Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Игра эрудитов тема «Энтомология»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Галицкая Любовь Петровна, учитель географии и биологии, высшая квалификационная категория, КГУ «Чкаловская средняя школа № 1» с. Чкалово, Тайыншинский район, Северо-Казахстанская область

Галицкая Любовь Петровна
 

Эпиграф: «Как прекрасен этот мир!»
Давид Тухманов

Вступительное слово ведущего игры:

Здравствуйте уважаемые гости, зрители и участники игры эрудитов! Нет в зале человека, пожалуй, который бы не узнал мелодию только что прозвучавшей песенки Шаинского «В траве сидел кузнечик». Она стала музыкальным эпиграфом нашего праздника, потому что тема игры эрудитов: энтомология или наука о насекомых. К насекомым люди относятся по разному: одних насекомых без устали ругают, например: мух, тараканов, комаров, а колорадского жука и саранчу истребляют в бесчисленных количествах, но при этом любуются — бабочками, мотыльками, стрекозами, а некоторых насекомых люди, сделали своими помощниками. Пчелы приносят мед, а червяк шелкопряда помогает в изготовлении шелковых нитей. Как бы мы не относились к насекомым, окружающий мир без них был бы очень беден. Не даром композитор Михаил Глинка, воодушевленный красотой жужжания крыльев насекомого, сочинил пьесу «Полет шмеля», Иван Крылов написал замечательную басню «Стрекоза и муравей», писатель Корней Чуковский посвятил насекомым детские сказки «Муха-цокотуха» и «Тараканище». О насекомых снимают даже целые мультсериалы, к примеру «Пчела-Майя»! Вот поэтому, чтобы суметь защитить себя от вредных насекомых и спасти урожай наших полей, садов и огородов, а также, убедиться в эрудиции наших команд, мы проводим игру эрудитов по энтомологии.

Ход игры:

Визитная карточка: команды знакомят зрителей с названием и девизом, представляют свои эмблемы и талисман.

Девиз команды «Энтомологи»: «Мы не боимся жары и холода. Природу любим, изучаем и насекомых защищаем »» 

Девиз команды «Термиты»: «Наши челюсти страшны, мы отважны и сильны. Победим врага любого, крепче стали наше слово».

1.«Разминка»:

Вариант первый, в ходе разминки игроки из каждой команды должны назвать как можно больше насекомых. Как только одна из команд остановилась (цепочка) прервалась — значит, эта команда проиграла конкурс.

Вариант второй: предложить выполнить тесты.

1.Какое насекомое — вредитель паслёновых было завезено из Америки в Европу?
а) чилийский шелкопряд
б) колорадский жук
в) мексиканский долгоносик
2.Какое насекомое выполняет роль дойной коровы у муравьёв?
а) блоха
б) тля
в) клоп
3. Для борьбы с каким насекомым был создан международный исследовательский центр?
а) непарный шелкопряд
б) саранча
в) комар
4. С помощью какого насекомого можно предсказать дождливую погоду?
а) пчела
б) бабочки
в) муравьи
5. Какое насекомое принято считать человеком домашним?
а) пчела
б) таракан
в) муха
6.Какого насекомого испанцы называют кукарача, а немцы прозвали прусаком?
а) саранча
б) таракан
в) жужелица
7. Укус какого насекомого может вызвать малярию?
а) муха
б) блоха
в) комар
8.Какому насекомому жители Австралии поставили памятник?
а) кузнечик
б) червяк
в) бабочка
9.Укусом каких насекомых лечат радикулит?
а) оса
б) шмель
в) пчела

Правильные ответы на тесты: 1-а), 2-б), 3-б), 4-б), 5-б), 6-б), 7-в), 8-б), 9-в).

2. «Узнай меня»: по предложенным коллекциям игроки определяют названия насекомых. Побеждает в этом конкурсе та команда, где узнали наибольшее количество насекомых.

3.«Коллекция»: из предложенного списка игроки сортируют насекомых по следующим группам: БАБОЧКИ И ЖУКИ (парусник, аполлон, плавунец, белянка, долгоносик, галатея, сатир, крапивница, адмирал, жужелица, махаон, ленточник, водомерка, гладыш)

4.«Литературный»: по отрывкам из произведений игроки должны узнать названия и автора («Тараканище», «Муха-цокотуха» — Чуковский, «Стрекоза и муравей» — Крылов)

5.«Капитанский»: капитаны участвуют в блиц-турнире.

1.Какое насекомое подарила китайская принцесса бухарскому эмиру?
2.Как назывался казахстанский сатирический журнал?
3.Укус какого паука наиболее опасен человеку?

Побеждает капитан, ответивший на большее количество вопросов. (1 — тутовый шелкопряд, 2 — Ара, 3 — каракурт)

6.«Домашнее задание»: игроки разгадывают заранее составленный кроссворд, посвящённый насекомым.

