Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Интегрированный урок география — биология 6 класс

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Т. А. Безгина учитель географии, А. М. Обичкина учитель биологии Дубровинской средней школы Мамлютского района СКО

Тема урока: «Географическая оболочка как среда обитания живых организмов»

Цель: Изучение новых понятий «географическая оболочка» и «природный комплекс»

Задачи

Образовательные:

  • сформировать представление о целостности географической оболочки
  • объяснить различные процессы и явления с позиции главных свойств ГО
  • познакомить с понятиями среда обитания
  • выявить экологические факторы
  • познакомить с видами экологических факторов, их влиянием на живые организмы

Воспитательная:

  • формировать экологическое мировоззрение учащихся

Развивающая:

  • создать условия для развития биолого-географического мышления, формирование познавательного интереса

Тип урока: урок освоения нового материала

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, раздаточный гербарный материал, дидактические карточки к уроку, игра «Лабиринт».

Ход урока

Фронтальный опрос:

  • Какие оболочки Земли вы изучили в этом учебном году?
  • Что означают понятие: Литосфера, Атмосфера, Гидросфера, Биосфера?
  • Какие вещества составляют основу этих оболочек Земли? (Литосфера — твердое вещество, атмосфера — газообразное вещество, гидросфера — жидкое вещество, биосфера — органическое вещество).
  • Как вы думаете, могут ли вещества одной оболочки проникать в другую оболочку Земли? (да)

Задание: Приведите примеры взаимодействия веществ в оболочках Земли (учащимся раздаются карточки с таблицами, которые им необходимо заполнить).

1 ряд

Оболочки

Воздействие на Литосферу

Атмосфера

Воздух проникает в почву, горные породы позволяет развиваться корневой системе растений, живым организмам.

Гидросфера

Вода проникает в почву, горные породы способствует развитию растений, размывает рыхлые породы, образуя овраги, подмывает и расширяет берега рек, растворяет и вымывает растворимые горные породы  из недр земли, образуя пещеры.

Биосфера

Растения укрепляют почву корневой системой, повышают плодородие почвы, разрушают горные породы, участвуя в процессе выветривания, создают органические полезные ископаемые.

2 ряд

Оболочки

Воздействие на Атмосферу

Литосфера

Пыль, частицы почвы попадают в воздух, влияя на прозрачность, что в свою очередь влияет на нагревание воздуха. Вокруг пылевых частиц сгущаются водяные пары, образуются облака.

Гидросфера

Испарение воды способствует увеличению влажности воздуха. Влияет на образование природных зон, особенностей климата.

Биосфера

Растения поглощают углекислый газ, выделяют кислород в процессе фотосинтеза.  Растения  очищают воздух от пыли.

3 ряд

Оболочки

Воздействие на Гидросферу

Литосфера

При размывание берегов твердые вещества   попадают в воду, обуславливая  мутность воды  рек, откладываются (аккумулируются) твердые частицы в дельтах рек, образуя острова.

Атмосфера

Насыщает воду кислородом, способствуют развитию жизни в водной среде.

Биосфера

Живые организмы очищают воду.

В результате тесного контакта и взаимодействия оболочек сформировалась особая оболочка Земли — географическая оболочка.

  • Границы географической оболочки. Как определить верхнюю и нижнюю границы?

Обратите внимание на схему 8 стр. 150 учебник физическая география 6 класс

1. Верхний слой Литосферы
2. Нижний слой Атмосферы
3. Вся Гидросфера
4. Вся Биосфера

Задание: Обведите свою руку в тетради. Вспомним, какие пальцы составляю нашу руку: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой. Вместе с ладонью они образуют кисть руки. При взаимодействии всех пальцев между собой мы можем выполнять множество операции.

Теперь представьте, что пальцы руки это природные компоненты географической оболочки. Назовите их: горные породы, воздух, вода, почва, растения и животные. При возникновении затруднений в ответе, обратитесь к рис. 90 стр. 150 или к географическому словарю терминов в конце учебника стр. 186.

