаем отдохнуть.

Ученик 2:
Ваш образ жизни нам неведом:
Что можно вам, а что нельзя…
Но вас встречает вкусным хлебом
Гостеприимная Земля.

Земляне подносят инопланетянам каравай хлеба.

Инопланетянка 1:
О! Как воздушен он и вкусен.
Нас научите печь его.

Инопланетянин 2:
Как видно, пекарь ваш искусен.
А мы вам дарим молоко.
Наш млечный путь в молочных реках,
Взбиваем масло мы из рек.
И по галактикам в тарелках
Развозим это (показывает молоко и масло) Человек!

Инопланетянка 1:
Я чувствую, слабее стала,
Вдруг закружилась голова,
Глазами видеть перестала.

Инопланетянин 2:
Дым… Началась у вас война?

Землянин 1:
Вы сигареты не видали?
Тогда мы вам ее представим:
Вулкан, чадящий изо рта!
И привлекательна она едва ли.

Инопланетянин 2:
Друзья! Вы, кажется, пропали,
В дыму несчастная Земля!

Инопланетянка 1:
Как можно видеть, слышать, думать,
Когда вокруг туман и смрад?
Страшнее вещи не придумать
Для ваших взрослых и ребят.

Инопланетянин 2:
В тарелку! Мигом улетаем,
Не сможем долго мы дышать.
Слух, зренье, мозг — все погибает!
Прощайте! Вас пора спасать.

Инопланетянка уходит, опираясь на плечо инопланетянина. Звучит музыка. Инопланетяне покидают Землю. Земляне, помахав руками, стоят, опустив головы.

Землянин 1:
Как хорошо все начиналось:
Хлеб, чудо-молоко

Землянин 2:
И так внезапно оборвалось,
Они теперь уж далеко.

Землянин 3:
Спасенье в нас самих, Земляне!
Мы скажем никотину «НЕТ!»
Вернитесь, инопланетяне.
Мы станем лучшей из планет.

Землянин 4:
Пусть будут родники искриться
И воздух чист, прозрачен, свеж.

Землянин 5:
Пусть люди будут все стремиться
Чтоб наступил такой рубеж,
Когда большие тети, дяди
Наклеят на рекламный щит,
То, что не денег только ради,
То, что здоровье защитит.

Землянин 1:
Пусть не страдают больше люди
В дыму чадящих сигарет.
Науку эту не забудем.

Все (хором): И никотину скажем «Нет!»

— Вот, ребята, как земляне осознали свою ошибку. Ведь курение несет страшные болезни в последствии, о которых люди не всегда думают.

— А теперь мы приближаемся к станции Размышления. Я предлагаю вам послушать притчу.

Притча о мудреце

В далеком прошлом, когда табак только начал свое распространение, это растение привезли к подножию Арарата, где жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды, старец увидел, что вокруг купцов, разложивших свой товар, собралась толпа крестьян. Купцы расхваливали свой товар. Мудрец подошёл к ним и сказал: «Этот лист приносить пользу: курящим в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». Купцы обрадовались такой рекламе и попросили старца подробнее рассказать об этом великолепном листе. Мудрец продолжал: «Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом, где человек не спит. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой. Как собака укусит человека, если у него в руках палка? И наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости». Вот такая вот притча.

— И вот мы находимся у станции Рекламная пауза.

(дети поют частушки).

Коля, Коля, не кури:
Вредно для здоровья.
Лучше пей ты каждый день
Молоко коровье.

Говорили, говорили,
Чтоб мальчишки не курили,
А Андрюшка за углом
Подавился табаком.

Каждый день у нас Денис
Курит по полпачки.
Лучше ел бы мальчик наш
Леденцы на палочке.

Никотином травим всех,
Тех, кто с нами рядом.
Чтобы не было беды
Курить бросить надо

— И в завершение нашего серьёзного путешествия по стране Здоровье, мы попадаем на станцию Творческая. (дети выражают протест курению в виде агитационного плаката).

Презентация работ в кругу «От сердца к сердцу»

Рефлексия

— Понравилось ли вам путешествие? Что нового вы узнали? Что каждый взял для себя из этого занятия? Какой вывод сделали? (ответы детей)

— Конечно, новое поколение говорит «НЕТ» курению. Мы выбираем здоровье!

Презентация «Никотин — один из самых опасных ядов растительного происхождения»

Список использованной литературы:

  1. Кушербаева А.А. «Курит ли ваш ребенок?» Алматы, 2002 г.
  2. Локтионова О.С., Михайлова Т.Г. «Методические рекомендации по проблемам формирования здорового образа жизни среди школьников» Алматы ИПК ПКСО, 2001 г.
  3. «Научите своих детей сказать „нет“ курению». Руководство для родителей, Астана, 2000 г.
  4. Дереклеева Н.Н. «Родительские собрания». М. Вербум — М, 2001 г.
  5. Запорожченко В.Г. «Образ жизни и вредные привычки». М. Медицина, 1994 г.
  6. Воринов Ю.Б. «Три влечения». М. Просвещение, 2001 г.
  7. Полянкин Н.Я. «Курение — враг здоровья». М. Медицина, 1965 г.
  8. Маюров А.Н., Маюров Я.А. «Уроки культуры здоровья», «Табачный туман обмана». М. Педагогическое Общество России, 2004 г.
  9. Ягодинский В.Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя» книга для уч-ся. М. Просвещение, 1986 г.
Категория: