Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Интегрированный урок по предметам теория музыки и сольфеджио «Трезвучия»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Кондратова Надежда Руслановна преподаватель КГУ «Комплекс «Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля»

Разработка интегрированного открытого урока по предметам «Теория музыки» и «Сольфеджио» со студентами 1 курса специальности «Фортепиано»

Тема урока: Трезвучия

Тип урока: интегрированный

Форма урока: урок — творчество

Цель урока: Становление творческих способностей при работе с учебным материалом, основанным на использовании аккордов.

Задачи урока:

обучающая — закрепить умения и навыки исполнения и интонирования аккордов;
развивающая — развитие творческого подхода к конструктивному и профессиональному музыкальному материалу;
воспитательная — формирование инициативы, самостоятельности,творчества.

Структура урока;

1. сообщение студентам темы и цели предстоящей работы
2. воспроизведение студентами знаний, которые потребуются для выполнения предложенных заданий
3. выполнение студентами различных заданий, упражнений и проверка выполненной работы
4. формулировка выводов по изученному материалу
5. оценка результатов, подведение итогов

Разделы урока:

1. повторение теоретического материала
2. вокально-интонационные упражнения
3. устный диктант
4. слуховой анализ
5. чтение с листа
6. проверка домашнего задания:
а) сольфеджирование
б) игра гармонических оборотов, секвенций

Творческие задания использованы в разделах: вокально-интонационные упражнения, диктант, проверка домашнего задания

Ход урока:

1. Повторение теоретического материала. Студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Что такое аккорд?
2. Перечислить виды трезвучий
3. Назовите структуру трезвучий
4. Сколько обращений имеют трезвучия?
5. Как называются тоны трезвучия?
6. Чем определяются названия: «секстаккорд», «квартсекстаккорд»?
7. Фонизм аккорда. От чего он зависит?
8. Назовите функциональные группы аккордов, гармонические обороты
9. Каковы виды трезвучий в гармонических ладах?

2. Вокально-хоровые упражнения.

Данный вид работы предполагает мелодическое и гармоническое исполнение аккордов от звука и в ладу.

От звука «е», «d», «с»:

Упражнение 1. исполнять, чередуя направление «вверх» и «вниз»:

а) трезвучия
б) секстаккорды
в) квартсекстаккорды

Упражнение 2. секвенция: диатоническая, восходящая (D6 — T). Шаг звена — секунда

Упражнение 3. составить и спеть свой пример. Выбор шага секвенции и  направление студенты выбирают самостоятельно

В тональности d-moll:

Упражнение 1. спеть гармонические обороты «вверх» в прямом движении
I — V6 — I, I — IV64 — I, I — V64 — I

Упражнение 2. Студентам предлагается вокальная импровизация на основе данных оборотов с заполнением аккордовых интервалов с заданным ритмическим рисунком в размере ¾.

3. Устный диктант

Выбранный образец музыкальной литературы (И. Брамс. Колыбельная), используемый в качестве диктанта и содержащий движение по звукам аккордов, проигрывается 2-3 раза. Диктант кратко анализируется (размер, количество тактов, основные мелодические обороты) и пропевается с названием звуков в основной тональности, а затем транспонируется учащимися на фортепиано в разных тональностях. Далее сочиняется второй голос на фортепиано к исполняемой голосом мелодии.

4. Слуховой анализ

1. Инструктивный материал: определить на слух виды трезвучий, их обращения (аккорды вне лада, в различных регистрах, в теснейшем расположении, гармонические обороты в разных тональностях: I — IV64  —I, I — IV6 — I, I — V64  —I6, I — V6 — I, I 64- V- I 64, I6 — IV- I6, I6 — V64 — I6 )

2. Исполняются примеры из музыкальной литературы, в которых необходимо также определить аккорды:
Бетховен Л. Соната № 3, ч.1, первое предложение, Г. П
Бетховен Л. Соната № 23, ч.2, начальный период
Чайковский П. Детский альбом, «Русская», начальный период
Шуман Р. Альбом для юношества, «Смелый наездник», начальный период

5. Чтение с листа

Примеры подобраны в соответствии с изучаемым материалом и содержат мелодические обороты, основанные на движении по звукам аккордов. Эти обороты студенты должны отметить и проанализировать до начала исполнения.

1) Моцарт В. Песня «Жил-был на свете мальчик» в сб. Русяевой Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио, М.1989, № 6
2) Брусиловский Е. «Боз Айгыр» сюитасы в сб. Сольфеджио 1 часть. Одноголосие на материале произведений казахстанских композиторов, № 50

6. Проверка домашнего задания

а) примеры для сольфеджирования учащиеся исполняют индивидуально, с подбором второго голоса (Калмыков Б., Фридкин Г. № )
б) исполнение примера с подбором аккордов в теснейшем расположении (Калмыков Б., Фридкин Г. № 387)
в) игра функциональных гармонических оборотов в тональностях, указанных преподавателем

В конце урока необходимо подвести итог работе: отметить особенности строения трезвучий, их фоническую окраску, функциональность, особенности интонирования и функциональное значение.

Категория: