Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

«Химико-биологический брейн-ринг»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Тукпаева Марина Павловна учитель химии и биологии Федоровской СОШ № 1 Теректинского района ЗКО

Фото с сайта ochevidec-media.ru

Цели:

  • формирование интереса к биологии через смежные дисциплины;
  • формирование коммуникативных отношений;
  • умение применить полученные знания на практике.

Задачи:

Образовательные: расширять знания учащихся по биологии, химии, экологии;
Развивающие: развивать любознательность, умение наблюдать и делать выводы, умение отстаивать свои убеждения, активизировать мыслительные процессы;
Воспитательные: активизировать познавательный интерес учащихся, развивать чувство прекрасного.

Оборудование: столы для игры; карточки-задания; проектор; секундомер.

Метод: игра

Правила игры:

  1. От каждого класса выступает команда из 6 человек.
  2. Все команды участвуют в игре одновременно.
  3. Игра идёт до 6 очков. Побеждает команда, набравшая это количество баллов.
  4. Ответ на вопрос оценивается в 1 балл. Право на ответ дает поднятая рука капитана. Если команда дает неправильный ответ, то отвечает другая команда. Если ответа нет, то балл суммируется с баллом следующего вопроса, так происходит до 3 баллов, после чего эти баллы сгорают.

Ход игры:

Вопросы к игре

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поиграть в увлекательную игру «Брейн-ринг»! Надеюсь, мы узнаем с вами много интересного и нового. И конечно же поболеем за команды знатоков. Итак, начнем!

1. Витамин Д или кальциферол участвует в обмене кальция и фосфора в организме. Укажите другое название данного витамина и почему его так называют? (антирахитический витамин).

2. Каким физическим явлением пользуется заяц, убегая от лисы и делая резкие прыжки в сторону? (Явление инерции: лиса по инерции пробегает вперёд и только потом поворачивается).

3. Где на Земле грибы бывают выше окружающих деревьев? (Тундра)

4. Переведите на греческий язык «учение о жилище» (экология).

5. Заменив одну букву в названии химического элемента семейства актиноидов на другую, получите название летучей мыши с большими ушами. (уран-ушан)

6. Этот грызун живёт в Венесуэле и Колумбии. На местном наречии его название означает «господин травы». Питаясь травой на болотах, этот «господин» набирает 50 — 60 кг веса и 1,5 м длины. Самый крупный грызун. (капибара-водосвинка).

7. Кто тяжелее: самая большая акула или слон? (Китовая акула весит 30 тонн, слон 6 тонн)

8. На воде лежали огромные округлые листья, диаметром до 2 м, нижняя часть листа покрыта мелкими колючками. Клубни этого растения местные жители употребляют в пищу и считают их деликатесом. Цветёт оно в январе. Его белые крупные цветки, напоминают цветки белой кувшинки, цветут около полутора суток. О каком растении идёт речь? Где оно растёт? (Виктория — регия, р. Амазонка).

9. Что послужило основанием для утверждения, что Христофор Колумб подарил человечеству нечто больше, чем новый материк? (1536, открытие картофеля).

10. Кит хотя и живёт в воде, но дышит лёгкими. Несмотря на наличие лёгких, кит не проживёт и часа, если случайно очутится на суше. Почему? (Масса кита достигает 90–100 т. В воде эта масса уравновешивается выталкивающей силой. На суше у кита под действием столь огромной массы сжимаются кровеносные сосуды, прекращается дыхание и он погибает. Действует сила Архимеда: раздавливает собственный вес).

11. Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон? (мышьяк).

Дополнительная информация к мышьяку. Официальная версия смерти Наполеона гласила, что он умер от рака желудка. Спустя 140 лет врачи Смит и Форшуфвуд провели анализ волос. Врачи знали, что мышьяк, попав в организм человека, накапливается в волосах. Анализ показал, что мышьяка в волосах Наполеона было в 13 раз больше обычного. Следовательно, он был отравлен этим ядом, который подмешивали ему в пищу. Даже обои были пропитаны мышьяком.

12. Описаны случаи, когда баобабы, растущие в зоне тропиков, в середине лета, в самую жару, сбрасывали листья. Почему? Дайте объяснение. (В жару сильно повышается испарение влаги листьями. Чтобы избежать обезвоживания, баобаб сбрасывает листья — испарение воды резко понижается.)

13. Переведите на греческий язык «сам питаюсь» (автотроф)

14. Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (оляпка)

15. Заменив первую букву в названии элемента первой группы, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями. (золото-болото)

16. Пищевая промышленность не может без него выпустить ни мармелада, ни желе, ни многие сорта конфет. Он предохраняет джемы и варенья от засыхания, увеличивает сроки хранения хлеба, не даёт крошиться мороженому. Оно идёт на изготовление косметических кремов и зубных паст. Совершенно безвредно для человека, т. к. человеческий организм его не усваивает из-за отсутствия соответствующих ферментов. Что это за вещество? Что служит источником его получения? (Агар-агар; красные водоросли).

17. О каком соединении серы упоминал А. С. Пушкин в своем стихотворении?

«Тогда услышал я (о, диво) запах скверный,
Как будто тухлое разбилося яйцо…»
(сероводород)

18. Страницы летописей доносят до нас рассказы о её чёрных делах. В 125 г. до н. э. голодная её армада обрекла на голодную смерть 800000 человек. В 1478 в Венецианской республике от голода погибло более 30000 человек. Причина та же — голод от её нашествия. В 1866 по той же причине лишилось жизни 20000 марокканцев. В 70 г XX столетия в Африке бушевал голод не только от засухи, но и от её набегов. Кто это? (Саранча).

19. В истории человечества они оставили глубокий след. Они не щадили не только простых людей, но и «сильных мира сего». Эти паразиты явились причиной смерти сирийского царя Антиоха Епифана, иудейского царя Ирода, римского императора Максимилиана, испанского короля Филиппа II, диктатора Суллы, отравили жизнь датского принца — жениха Ксении Годуновой, сподвижника Петра I. Кто это? Какую болезнь они переносили? (Вши; чума).

20. Кого из моллюсков зовут «ловушкой смерти»? Почему? (Тридакна. В ней была найдена жемчужина весом 7 кг, длиной 23 см, шириной 14 см, высотой 15 см. Назвали «Голова мусульманина»).

21. Каким индикатором нельзя распознать кислоту? (фенолфталеином)

22. Хобот — это нос или губа? (губа)

23. Алхимик Брандт в 1669 году получил светящееся в темноте вещество. Назовите это вещество. (белый фосфор)

24. Почему весной запрещен промысел пушных зверей? (наступает брачный период)

25. «Какие великолепные грибы!» — восхищённо сказал древнеримский император Клавдий своей супруге Агриппине, угощавшей его домашним обедом. «Почему их не подавали ранее? Отныне пусть подают мне только такие грибы!» Распоряжение императора осталось невыполненным: на следующий день он скончался. Какой гриб подала Агриппина своему мужу? (Бледные поганки).

26. С какой водорослью связано существование моря без берегов? Где находится это море, и почему моряки избегают заходить в его воды? (Саргассово море; саргассумы).

Подведение итогов, (определяется победитель).

Использованные источники:

https://festival.1september.ru/articles/524939/

https://out-of-school.area7.ru/?m=3516

Категория: