Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Формирование творческих способностей студентов

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Круч Е.С., преподаватель специальных дисциплин, вторая квалификационная категория высшего уровня,
Шибанов Н.И. преподаватель специальных дисциплин, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГКП «Петропавловский строительно-экономический колледж», Казахстан, СКО, г. Петропавловск,

Формирование творческих способностей студентов

Проблема развития творческих способностей студентов приобретает большое социальное и политическое значение. Одним из факторов успешного развития общества является подготовка образованных, творчески мыслящих, ориентированных на ускорение научно-технического прогресса кадров.

Говоря о творчестве, обычно определяют его как вид деятельности, результатом которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и общественной ценностью. Психологические черты творческой деятельности отличны от воспроизводящей. Творческая деятельность предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений. Способности являются важнейшими условиями успешного осуществления деятельности. Эти психологические свойства не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Они обуславливают успешность обучения, быстроту и глубину овладения способами и приёмами деятельности. Поэтому существует взаимосвязь и взаимозависимость между развитием творческих способностей и формированием профессиональной готовности выпускников специальных учебных заведений к практической деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях среди основных выделяют такие проявления творческих способностей, как самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации и видение новой функции объекта, способность к анализу и содержательному обобщению явлений, не связанных между собой очевидной связью, комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач в новой ситуации, цельность восприятия и др.

Формирование творческих способностей — сложный, непрерывный процесс, носящий ступенчатый характер. Он начинается с раннего детства, продолжается в период обучения, совершенствуется в профессиональной деятельности. Поэтому важна преемственность в формировании творческих способностей, тесное взаимодействие различных типов учебных и внеучебных заведений в этом процессе.

Отметим основные факторы, влияющие на развитие творческих способностей:

  • глубокое и прочное овладение общественными, общеобразовательными, общетехническими, специальными знаниями, основательное практическое обучение;
  • соответствующая организация учебной и внеучебной деятельности;
  • практическое решение творческих задач, требующих особой формы организации деятельности учащихся;
  • формирование общественно-ценностной мотивации интеллектуальной деятельности

.
Проблема развития творческих способностей объективно диктует необходимость создания в учебно-воспитательном процессе широких возможностей для студентов в самовыражении, самоорганизации. Это вызвано формированием концепции управления познавательной деятельностью студентов, переход от жестко регламентированных способов к развивающим, проблемным, игровым, создающим возможности для творчества студентов.

Общим условием, вызывающим к жизни, стимулирующим продуктивные психологические процессы, является проблемная ситуация. Решение проблемной ситуации — это всегда открытие нового в минимальной степени. В процессе решения проблемы студент выдвигает различные гипотезы, которые возникают как путём строгих логических построений, так и эвристическим путём, являясь, каждый раз творческим продуктом деятельности.

Создавая проблемные ситуации, преподаватель должен учитывать, что, с одной стороны следует обеспечить оптимальные соотношения между имеющейся учебной информацией и информацией, которая необходима для решения проблемы. С другой стороны, необходимо создать эмоциональную окраску учебных занятий (выразительность преподавания, поощрение попытки решения задачи нестандартно, убедительная оценка правильности решения задачи и тд).

На формирование творческих способностей влияет курсовое проектирование. Лучшие результаты здесь достигаются тогда, когда при определении тематики работы учитываются, с одной стороны, реальные задачи предстоящей службы, а с другой — творческие интересы студентов.

Важное условие формирования творческих способностей студентов перенос условных действий, знаний и умений на новые задачи.

Особое внимание отводится научно обоснованному определению содержания обучения как основы подготовки творчески мыслящих студентов, его оптимальной переработкой в учебно-программный материал (учебные планы, программы, учебники и др).

Подготовка учебно-программного материала проходит ряд этапов. На первом устанавливаются объекты труда и функции будущих специалистов. Эта сложная, кропотливая работа осуществляется методом экспертизы или моделирования профессиональной деятельности. В итоге составляются квалификационные характеристики будущего специалиста, т е конкретно формулируются цели обучения. На втором этапе определяется, каким содержанием обучения достигаются эти цели, что должен знать и уметь данный специалист. Разрабатываются учебные планы и учебные программы.

В основу подготовки учебно-программной документации нового поколения положены следующие принципы:

  • непрерывность образования, последовательность образования;
  • фундаментальность подготовки специалиста;
  • усиление профессиональной направленности в обучении;
  • усиление практической подготовки;
  • расширение и углубление экономического образования и воспитания;
  • учёт широкого внедрения электронной техники и компьютеров в сферу будущей деятельности специалиста и в процессе обучения;
  • обеспечение оперативного обновления содержания образования с учётом новейших достижений науки и техники;
  • внедрение в учебный процесс активных методов обучения, приобщение студентов к исследовательской деятельности, творческой деятельности организация их самостоятельной работы.

Особенностью разработки учебно-программной документации нового поколения является одновременная подготовка учебных планов и программ. Это обеспечит выработку целостной системы содержания обучения и отработку каждой его детали.

Новым в учебно-программной документации будет построение учебных планов по блокам. При этом сравнительно устойчивые блоки общественных, общеобразовательных, общетехнических, общеспециальных дисциплин будут сочетаться с варьируемым в зависимости от достижений науки и техники блоком специальных дисциплин. В учебных планах и программах предусматривается резерв времени для оперативного внесения в учебный процесс актуальной на момент изучения тематики,

Особое внимание надо уделять использованию активных методов обучения в практической подготовке студентов. С их помощью в учебном процессе моделируется целостное содержание будущей профессиональной деятельности. При этом к активным методам относят:

  • анализ конкретных производственных ситуаций;
  • решение ситуационных производственных задач, имитирование профессиональной деятельности;
  • разыгрывание ролей;
  • деловые игры и тд.

В своей совокупности эти методы составляют передовой опыт, удельный вес которого в системе обучения непрерывно возрастает и оказывает всё большее влияние на традиционные подходы к обучению.

Анализ конкретных производственных ситуаций используется для формирования умения находить причины и источники критических ситуаций, намечать в них основные направления деятельности.

Решение ситуационных производственных задач применяется для формирования умения решать типовые производственные задачи на основе анализа конкретных ситуаций. Этот метод развивает у студентов способность к анализу нерафинированных производственных задач и умений формулировать задачу самостоятельно.

Метод разыгрывания ролей позволяет отработать тактику поведения, выполнять функции и обязанности конкретного должностного лица. С помощью этого метода обучаемые учатся находить правильную линию поведения с учётом возможностей других людей, устанавливать контакты, ориентироваться в различных обстоятельствах, объективно оценивать своё поведение.

Деловая игра как метод изучения и освоения определённых моделей профессиональных решений позволяет имитировать конкретные условия службы, её динамику.

Несомненное преимущество деловых игр состоит в том, что они требуют активности со стороны каждого участника, увлекают сильнее, чем другие методы обучения, и главное — радикально сокращают время для накопления практического и творческого опыта. Творческие способности может развивать только творчески работающий преподаватель. Необходима целенаправленная и последовательная работа по совершенствованию педагогического мастерства преподавателей.

Развитие творческих способностей тесно связано с организацией внеучебных форм работы. Использование индивидуальных и коллективных форм при организации творческой деятельности на занятиях во взаимосвязи с такими формами, как экспериментально-конструкторские группы, предметные, производственно-технические кружки, позволяет каждому студенту попробовать свои силы в творческом труде, активизировать их мышление, стимулировать самостоятельную работу по приобретению новых знаний и умений. Технические творчество имеет наиболее широкие возможности для развития творческих способностей в силу следующих преимуществ:

  • имеется возможность поддерживать постоянную активность студентов, создаётся обстановка, когда инициатива в выборе темы, интерес к более глубокому её изучению исходит от самих студентов;
  • время не ограничивается продолжительностью учебных занятий;
  • существуют специальные условия: оборудование, материалы, инструменты, консультации специалистов;
  • складывается творческая атмосфера, оказывающая стимулирующее воздействие на активность студентов.

Основные направления развития технического творчества студентов являются однотипными для всех видов учебных заведений:

  • конструирование, моделирование и изготовление изделий в соответствии с профилем специальной подготовки;
  • рационализация техники и технологии производства;
  • разработка и изготовление технических средств и наглядных пособий, направленных на совершенствование учебного процесса;
  • участие в научно-исследовательском поиске КБ предприятий, учебно-производственных предприятий и др.

Литература.

1. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург, 2006.
2. Мошкова И. Н., Малов С. Л. Психология производственного обучения. M., 2010 г.
5. Цырельчук Н. А. Инженерно-педагогическое образование на современном этапе развития профессиональной школы. Мн., 2011 г.