Они точно так же как наши пальцы взаимодействуют друг с другом, образуя природные комплексы.

Совокупность природных компонентов любой территории составляет целостную систему, она называется природным или географическим комплексом.

Каждый из природных комплексов населен живыми организмами и служит местом их обитания. На нашей планете можно выделить несколько основных сред жизни, сильно различающихся по условиям существования: водную, наземно-воздушную, почвенную, организменную. В зависимости от того, в каких средах живут представители разных видов, они испытывают действие разных факторов и вынуждены приспосабливаться к ним.

Организмы, населяющие водную среду, называются гидробионтами (греч. hydor — вода; biontos — живущий); наземно-воздушную среду — аэробионтами (греч. aer — воздух); почвенную среду — эдафобионтами (греч. edaphos — почва); организменную среду — эндобионтами (греч. endon — внутри).

Среда обитания

Среда обитания — это часть природы, в которой живет организм.

Задание: На плакате изображены следующие животные: крот, кобра, рыба, сайга, сорока, дождевой червь, аскарида, острица, лягушка. Распределите животных по средам обитания.

  • Как приспосабливаются растения и животные к жизни в определенной среде обитания?

Приспособления к наземно-воздушной среде:

  • крылья;
  • конечности для передвижения по твердой поверхности;
  • шерсть;
  • перья;
  • приспособления для экономного расходования влаги;
  • приспособления для опыления растений.

Приспособления к водной среде обитания:

  • обтекаемая форма тела
  • наличие слизи на теле
  • плавники,
  • ласты
  • подкожный слой жира

Приспособления к почвенной среде обитания:

  • округлая, червеобразная форма тела
  • способность к изменению толщины тела
  • роющие конечности
  • маленькие глаза или вовсе нет органа зрения

Живые организмы, населяя разную среду обитания, оказывают друг на друга самое разнообразное влияние. Есть наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Эта наука называется экологией. Экология (греч. сл. ойкос — дом, логос — наука, учение)

Экология — это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой

Каждое живое существо тесно связано со своей средой обитания, испытывает ее влияние и в свою очередь на нее воздействует.

Все свойства среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами.

Их можно оценить и измерить.

Экологические факторы подразделяют на абиотические и биотические. Абиотические факторы имеют физико-химическую природу. Биотические факторы — все прямые и косвенные воздействия организмов друг на друга и среду обитания. В современном мире практически вся живая природа испытывает сильнейшее влияние человеческой деятельности. Часто это влияние намного перекрывает действие природных факторов. Поэтому кроме абиотических и биотических, отдельно выделяют и рассматривают антропогенные факторы. К ним относятся всевозможные формы воздействия человека на другие виды и на условия их жизни. Такие воздействия могут специально предусматриваться человеком или выступать как непредвиденные и случайные.

Экологические факторы среды

Одним из важнейших абиотических факторов является вода. Рассмотрим влияние количества воды на растения.

(Работа в парах. На столах у учащихся гербарии: верблюжья колючка, лавр, копытень, полынь горькая, джузгун).

Задание: Как приспособились растения к недостатку и избытку влаги?

Ответы учащихся:

Приспособления к избытку влаги:

  • лавр — развились кожистые листья;
  • копытень — листья с большой поверхностью испарения;

Приспособления к недостатку влаги:

  • джузгун — сокращение листовой поверхности;
  • верблюжья колючка — листья иголки.

Какой абиотический фактор является главным? (Все факторы имеют равноценное влияние. Живые организмы приспособлены к влиянию всех факторов).

III. Закрепление Игра «Лабиринт»

Закрепление Игра «Лабиринт»

Рефлексия: Завершая урок, мы предлагаем вам выразить свое отношение к данному уроку, выбрав соответствующую карточку.

V. Домашнее заданиеТворческое задание: нарисовать экологический знак, призывающий бережно относиться к природе.

VI. Оценки за урок

Категория: