Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Факультативный курс: «Защита компьютера и компьютерных сетей» для старших классов средней школы

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Факультативный курс: «Защита компьютера и компьютерных сетей» для старших классов средней школы (возможно применение и в ВУЗе)

Разрабатывал курс: Бухонин Иван Игоревич Студент III курса Факультета Информационных Технологий, Специальности Информатика (образовательная) группа Ин(о)-10;

Руководила и правила: Старший преподаватель Кольева Наталья Станиславовна

В послании Президента, Н. А. Назарбаева сказано: «Необходимо внедрять в процесс обучения современные методики и технологии, повышать качество педагогического состава, расширять доступность образования для молодежи», «Необходимо развивать Электронное правительство, повышать компьютерную грамотность населения» (пункт 4 и 7).

В связи с этим, внедрение в учебный процесс факультативных курсов позволит повысить компьютерную грамотность учащихся, посредством улучшения знаний, по актуальным существующим сейчас проблемам в области Информационных технологий, а именно: защита компьютера и компьютерных сетей (Информационных систем), объяснение работы простейших антивирусных программ, устройство и глобализация компьютерных сетей (Internet), об их вреде и пользе.

Внедрение в процесс обучения факультативного курса «Защита компьютера и компьютерных сетей» приведет к увеличению качества знаний учащихся, расширит доступность образования (в том числе и дистанционного) среди молодежи, даст своевременный толчок для повышения компьютерной грамотности в области защиты информации.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы факультативного курса «Защита компьютера и компьютерных сетей» для старших классов средней школы, что в свою очередь будет способствовать повышению интереса и мотивации учащихся к изучению информатики в школе, а в дальнейшем в высшем учебном заведении.

В предлагаемом факультативном курсе «Защита компьютера и компьютерных сетей» для старших классов средней школы используются активные методы обучения и практические методы обучения: в частности лекции (Этап введения новых знаний) и практикумы (этап закрепления и применения знаний). По степени самостоятельности мышления используются продуктивные методы, в частности метод проблемного обучения.

Витагенное обучение — обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

Проблемное обучение — это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ученика интеллектуальным затруднением (сам без каких-либо дополнительных инструментов решить ее не представляется возможным).
В разрешении проблемы можно выделить четыре главных этапа:

  1. создание проблемной ситуации;
  2. анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;
  3. решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;
  4. проверка решения проблемы.

Приведем пример методики проведения занятия с применением проблемного обучения:

Существует 3 этапа вирусной активности, важным является начальный этап вирусной активности, искусственно создаём проблемную ситуацию, таким образом, чтобы дети начали понимать важность изучаемого, и суть проблемы: «Чтобы начать активно действовать в системе, вирусу необходимо разместиться на жестком диске (опционально) и в оперативной памяти (обязательно). По сути, существует три способа скрытого попадания вирусов в оперативную память: загрузка вируса одновременно с операционной системой, при помощи различных методов автозапуска» таким образом, проходят первый и второй этап проблемного обучения. Третий и четвёртый этап: лекционным путём отвечаем последовательно на большинство вопросов, закрепляем и проверяем (решение проблемы) знания посредством практики: практическая работа «Автозагрузка вирусов» (применение знаний по данному уроку, занимает большее время, чем лекционная часть урока).

Курс разработан таким образом, что в лекциях присутствуют ненаучные термины, примечания, и установленные опытным путём факты, таким образом, практически во всех лекциях присутствует и элементы метода витагенного обучения, например: «Примечание. Вирусная активность по отношению к папке автозагрузки может проявляться также в подмене ярлыков. Например, в папке хранится ярлык для какой-либо установленной программы, но указывает он совершено не на тот файл, что значится в названии. Или же ярлык ссылается на командный файл, который запускает не только то, что значится в названии, но и исполняемый файл вируса или троянца».

В практической части, например, проверяются элементы REGEDIT, в частности проверьте ветвь: [HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\ Windows\ CurrentVersion\policies\Explorer\Run] и при необходимости удалите оттуда все ключи.

Очень важное место, откуда могут запускаться программы, — это ветвь реестра WindowsLogon: [HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\ WindowsNT\CurrentVersion\Winlogon]. После проверки данных ключей следует перейти к другим и так далее, таким образом каждый ученик будет проверять различные ключи реестра, закрепив знания, изученные в лекции.

К лекционной и практической части были созданы слайды для более наглядного объяснения нового материала. Таким образом, используются, в том числе и объяснительно-иллюстративные методы обучения.

Используются методы устного контроля и самоконтроля в виде устного опроса, вопросы после каждой практики, в плане урока на опрос выделено до 5 минут.

Пример использования проектного метода в факультативном курсе «Защита компьютера и компьютерных сетей» для старших классов средней школы используется на этапе подведения итогов, в частности по утилите DRWEBSYSINFO, где предложено найти схожие утилиты и описать их. Коротко как использовать, что за что отвечает, предварительно проанализировав с её помощью вирусную активность на компьютере ученика дома, таким образом, возможен творческий подход, вплоть до написания аналогичной утилиты самостоятельно (посредством своих знаний, или набросков из интернета).

Выводы и предложения.

Возможно, необходимо внести коррективы в содержание учебного предмета информатика, таким образом, чтобы уделить внимание такой проблеме как Защита компьютера и компьютерных сетей, закладывать основы знаний по борьбе с вирусами ещё в школьном возрасте (считаю целесообразным в старшем звене 10–11 класс). Что в свою очередь повысит уровень безопасности, в информационном пространстве подрастающего поколения Казахстана.

Проведения факультативных занятий по данной проблематике даст своевременный толчок к профессиональной ориентации ученика (возможно, кто-то захочет стать вирусным аналитиком, кто-то вирусным инженером, кто-то захочет преподавать по этой теме) так или иначе прогресс не стоит на месте, а «широкими шагами скачет вперед».

Факультативный курс: «Защита компьютера и компьютерных сетей» для старших классов средней школы

Категория: