Интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 3 классе: «Царица, красавица, матушка»
Брянец Наталья Николаевна учитель начальных классов среднего уровня квалификации высшей категории. КГУ «Средняя школа им. С. Муканова» СКО Жамбылский р-н, с. Святодуховка |
Зимние поэтические странички
(слайд 1)
Цель. Знакомство с произведениями классической литературы о зиме.
Задачи.
1. Учить анализировать произведения, различать литературные приемы при описании пейзажа.
2. Развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
3. Дать сравнительный анализ пейзажной лирики о зиме в произведениях русских и казахских поэтов.
4. Воспитание эстетических чувств, любви к природе через чтение и анализ литературного произведения. (слайд 2)
Ход работы
I. Побуждение (Психологический настрой)
Мы приветствуем гостей
Дорогих учителей
Всех — знакомых, незнакомых,
И серьёзных и весёлых.
Мы пришли в этот мир,
Чтобы радость дарить,
Чтоб украсить собой
Чуть его изменить.
Я всё смогу.
Я себя покажу.
Я себя люблю.
Я тебя люблю.
Я всех люблю.
— Я знаю, вы немножко волнуетесь. И поэтому, я предлагаю вам немного расслабиться. Сядьте поудобнее, закройте глаза и вслушайтесь в эту красивую мелодию. Какое замечательное утро, белые стволы деревьев блестят на солнце, яркие лучи солнца озаряют наши головы, руки, ноги — всё бело. Мы наполняемся этим светом, становимся лёгкими. Ветерок подхватывает нас, поднимает высоко — высоко. Как удивительно красиво кругом, нам весело, радостно, надёжно, потому что мы вместе. Не спеша опускаемся на землю, открываем глазки и дарим друг другу ослепительную улыбку.
II. Целевая установка (Мозговой штурм)
— Урок у нас не совсем обычный. Сегодня ребята мы будем читать, отгадывать, слушать, сочинять, знания о прилагательных закреплять. Рассказывать стихотворения, поднимать настроение.
— А чему будет посвящен урок, узнаете отгадав загадку (слайд 3)
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица —
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
Что это за царица? (Зима) (слайд 4)
— А вы догадались что за скакуны прилетели? (Месяца) (слайд 5)
— Кто знает имена этих коней? (Декабрь, Январь, Февраль)
— Ответить мне нужно словами песни о 3 белых конях. Кто хочет спеть?
Поют припев — (прикрепляются имена коней)
III. Ассоциация
— Ребята, а в вашем представлении, что такое зима?
— С чем она ассоциируется? Что представляете, когда звучит слово «Зима»?
Составление детьми ассоциации к слову зима (на доске).
IV. Поэтическая гостиная
— Настало время проверить д/з. Это мы сделаем, как обычно, отправившись в нашу поэтическую гостиную. Гостями в ней будут зимние поэтические странички.
— Приготовьте оценочные листы.
— Работаем, как всегда, слушаем—сопоставляем—оцениваем.
— Сейчас, как обычно, мы с вами создадим поэтическую атмосферу нашей гостиной.
Зажигаются свечи.
— Послушайте, какое замечательное стихотворение написал о зиме А.С. Пушкин,
— Что же пишет о зиме Елубаев
— Какая зима у Елубаева?
Асылбеков
Баратынский
Дусенбиев
Квитко
Бальмонт
(слушание, вывешивание рисунков к стихотворениям) (слайды 6, 7, 8)
— Сейчас каждому представится возможность ощутить себя снежинкой.
— Какой бы эпитет вы к себе подобрали?
V. Тур по галерее
— Что объединяет всех этих поэтов?
— Настало время затушить свечу в нашей гостиной и отправиться в тур по галерее. (Вывешивание оценочных листов).
— Из галереи переходим в зимний лес.
VI. Снежный лес (работа над прилагательными)
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит
И стоит он, околдован —
Не мертвец и не живой.
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой. (слайд 9)
— Какое время описывает Тютчев в своём стихотворении? (Зиму)
— С помощью каких слов автор передаёт красоту природы? (Снежной, чудной, волшебной, пуховой)
— Чем являются эти слова в стихотворении? (эпитеты)
— Какие это части речи? (Прилагательное)
— С помощью чего можно передать красоту природы?
— Какой эпитет вы бы подобрали, чтобы показать красоту этого леса? (Сверкающий)
— Составьте словосочетания с этим прилагательным. (Учитель указывает предмет)
1) Сверкающий иней (как вы это представляете?)
2) Сверкающие облака (когда мы видим сверкающие облака?) Я раздаю вам эти сверкающие облака
Выслушивается текст: Какой бывает снег (слайд 10). (Дети выписывают прилагательные на тучки снеговые)
Какой бывает снег?
Как-то раз я услышал, как спорили воробьи.
— Какой бывает снег?
— Золотой! — ответило утро.
— Голубой, — сказало чистое небо.
— Синий-синий, — пошептали тени старых кленов.
— Холодный! — проворковали голуби, пряча клюв под крыло и поджимая лапки.
— Легкий, легкий! — прошумел ветер и закружил, как пух, густые снежинки.
— Тяжелый, очень тяжелый, — вздохнули ветки деревьев, прижатые к земле грузом снега.
— Алый, алый! — сказала вечерняя заря, вспыхнув над вершинами деревьев.
Так и не узнали воробьи, какой же бывает снег.
А я думаю, что снег праздничный. Когда он выпадает, на улице весело.
Зачитывают прилагательные с тучек (крепятся тучки в одну снеговую тучу). (слайд 11)
— Туча так переполнилась что вот-вот пойдёт снег.
— А вот и снег (на парты ложится по снежинке).
— Запишите на снежинках родственные слова к слову снег (чтение).
— Украсим лес снежком к празднику.
VII. Стратегия — противостояние
(работа в парах)
VIII. Цифровой диктант
— Самая ответственная работа ребята, нам предстоит.
Белое чудо в середине двора,
Долго трудилась над нами детвора
Долго с комочков её собирали,
После холодной водой поливали.
— Что мы будем делать? (Горку)
— Вот вам комочки.
(под определёнными номерами записаны окончания прилагательных)
— Я диктую словосочетания существительное + прилагательное, вы определяете окончание прилагательного и записываете цифру, под которой находится окончание.
1) Запорошенная земля
2) Первый снежок
3) Зимняя сказка
4) Белоснежный песок
5) Пушистые ели
6) Холодный ветер (горка готова)
— Вот и подходит урок к концу.
— Пробегите глазами по всему, над чем мы работали.
— Ребята, какие бы вы ещё слова добавили в нашу ассоциативную картину.
(Хозяйка, волшебница, серебристая, снежная, ледяная)
IX. Синквейн (составление пятистишья)
X. Словесное рисование
— Если бы вам пришлось нарисовать портрет зимы — олицетворить ее, как бы он выглядел?
3 портрета
1) лохматая, злая, холодная, ветреная (слайд 12)
2) хозяюшка в тёплой шали добрая красавица, солнечная, улыбающаяся (слайд 13)
3) грустная, равнодушная, дремлющая (слайд 14)
(Вывешиваются портреты зимы)
— Какой вывод можно сделать, глядя на эти картины? (Зима красавица, капризная, часто меняет своё настроение)
— Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас оценили каждый свою работу на уроке. У вас 3 снежинки 3 характера зимы. Голубую выберут те, кому понравилось на уроке, кто давал правильные ответы, был активен, хотел получить 5. Синюю выберут те, кто не всегда отвечал правильно и хочет получить 4. И белую выберут те, кому было грустно и скучно на уроке и работать не хотелось.
(Клеют снежинки у портретов)
Дополнительное задание — составление таблицы противоположностей.
- 11086 просмотров