7.«Чёрный ящик»: Что за предмет находится внутри? Благодаря тому, что он заключает в себе насекомое, его цена становится выше, это вызывает особый интерес у палеонтологов и у модниц (янтарь с включением)

8.«Сыщик»: необходимо определить какому насекомому принадлежат эти вещи: (вощина — пчеле, бумага — осе, нитки — тутовому шелкопряду, паутина — пауку)

9. «Средства защиты»: игрокам нужно найти биологические средства защиты от вредных насекомых: комаров, ос, мух, блох, тараканов и моли.

10. «Переводчик»: Перевести на казахский и английский языки названия насекомых: кузнечик, муха, комар, жук, пчела, гусеница, стрекоза.

При равном счёте очков даётся дополнительное задание, например, озвучить насекомых: комар, шмель, муха, пчела, цикада, кузнечик.

Вопросы-загадки о насекомых:
1.Кто на свете всех сильнее? — муравей.
2. Не поп, а с крестом — паук-крестовик.
3.Семьсот соловьят на подушках сидят — пчёлы.
4.Не птичка, а с крыльями — бабочка.
5.Летит по- птичьи, а ревёт по- бычьи — слепень
6.Кто висит над нами вверх ногами? — муха.
7. Не зверь, не птица, а нос как спица — комар.
8. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся — муха.
9. Летит мамыра — ни лица, ни рыла. А кто его убьёт — тот свою кровь прольёт — комар.
10. В Африке эта бабочка превратилась в горы — атлас.

Вопросы для игры со зрителями:

Какое насекомое сумел подковать левша? — блоха.
Какое насекомое по праву считается архитектором? — пчела.
Какому насекомому посвятил Шаинский песенку? — кузнечик.
Прообразом, какого насекомого стала трубка к пылесосу? — червяк.
Какого насекомого сравнивают с живым цветком? — бабочка.
Без какого насекомого овцы могли бы умереть с голоду? — шмель.
Какое насекомое гордится своим знаком зодиака? — скорпион.
Почему мухи не падают с потолка? — лапки с присосками.
За что жука называют пожарником? — яркая окраска.
Какого жука фараоны носили на груди? — скарабей
Какое насекомое называют часами смерти? — сеноед

Копилка интересной информации по энтомологии:

На теле у мухи находятся от 15–25 миллионов микробов.

На острове Мадагаскар до сих пор пользуются нитками, полученными из паутины.

В Мамонтовой пещере проживает насекомое — эндемик — сверчок.

На острове Новая Гвинея хирурги в качестве зажимов нередко пользуются муравьями.

За одно только лето ласточка ловит миллион мух.

Арабы во время своих завоевательных походов кормили лошадей саранчой.

В России с 1875 по 1908 год выходил журнал «Стрекоза».

В Бразилии коренные жители для освещения своих хижин используют светлячков.

У славянских народов светлячка окрестили «иванов червячок».

У кузнечика слуховой орган расположен на голени передней ножки.

Народы Африки использовали термитники как печи для выплавки меди

Личинка жука дровосека растёт до 20 лет.

Королю Людовику были подарены перчатки и чулки, сплетённые из паутины паука нефила.

Личинки термитов в Африке пользуются большой популярностью: их жарят в больших котлах и считают деликатесом.

Олимпиадные задания по энтомологии:

1.Какое насекомое люди окрестили «казнью египетской», за что ему дали такое прозвище?
2.Какого жука за его рост и силу назвали учёные в честь быстроногого героя Древней Греции?
3.Что такое мимикрия, кому из насекомых она характерна?
4.Ощущают ли насекомые чувство боли?
5.Почему во времена А.Гумбольдта жители Южной Америки не имели возможности держать в своих домах книги?
6.Какие насекомые в Китае и Малайзии участвуют в спортивных соревнованиях и при этом собирают огромное количество зрителей?
7.Какое насекомое индейцы Бразилии привязывают к ногам, передвигаясь ночью по джунглям?
8.Что такое инсектициды и какое отношение они имеют к насекомым?
9.Какого жука древние египтяне считали священным и изображали его на гробницах?
10.Что такое грена и зачем её в древности носили люди за пазухой?

Ответы на вопросы олимпиады по энтомологии:

1 — саранча, 2 — геркулес, 3 — сверчок, 3 — мимикрия — подражание, н-р, журчалки подражают осам, 4 — не ощущают, 5 — из-за термитов, которые их уничтожали, 6 — сверчок, 7 — светлячки, 8 — химические препараты для уничтожения насекомых, 9 — жуки скарабеи, 10 — яйца тутового шелкопряда, чтобы они не погибли от переохлаждения.

Литература, используемая для подготовки к игре:

1.И. Акимушкин. Мир животных. Москва. Мысль. 1987 г.
2.Ю. Дмитриев. О природе для больших и маленьких. Москва. Педагогика.1982 г.
3.Ю. Дмитриев. Путешествие на всю жизнь. Москва. Молодая гвардия. 1977 г.
4.П. Мариковский. В мире насекомых с фотоаппаратом. Алма-ата. Кайнар.1983 г.
5.Й. Моуха. Бабочки. Артия. Прага. 1979 г.
6.О. Прокофьев. Неизвестное об известном. Алма-ата. Кайнар. 1981 г.
7.А. Яхонтов. Зоология для учителя. Москва. Просвещение.1982 г.

Категория: