Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Формативное оценивание на уроках физкультуры в среднем звене

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Мартюничев Валерий Викторович учитель физической культуры, высшей категории, стаж 29 лет, КГУ «Гимназия №38», Казахстан, Карагандинская область, город Караганда

 

Мартюничев Валерий Викторович

Современное общество и тенденции его развития диктуют нам требования к личности человека и учащихся в том числе. Современный человек — это всесторонне развитая личность: как психически, так и физически. Поэтому основной целью уроков физической культуры является формирование основ физической культуры, направленных на здоровое физическое развитие, приобретение спортивно-специфических двигательных навыков и физических способностей [2].

Урок физической культуры является спорным по вопросу оценивания. Как оценить достижения учащихся по данному предмету, ведь все дети разные, а значит и имеет место быть разный уровень физической подготовки каждого обучающегося. В условиях же обновлённого содержания образования оценивание на уроках физкультуры осуществляется каждую четверть путём выставления «зачёт» или «незачёт». Это итоговое оценивание. Как же быть в течение всех уроков? Как заинтересовать подростков предметом? Ни для кого не секрет, что ученики средней школы «переживают» переходный период своего становления как личности. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В связи с этими изменениями у подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. Следствием таких переживаний является снижение самооценки [3]. Работая в классах средней школы, каждый учитель должен знать о данных особенностях и строить свою работу соответственно.

Итак, какое же место имеет формативное оценивание на уроках физкультуры? Необходимо ли? Если да, то, как осуществляется. Перед учителем встаёт вопрос: как правильно оценить учащегося, чтобы ему было понятно, за что дана оценка, и при этом не пропало желание заниматься физической культурой?

Для этого необходимо рассмотреть основные принципы формативного оценивания. Оно, прежде всего, сконцентрировано на ученике ( в центре формативного оценивания-ученик), направляется учителем, разносторонне, результативно, формирует учебный процесс, осуществляется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин, происходит непрерывно, основано на качественном преподавании. Формативное оценивание-это обратная связь для учащихся, позволяющая оценить степень достижения цели, и какие необходимы учащимся действия, чтобы улучшить результат. Это оценивание используется для того, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели. Данный вид оценивания позволяет согласовать результаты оценивания с поставленными целями.[4]

В своей работе использую следующие приёмы и формы формативного оценивания. Прежде всего, любой урок начинается с постановки целей перед классом. Каждый ученик должен знать, чего он должен достичь к концу урока. На протяжении всего урока учащимся даётся как устная (например, «Молодец! Отличный бросок!», «Действенная тактика, но будет ещё лучше, если...» ), так и практическая обратная связь. Данный момент очень важен для обучающихся. Ведь, зная цель, они анализируют, что у них получилось отлично, чтобы её достичь, а над чем стоит ещё потрудиться.

Немаловажным является и факт постановки вопросов. В данном случае задаётся учащимся вопросы высокого порядка: какими упражнениями мы можем развить качества (например, бег на длинные дистанции)? Почему получилось/ не получилось достичь желаемого результата? В ходе анализа работы учащегося на уроке, учитель сравнивает его достижения с прошлым уроком, прошлым месяцем или даже четвертью и указывает на то, что нужно ещё «подтянуть». Порой достаточно одного взгляда (что тоже является формативным оцениванием) со стороны педагога, чтобы ученик понял, по какой траектории он движется на уроке: верно или же что-то выполняет не так.

Большое количество детей в классах порой не позволяет проверить «всех и сразу». Тогда в своей работе использую тестовые задания, которые направлены на то, чтобы обучающий проанализировал свои знания по данному вопросу и дал определённый ответ. А учитель смог для каждого учащегося определить «путь» формирования и развития тех или иных навыков. Например,

Тест № 1 по правилам игры в баскетбол
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Какова продолжительность баскетбольного матча?
2. Сколько очков начисляется за результативный штрафной бросок?
3. Какую геометрическую фигуру представляет собой «трехсекундная зона?
4. После какого персонального замечания игрок покидает площадку?
5. Объясните правило трех секунд.
6. Что означает поднятая вверх согнутая в кулак рука арбитра?
7. Сколько времени дается команде для завершения атаки?
8. Сколько очков получит команда за попадание в кольцо соперника со своей половины площадки [1]

За каждый правильный ответ обучающийся получает один балл, которые затем суммируются и выставляются в электронный журнал.

Очень важным моментов является самооценивание и взаимооценивание. При выполнении какого — либо упражнения или техники, от учащихся прошу проанализировать свою работу (например, скорость ведения мяча, расчёт расстояния от игрока до сетки, правильное положение корпуса тела, руг и ног и другое) и привело ли это к достижению поставленной цели. Порой учащиеся в силу своих физических особенностей не могут достичь поставленной цели к концу урока. Здесь требуется дополнительная тренировка и отработка тех или иных приёмов на последующих уроках. Для того, чтобы не задеть достоинство учащихся, их самооценку, отлично срабатывает письменная обратная связь (комментарий) через электронный дневник. Как уже упоминалось выше, дети очень восприимчивы и к похвале, и к порицанию. Здесь срабатывает «золотое правило»: хвали при всех, ругай наедине. Вот тут-то и приходит на помощь электронный дневник. То, чего не следует говорить вслух, прочитается в дневнике.

Результатом своей работы считаю не только развитие у учащихся физических качеств, но и понимание ими своей значимости для педагога, своей «нужности».

Список литературы

1. Машковцев А. Критериальное оценивание на уроках физической культуры. Интернет-источник: https://infourok.ru/kriterialnoe-ocenivanie-na-urokah-fizicheskoy-kulturi-1115582.html
2. Типовая учебная программа по предмету «Физическая культура».
3. Тукубаева И. А. Психологические особенности подросткового возраста. Интернет-источник: https://pedsovet.su/publ/28-1-0-3399
4. Царёв В. А. Формирующее оценивание на уроке физкультуры. Иетернет-источник: https://multiurok.ru/files/formiruiushchee-otsenivanie-na-uroke-fizkultury.html