Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Интегрированный урок казахского, русского языка и познания мира

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Мукашева Шынара Даутовна учитель начальных классов первой квалификационной категории КГУ «Новоишимская СШ № 1» район имени Габита Мусрепова СКО

Мукашева Ш.Д.

Пояснительная записка

Центральным разделом программы по грамматике в 4 классе является раздел «Морфология», в частности «Спряжение глагола», поэтому в соответствии с программой мною выбрана данная тема по русскому языку.

На конкурс предоставлены разработки трех уроков по данной теме:

  • урок — интегрированный русского языка, казахского языка и урока познания мира по теме: «Домашние животные», «I и II спряжение глаголов».
  • урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа»
  • обобщающий урок русского языка с элементами литературоведения по теме: «Спряжение глаголов».

Хочется отметить, что два урока из представленных: интегрированный урок русского, казахского языка и познания мира: «Домашние животные», «I и II спряжение глаголов» и урок русского языка: «Правописание мягкого знака после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа» — открытые уроки, которые были проведены на заседаниях кустового методического объединения учителей начальных классов.

Изучение языков всегда актуально.

В условиях требований нынешнего времени начальная школа призвана воспитать духовно-нравственную личность, так как именно начальное общее образование является основой развития интеллекта, формирования билингвальной личности. Интегрированный урок является одним из таковых.

Цель обучения заключается в формировании умений распознавать спряжения глаголов настоящего и будущего времени, совершенствовать навыки письма.

Названная цель реализуется через решение следующих задач: — совершенствовать орфографические навыки письма, способствовать изучению государственного языка, воспитывать бережное отношение к природе, расширять кругозор школьников, развивать интеллектуальные способности, прививать интерес к языку.

Тема: I и II спряжение глаголов.

Задачи:

  • образовательная: формировать умение распознавать спряжения глаголов настоящего и будущего времени,
  • развивающая: развивать внимание, устную и связную письменную речь на казахском, русском языках.
  • воспитательная: воспитывать внимательное отношение к животному миру

Оборудование и средства обучения: текстовые карточки, наглядный материал: кластер «Домашние животные», рисунок лошади, игрушки — домашние животные, раздаточный материал, кластер «Личные окончания глаголов I и II спряжения»

I. Организация класса

Приветствие на государственном языке.

II. Мотивация:

2.1. Постановка проблемы:

На земном шаре, по подсчетам ученых-языковедов свыше 2500 различных языков. У каждого народа свой язык. А какой язык является языком международного общения? Из 2500 языков русский язык — один из наиболее распространенных в мире.
Государственным признан в республике Казахстан — … .

Для чего необходимы знания языков?

III. Реализация

— Насколько вы владеете разговорной речью, мы и узнаем на уроке.

3.1 Устно-речевая разминка на казахском языке.

Қазір кім өз туралы айтады?
В случае затруднения учителем задаются вопросы:
Сенің атың кім? — Сен неше жастасың?
Қайда турасьң? — Сен қай мектепте окисың?
Сендер кай Республикада тұрасыңдар?
Саған қай сабақ ұнайды?

3.2. Реализация ЗУН на казахском, русском языках.

На плакате: Мен Қазақстан Республикасында тұрамын.
Біз Рузаев орта мектебінде окимыз.
Маған орыс тілі сабағы унайды.

3.3. Актуализация знаний о спряжении глагола.

Найдите в предложениях глаголы, переведите их и определите спряжение глагола.

Запись в тетради.

Выдели окончания глаголов.

Живу — живешь (I спр.), учимся (спр.), нравится (спр.).

Знания какого правила о глаголе вам помогли найти их в предложении?

(Глаголы в казахском языке пишутся в конце предложения).

Знания какого правила способствовали правильному написанию личных окончаний глаголов?

Для чего необходимы умения определения спряжений глаголов?

4. Сообщение темы урока.

Сегодня мы на уроке поговорим о домашних животных. Какую пользу приносят животные людям? Казахи издревле занимались разведением домашних животных (скотоводством), что помогало им иметь, кроме пищи, одежду и транспорт.

4.1. Словарная работа.

Работа в группах.

1 группа: Выписать глаголы, выделить окончания.
2 ученика работают у доски.

Баю — баюшки-баю к нам пришел медведь — аю.
За собачкою идет полосатый мысык, — кот.

2 группа: Выписать существительные на русском, казахском языках.

А за мишкою бежит рыжая собака — ит.
За котом прискачет к нам заяц беленький — коян.
И примчится налегке Козлик с рожками – теке.

Ну-ка — , глазки закрывай Крикнет воробей — торгай.
Поскорее засыпай Скажет жеребенок тай.
Залетит в окно с вершин Сизый голубь — кегерппн.
Засыпай и крепко спи Пропоет нам еж — юрт.
Все ребята ночью спят Говорит лошадка — ат.

На доске:

Пришел, бежит, идет, прискачет, примчится, залетит, закрывай — закрыть, засыпай — засыпает, скажет — сказать, спят.
Медведь — аю, собака — ит, мысык — кот, заяц — коян, козлик — теке, голубь — кегершін, воробей — торгай, еж — кірпі, жеребенок — тай, лошадка — ат.

1 группе — определить спряжение глаголов.

2 группе — выделить орфограммы.

Проверка: 1 группе: — Верно ли выполнил задание Саша?

2 группе: — Какие орфограммы встретились в упражнении?

4.2. Задание на внимание

На какие группы можно разделить слова, обозначающие животных?

Балалар, үй жануарларды атаңдар.
Демонстрация наглядного материала.

Үй жануарлары

5. Физминутка: игра «Ұшты, ұшты»

 

6. Закрепление изученного

Люди зазывали домашних животных с помощью разных звуковых сигналов. Например, верблюд подходит к хозяину, когда произносишь «кос-кос», корова — «аухау — аухау».
Интересно ли вам знать, как подманивают лошадей?

Об этом вы узнаете из упражнения 483 на страницах 144–145 учебника.

МЕТОД ИНСЕРТ (помет) Если узнаете что-то новое, отмечаем карандашом на полях.

Работа в парах. Взаимопроверка.

Как определить спряжение глагола?

Историческая справка:

Догадайся, о ком идет речь?

Верный друг и помощник человека; вся жизнь кочевника была связана с этим животным; в народе о нем говоря: крылья джигита; в древности существовал обычай хоронить его вместе с воином.

Лошадь — до монголо-татарского нашествия этого слова не было в русском языке. Оно пришло к нам из татарского языка алаша — лошадь. Заимствованное слово вначале употреблялось только применительно к рабочей лошади, а ратных, военных называли по-прежнему, конями.

7. Развитие речи

Составление предложений о лошади. Упражнение 487, стр. 146.

ут, ют

Самостоятельная работа. Двум группам необходимо составить кластер  «Личные окончания глаголов».

-ешь, -ишь, -ат, -ят, -им, -ит, -ет, -ите, -ете, -ем,     

I спряжение                  II спряжение

IV. Рефлексия

Почему животные неотделимы от природы?

Может ли равнодушный человек понимать язык природы, животных?

О каких приметах погоды вы знаете, судя по повадкам домашних животных?

(Кошка свернулась клубком — к морозу. Собака кувыркается в снегу — к метели. Гусь прячет голову под крыло — к морозу. Гусь стоит на одной лапке — к морозу).

Мне хочется вас призвать быть внимательными, добрыми, чуткими ко всему живому, к окружающим. Подарим свои улыбки друг другу, пожелаем что-либо хорошее, доброе окружающим.

Біз Сіздерге жаксылық тілейміз!
Ақ мол болсын! Денсаулық зор болсын!
Ашық аспан тілейміз! Жұмыс жемісті болсын!

Подведение итога урока.

Комментирование и выставление оценок.

Категория: