Международный творческий конкурс «Пусть всегда будет солнце!» для детей, педагогов и воспитателей

 

Продам стиральную машину

Православный портал «Кампан»Б\у, работающая. Цвет: белый Управление: электронное (интеллектуальное) Установка: отдельно стоящая Тип загрузки: фронтальная. Контакты: +7-707-22077-53, г. Петропавловск. Подробнее

Интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 3 классе: «Царица, красавица, матушка»

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Брянец Наталья Николаевна учитель начальных классов среднего уровня квалификации высшей категории. КГУ «Средняя школа им. С. Муканова» СКО Жамбылский р-н, с. Святодуховка

 

Зимние поэтические странички

 

(слайд 1)

Цель. Знакомство с произведениями классической литературы о зиме.

Задачи.

1. Учить анализировать произведения, различать литературные приемы при описании пейзажа.
2. Развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
3. Дать сравнительный анализ пейзажной лирики о зиме в произведениях русских и казахских поэтов.
4. Воспитание эстетических чувств, любви к природе через чтение и анализ литературного произведения. (слайд 2)

Ход работы

I. Побуждение (Психологический настрой)

Мы приветствуем гостей
Дорогих учителей
Всех — знакомых, незнакомых,
И серьёзных и весёлых.

Мы пришли в этот мир,
Чтобы радость дарить,
Чтоб украсить собой
Чуть его изменить.

Я всё смогу.
Я себя покажу.
Я себя люблю.
Я тебя люблю.
Я всех люблю.

— Я знаю, вы немножко волнуетесь. И поэтому, я предлагаю вам немного расслабиться. Сядьте поудобнее, закройте глаза и вслушайтесь в эту красивую мелодию. Какое замечательное утро, белые стволы деревьев блестят на солнце, яркие лучи солнца озаряют наши головы, руки, ноги — всё бело. Мы наполняемся этим светом, становимся лёгкими. Ветерок подхватывает нас, поднимает высоко — высоко. Как удивительно красиво кругом, нам весело, радостно, надёжно, потому что мы вместе. Не спеша опускаемся на землю, открываем глазки и дарим друг другу ослепительную улыбку.

II. Целевая установка (Мозговой штурм)

— Урок у нас не совсем обычный. Сегодня ребята мы будем читать, отгадывать, слушать, сочинять, знания о прилагательных закреплять. Рассказывать стихотворения, поднимать настроение.

— А чему будет посвящен урок, узнаете отгадав загадку (слайд 3)

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица —
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
Что это за царица? (Зима) (слайд 4)

— А вы догадались что за скакуны прилетели? (Месяца) (слайд 5)

— Кто знает имена этих коней? (Декабрь, Январь, Февраль)

— Ответить мне нужно словами песни о 3 белых конях. Кто хочет спеть?

Поют припев — (прикрепляются имена коней)

III. Ассоциация

— Ребята, а в вашем представлении, что такое зима?

— С чем она ассоциируется? Что представляете, когда звучит слово «Зима»?

Составление детьми ассоциации к слову зима (на доске).

IV. Поэтическая гостиная

— Настало время проверить д/з. Это мы сделаем, как обычно, отправившись в нашу поэтическую гостиную. Гостями в ней будут зимние поэтические странички.

— Приготовьте оценочные листы.

— Работаем, как всегда, слушаем—сопоставляем—оцениваем.

— Сейчас, как обычно, мы с вами создадим поэтическую атмосферу нашей гостиной.

Зажигаются свечи.

— Послушайте, какое замечательное стихотворение написал о зиме А.С. Пушкин,

— Что же пишет о зиме Елубаев

— Какая зима у Елубаева?

Асылбеков
Баратынский
Дусенбиев
Квитко
Бальмонт

(слушание, вывешивание рисунков к стихотворениям) (слайды 6, 7, 8)

— Сейчас каждому представится возможность ощутить себя снежинкой.

— Какой бы эпитет вы к себе подобрали?

V. Тур по галерее

— Что объединяет всех этих поэтов?

— Настало время затушить свечу в нашей гостиной и отправиться в тур по галерее. (Вывешивание оценочных листов).

— Из галереи переходим в зимний лес.

VI. Снежный лес (работа над прилагательными)

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит
И стоит он, околдован —
Не мертвец и не живой.
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой. (слайд 9)

— Какое время описывает Тютчев в своём стихотворении? (Зиму)

— С помощью каких слов автор передаёт красоту природы? (Снежной, чудной, волшебной, пуховой)

— Чем являются эти слова в стихотворении? (эпитеты)

— Какие это части речи? (Прилагательное)

— С помощью чего можно передать красоту природы?

— Какой эпитет вы бы подобрали, чтобы показать красоту этого леса? (Сверкающий)

— Составьте словосочетания с этим прилагательным. (Учитель указывает предмет)

1) Сверкающий иней (как вы это представляете?)

2) Сверкающие облака (когда мы видим сверкающие облака?) Я раздаю вам эти сверкающие облака

Выслушивается текст: Какой бывает снег (слайд 10). (Дети выписывают прилагательные на тучки снеговые)

Какой бывает снег?

Как-то раз я услышал, как спорили воробьи.

— Какой бывает снег?

— Золотой! — ответило утро.

— Голубой, — сказало чистое небо.

— Синий-синий, — пошептали тени старых кленов.

— Холодный! — проворковали голуби, пряча клюв под крыло и поджимая лапки.

— Легкий, легкий! — прошумел ветер и закружил, как пух, густые снежинки.

— Тяжелый, очень тяжелый, — вздохнули ветки деревьев, прижатые к земле грузом снега.

— Алый, алый! — сказала вечерняя заря, вспыхнув над вершинами деревьев.

Так и не узнали воробьи, какой же бывает снег.

А я думаю, что снег праздничный. Когда он выпадает, на улице весело.

Зачитывают прилагательные с тучек (крепятся тучки в одну снеговую тучу). (слайд 11)

— Туча так переполнилась что вот-вот пойдёт снег.

— А вот и снег (на парты ложится по снежинке).

— Запишите на снежинках родственные слова к слову снег (чтение).

— Украсим лес снежком к празднику.

VII. Стратегия — противостояние

(работа в парах)

VIII. Цифровой диктант

— Самая ответственная работа ребята, нам предстоит.

Белое чудо в середине двора,
Долго трудилась над нами детвора
Долго с комочков её собирали,
После холодной водой поливали.

— Что мы будем делать? (Горку)

— Вот вам комочки.

(под определёнными номерами записаны окончания прилагательных)

— Я диктую словосочетания существительное + прилагательное, вы определяете окончание прилагательного и записываете цифру, под которой находится окончание.

1) Запорошенная земля
2) Первый снежок
3) Зимняя сказка
4) Белоснежный песок
5) Пушистые ели
6) Холодный ветер (горка готова)

— Вот и подходит урок к концу.

— Пробегите глазами по всему, над чем мы работали.

— Ребята, какие бы вы ещё слова добавили в нашу ассоциативную картину.
(Хозяйка, волшебница, серебристая, снежная, ледяная)

IX. Синквейн (составление пятистишья)

X. Словесное рисование

— Если бы вам пришлось нарисовать портрет зимы — олицетворить ее, как бы он выглядел?

3 портрета

1) лохматая, злая, холодная, ветреная (слайд 12)
2) хозяюшка в тёплой шали добрая красавица, солнечная, улыбающаяся (слайд 13)
3) грустная, равнодушная, дремлющая (слайд 14)

(Вывешиваются портреты зимы)

— Какой вывод можно сделать, глядя на эти картины? (Зима красавица, капризная, часто меняет своё настроение)

— Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас оценили каждый свою работу на уроке. У вас 3 снежинки 3 характера зимы. Голубую выберут те, кому понравилось на уроке, кто давал правильные ответы, был активен, хотел получить 5. Синюю выберут те, кто не всегда отвечал правильно и хочет получить 4. И белую выберут те, кому было грустно и скучно на уроке и работать не хотелось.

(Клеют снежинки у портретов)

Дополнительное задание — составление таблицы противоположностей.

Категория: