Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Формирование информационной компетенции младших школьников

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Тюляева Алма Оразбековна воспитатель, специалист высшего уровня квалификации первой категории, ГУ «Комплекс «Колледж искусств-специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля», г. Петропавловск

Основная задача современного учителя в XXI веке, в период информатизации образования — научить учащихся эффективно работать с разнообразной информацией.

Использование компетентной модели в об­разовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процес­са, основной ценностью становится освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях [1, с. 79].

Данные умения актуальны для освоения уже в начальной школе, образовательные программы которой, согласно статье 16 Закона РК «Об образовании», «направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения» [2, с. 10].

Компетентностный подход в образовании, направленный на формирование и развитие ряда компетенций личности (иметь знания, уметь их применять, иметь положительную практику самореализации в творчестве), в полной мере соотносится с целью модернизации образования в Республике Казахстан, поскольку компетенция — это осознанная способность человека владеть способами решения жизненно важных задач в конкретной ситуации.

Существует ряд типологических классификаций компетенций. Приведя в пример предложенные А. В. Хуторским ключевые компетенции [3, с.14].

Таблица 1 – Ключевые компетенции учащихся общеобразовательной школы



Ценностно-смысловая компетенция

 

Мировоззрение, ценностные ориентиры ученика, механизмы самоопределение в различных ситуациях

Общекультурная компетенция

Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры: духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов

Учебно-познавательная компетенция

 

Элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; примеры решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность

Информационная компетенция

Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями

Коммуникативная компетенция

 

Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями

Социальная компетенция

 

Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи

Компетенция личностного совершенствования

 

Способ физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности

В личностном плане это предполагает осознание пользователем мотивов обращения к информации, владение умениями и навыками поиска и восприятия информации, способность к информационному общению.

Образовательные результаты в виде знаний, умений и навыков, а также ключевых компетенций находят своё отражение в образовательных программах по предметам и в учебно-методическом сопровождении.

Концептуальные основы обновления содержания образо­вания состоят в постепенном переходе от учебно-предметной парадигмы, основанной на усвоении знаний, умений и навыков, к ориентации на овладение каждым учащимся совокупностью компетенций как результатов образования с учетом особенностей личности. «В этой связи основным результатом деятель­ности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков са­ма по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах» [4, с. 13].

В проекте ГОСО 12-го среднего общего образования вводятся три уровня овладения компетенциями соответственно трем уровням образования [5].

По завершении каждого уровня образования учащийся должен демонстрировать владение указанным минимальным набором видов деятельности, составляющих введенные компетенции. Мы рассматриваем информационную компетенцию.

Таблица 2 — Этапы формирования информационной компетенции



Аспект

Планирование информационного поиска

I уровень

- делит информацию на известную и неизвестную;

- указывает, какой информацией для решения поставленной задачи из представленного списка обладает, а какой нет;

- выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи;

- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам.

II уровень

- называет, какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи;

- пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет;

- пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях;

- указывает, в каких типах источниках следует искать заданную информацию;

- дает характеристику источника в соответствии с задачей информационного поиска.

III уровень

- планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию)

- самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска (оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи).

- указывает те вопросы, ответы на которые необходимо получить для решения поставленной задачи из разных по типу источников

- обосновывает использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности

Извлечение первичной информации

I уровень

- проводит наблюдение \эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей;

- получает информацию от человека, задавая вопросы;

- извлекает информацию из источников, содержащих художественные образы.

II уровень

- самостоятельно проводит наблюдение\эксперимент, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска;

- самостоятельно планирует и реализует сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью);

- проводит мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей;

- извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, источника, содержащего художественный образ.

III уровень

- самостоятельно проводит мониторинг СМИ, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска;

- самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника, исторического источника, источника, содержащего художественный текст.

Извлечение вторичной информации

I уровень

- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям (источник: 1-2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию).

II уровень

- самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания, ранжирует их и извлекает искомую информацию;

- указывает на обнаруженные противоречия (источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация).

III уровень

- извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы (источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой или пересекается с другой).

Первичная обработка информации

I уровень

- систематизирует извлеченную информацию в рамках простой (по 1 признаку) заданной структуры;

- переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.

II уровень

- систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной (по 2 и более признакам) заданной структуры;

- самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме;

- переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.

III уровень

- систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры;

- обосновывает структуру для первичной обработки информации целью, для которой используется информация.

Обработка информации

I уровень

- точно излагает полученную информацию;

- указывает на недостаточность информации или свое непонимание информации;

- находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации.

II уровень

- излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи;

- реализует предложенный способ проверки достоверности информации;

- делает вывод или соглашается с выводом на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения.

III уровень

- самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации;

- делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными.

Использование логических операций при обработке информации

I уровень

- воспроизводит объяснение, оценку, аргументацию;

- детализирует или обобщает предложенную информацию в соответствии с заданием;

- классифицирует по заданным основаниям;

- выделяет признаки понятия, объекта, явления, делит их на главные и второстепенные;

- находит соответствия и несоответствия.

II уровень

- самостоятельно предлагает основания для классификации в соответствии с задачей и классифицирует;

- подводит понятие под более общую категорию, самостоятельно дает определение понятия;

- выделяет признаки по заданным критериям (основаниям);

- проверяет предположение (гипотезу);

- сопоставляет объекты и явления по заданным критериям и делает вывод о сходствах и различиях;

- выявляет причинно-следственные связи, имея полное описании «ситуации до» и «ситуации после».

III уровень

- приводит объяснение или оценку ситуации, явления или процесса с заданной точки зрения;

- проводит сравнительный анализ в соответствии с поставленной целью, самостоятельно определяет критерии для анализа и делает вывод;

- отбирает алгоритм из числа известных по заданному критерию для применения в конкретной ситуации.

Таким образом, информационная компетенция позволяет:

  • принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;
  • самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели;
  • самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных технологий;
  • обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов);
  • использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Овладение информационной компетенцией создаст условия для личностного развития учащихся, даст им право на самоопределение и успешную социализацию в обществе, определит стиль общения с другими людьми. Поэтому школьное образование должно быть ориентировано на конечный результат. Объектом становится не состав и объем учебного материала, предлагаемого учащимся, а результаты обучения. Компетентность учащихся становится краеугольным камнем системы образования. Учащиеся, наряду со знаниями, должны получать опыт практической деятельности, умение использовать полученные знания в реальной жизни.

Литература

  1. Иванов Д. А. Компетенции и компетентный подход в современном образовании//Школьные технологии. — 2007. — № 6. — С. 77–82.
  2. Закон Республики Казахстан «Об образовании». — Астана, Акорда, 2007 г. — 27 июля.
  3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//Интернет-журнал «Эйдог», 2000.
  4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001. — 255 с.
  5. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. 12-летнее образование. Основные положения — Астана,2006.