Интегрированный урок казахского, русского языка и познания мира
Мукашева Шынара Даутовна учитель начальных классов первой квалификационной категории КГУ «Новоишимская СШ № 1» район имени Габита Мусрепова СКО |
![]() |
Пояснительная записка
Центральным разделом программы по грамматике в 4 классе является раздел «Морфология», в частности «Спряжение глагола», поэтому в соответствии с программой мною выбрана данная тема по русскому языку.
На конкурс предоставлены разработки трех уроков по данной теме:
- урок — интегрированный русского языка, казахского языка и урока познания мира по теме: «Домашние животные», «I и II спряжение глаголов».
- урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа»
- обобщающий урок русского языка с элементами литературоведения по теме: «Спряжение глаголов».
Хочется отметить, что два урока из представленных: интегрированный урок русского, казахского языка и познания мира: «Домашние животные», «I и II спряжение глаголов» и урок русского языка: «Правописание мягкого знака после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа» — открытые уроки, которые были проведены на заседаниях кустового методического объединения учителей начальных классов.
Изучение языков всегда актуально.
В условиях требований нынешнего времени начальная школа призвана воспитать духовно-нравственную личность, так как именно начальное общее образование является основой развития интеллекта, формирования билингвальной личности. Интегрированный урок является одним из таковых.
Цель обучения заключается в формировании умений распознавать спряжения глаголов настоящего и будущего времени, совершенствовать навыки письма.
Названная цель реализуется через решение следующих задач: — совершенствовать орфографические навыки письма, способствовать изучению государственного языка, воспитывать бережное отношение к природе, расширять кругозор школьников, развивать интеллектуальные способности, прививать интерес к языку.
Тема: I и II спряжение глаголов.
Задачи:
- образовательная: формировать умение распознавать спряжения глаголов настоящего и будущего времени,
- развивающая: развивать внимание, устную и связную письменную речь на казахском, русском языках.
- воспитательная: воспитывать внимательное отношение к животному миру
Оборудование и средства обучения: текстовые карточки, наглядный материал: кластер «Домашние животные», рисунок лошади, игрушки — домашние животные, раздаточный материал, кластер «Личные окончания глаголов I и II спряжения»
I. Организация класса
Приветствие на государственном языке.
II. Мотивация:
2.1. Постановка проблемы:
На земном шаре, по подсчетам
Государственным признан в республике Казахстан — … .
Для чего необходимы знания языков?
III. Реализация
— Насколько вы владеете разговорной речью, мы и узнаем на уроке.
3.1
Қазір кім өз туралы айтады?
В случае затруднения учителем задаются вопросы:
Сенің атың кім? — Сен неше жастасың?
Қайда турасьң? — Сен қай мектепте окисың?
Сендер кай Республикада тұрасыңдар?
Саған қай сабақ ұнайды?
3.2. Реализация ЗУН на казахском, русском языках.
На плакате: Мен Қазақстан Республикасында тұрамын.
Біз Рузаев орта мектебінде окимыз.
Маған орыс тілі сабағы унайды.
3.3. Актуализация знаний о спряжении глагола.
Найдите в предложениях глаголы, переведите их и определите спряжение глагола.
Запись в тетради.
Выдели окончания глаголов.
Живу — живешь (I спр.), учимся (спр.), нравится (спр.).
Знания какого правила о глаголе вам помогли найти их в предложении?
(Глаголы в казахском языке пишутся в конце предложения).
Знания какого правила способствовали правильному написанию личных окончаний глаголов?
Для чего необходимы умения определения спряжений глаголов?
4. Сообщение темы урока.
Сегодня мы на уроке поговорим о домашних животных. Какую пользу приносят животные людям? Казахи издревле занимались разведением домашних животных (скотоводством), что помогало им иметь, кроме пищи, одежду и транспорт.
4.1. Словарная работа.
Работа в группах.
1 группа: Выписать глаголы, выделить окончания.
2 ученика работают у доски.
Баю —
За собачкою идет полосатый мысык, — кот.
2 группа: Выписать существительные на русском, казахском языках.
А за мишкою бежит рыжая собака — ит.
За котом прискачет к нам заяц беленький — коян.
И примчится налегке Козлик с рожками – теке.
Поскорее засыпай Скажет жеребенок тай.
Залетит в окно с вершин Сизый голубь — кегерппн.
Засыпай и крепко спи Пропоет нам еж — юрт.
Все ребята ночью спят Говорит лошадка — ат.
На доске:
Пришел, бежит, идет, прискачет, примчится, залетит, закрывай — закрыть, засыпай — засыпает, скажет — сказать, спят.
Медведь — аю, собака — ит, мысык — кот, заяц — коян, козлик — теке, голубь — кегершін, воробей — торгай, еж — кірпі, жеребенок — тай, лошадка — ат.
1 группе — определить спряжение глаголов.
2 группе — выделить орфограммы.
Проверка: 1 группе: — Верно ли выполнил задание Саша?
2 группе: — Какие орфограммы встретились в упражнении?
4.2. Задание на внимание
На какие группы можно разделить слова, обозначающие животных?
Балалар, үй жануарларды атаңдар.
Демонстрация наглядного материала.
Үй жануарлары

5. Физминутка: игра «Ұшты, ұшты»
6. Закрепление изученного
Люди зазывали домашних животных с помощью разных звуковых сигналов. Например, верблюд подходит к хозяину, когда произносишь
Интересно ли вам знать, как подманивают лошадей?
Об этом вы узнаете из упражнения 483 на страницах 144–145 учебника.
МЕТОД ИНСЕРТ (помет) Если узнаете
Работа в парах. Взаимопроверка.
Как определить спряжение глагола?
Историческая справка:
Догадайся, о ком идет речь?
Верный друг и помощник человека; вся жизнь кочевника была связана с этим животным; в народе о нем говоря: крылья джигита; в древности существовал обычай хоронить его вместе с воином.
Лошадь — до
7. Развитие речи
Составление предложений о лошади. Упражнение 487, стр. 146.
ут, ют
Самостоятельная работа. Двум группам необходимо составить кластер «Личные окончания глаголов».
-ешь, -ишь, -ат, -ят, -им, -ит, -ет, -ите, -ете, -ем,
I спряжение II спряжение
IV. Рефлексия
Почему животные неотделимы от природы?
Может ли равнодушный человек понимать язык природы, животных?
О каких приметах погоды вы знаете, судя по повадкам домашних животных?
(Кошка свернулась клубком — к морозу. Собака кувыркается в снегу — к метели. Гусь прячет голову под крыло — к морозу. Гусь стоит на одной лапке — к морозу).
Мне хочется вас призвать быть внимательными, добрыми, чуткими ко всему живому, к окружающим. Подарим свои улыбки друг другу, пожелаем
Біз Сіздерге жаксылық тілейміз!
Ақ мол болсын! Денсаулық зор болсын!
Ашық аспан тілейміз! Жұмыс жемісті болсын!
Подведение итога урока.
Комментирование и выставление оценок.
- 18385 просмотров