Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Игра «Счастливый случай»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Зель Ирина Арнольдовна учитель начальных классов высшая квалификационная категория КГУ «Власовская средняя школа», село Власовка Аккайынский район Северо-Казахстанская область

Зель Ирина Арнольдовна

Тема: Природа и ее охрана

Оборудование:

1. Кубок со сторонами: красный, синий, красный с кружочком (счастливый случай), синий с кружочками, зеленый, зеленый с кружочками.
2. Карточки с вопросами.
3. Карточки со следами животных.

Правила игры:

1. Гейм: «Вопрос — ответ»

Капитан кидает кубик. Стороны с белой отметкой — «счастливый случай». Это означает, что очки, полученные за этот вопрос удвоятся. Красная сторона кубика означает, что команде достанется вопрос о животных, синий — о птицах и насекомых, а зеленый — о растениях.

Команда, узнав из какой области будет вопрос, может выбирать, номер вопроса. Для этого необходимо повесить таблицы с номерами вопросов. Решенный вопрос закрывается белым квадратиком. Игра ведется до 7–8 вопросов каждой команде.

2. гейм: «Чья жалоба».
3. гейм: «Кто больше?»
4. гейм: «Чей след?»
5. гейм: «Ты — мне, я — тебе».

Ход игры:

1-й Гейм: «Вопрос — ответ»

Вопросы о животных:

1. Какую пользу человеку и его хозяйству приносят животные (дикие и домашние)?

2. Как по глазам кошки узнать темно или светло? (По зрачку)

3. Что у собаки выполняет, роль температуры? (Нос)

4. Могут ли козы пастись на деревьях? (Да, в Атласских горах, в Африке, козы пасутся на деревьях)

5. Как определить возраст лошади? (По зубам. С течением времени от жесткой пищи у лошадей зубы меняют свой вид)

6. Почему верблюд долгое время может находиться без воды и пищи? (Накапливает воду в горбу)

7. Умеет ли верблюд плавать? (Нет)

8. Может ли бык справиться с медведем? (Да)

9. Чье это меню: трава, муравьи, лисички (грибы), ягоды, желуди, орехи, кабан, лось, рыба мед? (Медведь)

10. Чем полезны жабы?

11. Куда зайцу удобнее бежать: с горы или на гору? (На гору, т. к. задние лапы у них длинней)

12. Что значит «Волка ноги кормят?» (Волк не стережет добычу в засаде, а нагоняет ее)

13. Умеет ли слон плавать? (Да)

14. Какой зверь спит всю ночь головой вниз? (Летучая мышь)

15. О каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Змеи)

16. Какая корова сытнее живет: бесхвостая или хвостатая? (Хвостатая, не отмахивается хвостом от насекомых и не отвлекается)

Вопросы о птицах, насекомых:

1. Птенцы какой птицы не знают матери? (Кукушата)

2. Какую птицу можно назвать санитаром леса? (Дятла)

3. Чем мы можем помочь птицам зимой?

4. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой? (Птицы учат их искать корм, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно, выпущенный на волю, он будет беспомощным)

5. Назови 3 птицы на букву «П». (Пеликан, попугай, павлин, петух, пеночка)

6. У каких птиц есть специальные детские ясли? (Пингвин)

7. Как надо поступать, если обнаружишь в лесу птичье гнездо? Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле: не трогать руками яйца, не брать в руки птенцов)

8. Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи)

9. Почему нельзя трогать руками яйца из гнезда? (Птицы бросают потом эти гнезда)

10. У какой птицы нет своей песни? (У скворца, он подражает голосам других птиц)

11. Можно ли муравья считать силачом? (Да, муравей может тащить груз, в 111 раз превышающий его собственный вес)

12. Назови птицу, крылья у которой покрыты не перьями, а чешуей. (Пингвин)

13. Можно ли считать птиц своими друзьями?. Почему?

14. Каких насекомых можно назвать «сладкоежками»? (Пчел)

Вопросы о растениях

1. Растет ли дерево зимой? (Нет)

2. Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ядовитые опята, желтый гриб)

3. В какое время суток лучше отправляться в лес за грибами? (На рассвете, когда гриб самый крепкий)

4. Какие ягоды можно собирать из-под снега? (Клюкву, бруснику)

5. Как правильно собирать грибы?

6. Для какого зверя мухомор является лекарством? (Лось, волк)

7. Какому грибу дано название животного? (Лисички)

8. Почему гриб «подосиновик» так называется?

9. Как ты поступишь, если увидишь, что из дерева вытекает сок?

10. В походе вы натерли ногу, каким лекарственным растением вы воспользуетесь? (Подорожником)

11. Как связаны деревья с дыханием человека? Какую пользу приносят деревья?

12. Какие раннецветущие растения ты знаешь?

13. Назови части растений.

14. Какие ты знаешь редкие растения, занесенные в Красную книгу?

2. Гейм: «Чья жалоба?»

За правильный ответ в этом гейме команда получает 2 очка. Перед формулировкой вопроса команды бросают кубик, чтобы узнать, не получают ли они за этот гейм удвоенное количество очков.

Зачитываются из книги Сладкова «Сорочьи тараторки», Бианки «Лесная газета».

Жалоба волка.

— Эй, чего ты хмурый такой?

— От голода.

— А ребра почему торчат, выпирают?

— От голода.

— А воешь отчего?

— От голода.

— Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: «От голода» и «от голода». Чего это ты нынче такой неразговорчивый?

— От голода.

Жалоба синиц, воробьев

Пришла зима — спасайся, кто может! А кто не может? Вот мы, например, большие, хохлатые, долгохвостые пухляки. Что делать нам?

Мы не улетаем в жаркие страны, как перелетные птицы. Мы не впадаем в спячку, как ежи и медведи. Нам каждый день надо есть! А еда вся под снегом! Не удивляйтесь, что мы еще с осени начинаем в окна носами стучать. Мы загодя напоминаем: слушали весной и летом наши песни? Ели осенью груши и яблоки. Это мы ваши сады от листогрызов и плодожорок берегли. Долг платежом красен. Теперь ваш черед.

Дается задание: «Отгадайте, чьи эго жалобы».

2. Гейм: «Кто больше?»

В этом гейме выиграет та команда и получит 1 очко, которая назовет больше рассказов, сказок, стихов о природе или где главные герои животные или растения (за 2 минуты). А если ей еще выпадет и «счастливый случай», то команда получит не 1, а 2 очка.

2. Гейм: «Чей след?»

Раздать командам по 2 карточки с изображением следов животных «Отгадайте, чьи это следы?»

1. След мыши
2. След лося

1. След зайца
2. След волка

За правильный ответ команда получит 2 очка (при «счастливом случае» — 4 очка)

2. Гейм: «Ты — мне, я — тебе»

Каждая команда задает сопернику по 3 вопроса. За каждый правильный ответ — I очко (при «счастливом случае» — очки удваиваются)

Подводятся итоги, победители награждаются.

Категория: