Международный творческий конкурс «Зимние забавы — 2020» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

Эмоциональный интеллект школьника на уроке литературы

 

Мукашева Елена Вацлавовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, Ласкажевская Елена Валерьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория высшего уровня, Хомутовская Светлана Валентиновна, учитель русского языка и литературы, английского языка, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Краснокаменская основная школа» СКО Тайыншинский район, село Краснокаменка

Эмоциональный интеллект школьника на уроке литературы

Новейшие исследования показывают, что во многом успешность взрослого человека в обществе определяется не столько определенным запасом знаний и уровнем общего интеллекта (IQ), сколько умением управлять своим эмоциональным состоянием и предсказывать реакции окружающих (EQ). Между тем, в современной школе по-прежнему уделяется не достаточно внимания развитию соответствующих знаний, умений и навыков. Но мет не менее современный мир, динамичный, конкурентно ориентированный, предъявляет высокие требования к личности выпускника школы.
Впервые этот термин был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Сэловеем, которые под эмоциональным интеллектом понимали «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций, способность понимания эмоций, способность управлять эмоциями, которые содействуют эмоциональному и интеллектуальному росту личности». Ученые-исследователи уверены: успех человека в социальной жизни зависит не столько от его умственных способностей, сколько от уровня развития эмоционального интеллекта.

Только недавно общественные науки заинтересовались и плотно занялись эмоциональными сторонами личности и поведения, которые ранее считались неподдающимися идентификации, измерению и полному пониманию. Сейчас их все более признают решающими факторами эффективного функционирования и на работе, и в нашей личной жизни. Хорошие взаимоотношения и сотрудничество являются ключом к нашему успеху в каждой области человеческой деятельности. Изучение эмоционального интеллекта насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Дж. Мейер, П. Сэловей, Л. Моррис, Д. Карузо и другие.

Современная школа должна быть, прежде всего, гуманистической, отсюда и повышенное внимание к EQ, и осознание необходимости создания в современном образовательном учреждении такой атмосферы, которая бы способствовала развитию эмоционального интеллекта учащихся.

Что же такое EQ? Эмоциональный интеллект — это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, и на этой основе строить взаимодействие. Считается, что EQ куда более важный фактор для успеха человека, чем «обычный» интеллект — IQ. (По западным исследованиям успешность любой деятельности лишь на 33% определяется техническими навыками, знаниями и интеллектуальными способностями — IQ, и на 67% эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью — EQ. Для руководителей (лидеров) эти цифры различаются еще сильнее — 15 и 85% соответственно). Личность с высоким EQ инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Обладатель высокого EQ приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности. Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека. Мотивация поведения такого человека осуществляется не снаружи, а исключительно изнутри. Таким человеком исключительно сложно манипулировать, он ощущает высокий уровень психологического благополучия и прекрасно живет в гармонии с самим собой и окружающими людьми. Надо сказать, что в отличие от IQ, EQ не является неизменяемым. Возраст, пол и этническое происхождение не ставят ограничений в повышении EQ. Чем сильнее ваши эмоциональные способности, тем вернее вы будете успешны как работник, как родитель, как менеджер, взрослое дитя своих родителей, партнер для близких вам людей, или как кандидат на рабочее место.

Начало этому процессу может быть заложено в детстве. Поэтому остро стоит вопрос о введении и широком использовании таких социально-эмоциональных программ, которые были бы направлены на улучшение и развитие эмоциональных и социальных навыков у детей и подростков, и давали бы им возможность использовать эффективные стратегии выживания и преодоления учебных и жизненных трудностей, помогали бы лучше отдавать себе отчет в своих эмоциях, более позитивно относиться к себе, лучше ладить с другими, решать свои проблемы, справляться со стрессом и радоваться жизни.

Современная наука не сомневается в необходимом содружестве интеллекта и эмоций для полноценной жизни человека. А. Дамазио, известный невролог и физиолог, пишет об этом следующим образом: «Хорошо ориентированная и направленная эмоция является той системой поддержки, без которой механизм рассудка не может работать должным образом».

Литературе как школьному предмету в этом отношении — «зелёный свет».

Это едва ли не единственный школьный предмет, который «задевает» чувства учеников. На этом уроке они не только знакомятся с жизнью, они ее переживают вместе с героями, обогащая свой эмоциональный багаж. Только вот почему-то наметилась тенденция преподавания литературы в школе как точной науки, что проявляется, в первую очередь, в проведении на этих уроках всевозможных тестов на проверку знания фактов, места действия, развития сюжета, на знание литературоведческих терминов... Нельзя не согласиться с точку зрения Л. Г. Выготского: «Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». Так что уроки литературы — важнейшее средство развития эмоционального интеллекта, своеобразная профилактика проявления агрессивности, окаменелости совести, дефицита любви и милосердия. Это урок, на котором учитель должен потрясти учащихся, «явить для них истинное чудо», увлекающее и обжигающее душу ребёнка.

«Рецепт» повышения низкого уровня эмоционального интеллекта можно найти, как ни странно, в трудах Л. С. Выготского, нашего знаменитого отечественного учёного.

Познание мира может быть двояким: «успокоенным», чисто созерцательным и «движущимся», «идущим вслед». Первое познание мира представлено наукой, второе — искусством. Эстетическое в искусстве пронизывает все элементы произведения, но не существует «для себя», а становится красотой в сознании человека.

Итак, урок литературы сегодня должен стать гибким, ярким, эмоциональным, наглядным, креативным, интригующим. Лишь в этом случае можно надеяться на отклик в душах ребят.

Привлекают внимание технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, яркой гуманистической направленности содержания («Педагогика сотрудничества», гуманно-личностные технологии Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как человекоформирующего предмета Е. Н. Ильина), методы эмоционального погружения, эмоционального вовлечения учащихся в постижение идейно-художественного своеобразия произведения.

В условиях «раздутых» учебных программ угасающего интереса к чтению и дефицита учебного времени от учителя-словесника сейчас требуется особое мастерство. Он должен так организовать работу с художественным текстом, чтобы быть действительно посредником между художником и учеником-читателем, суметь так организовать процесс чтения-переживания, чтобы вызвать у ученика желание (и умение!) «вчитаться» в текст, «вчувствоваться», эмоционально пережить его и осмыслить. И все во имя того, чтобы диалог с текстом как способ отношений перешел от стадии ученик — художественное произведение к стадиям ученик — внутреннее «я», ученик — культурные и социально значимые ценности. Ведь психологическое значение художественного произведения и выражается в способности художественных текстов влиять на человека и определенным образом структурировать внутренний мир субъекта чтения.

Какие же способы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения существуют сегодня?

Приемы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения.

Этап: эмоциональная подача материала

Место эмоциональной подачи материала в теме и в уроке может быть и в начале, и в середине знакомства с художественным произведением. Эта подача может быть направлена на первичное знакомство с автором, произведением, а может быть дана для предварительной подготовки к восприятию конкретного абзаца, главы или для общего фона восприятия, и даже в конце изучения темы как заключительный аккорд.

В связи с распространившейся в последнее время тенденцией — нежелание школьника читать, и возрастание объема материала (особенно в старших классах) встала проблема: как повернуть детей к книге. Е. Н. Ильин, известный учитель-новатор, сформулировал педагогический закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Этот закон применяется в данном опыте. Не ждать, пока основная масса ребят прочитает книгу и начнет ее разбор, а самим разбором вызвать массовое чтение. Анализом создать условия для анализа, чтобы начатой страницей поманила вся книга.

Цель приемов — развитие эмоционально-эстетического мотива путем создания сильного эмоционального восприятия информации.

Эмоциональную ситуацию удается создать посредством приема художественного чтения (учителем, подготовленными учащимися, мастерами слова в записи). Магия чтения может «заразить» произведением, «влюбить» в писателя. Ведь одно и то же произведение, по-разному прочитанное, — это иногда разные произведения!

Материалом для художественного чтения и эмоционального настроя может быть текст произведения, фрагменты биографии писателя (если они важны для понимания творчества), поэтические произведения, взятые эпиграфом к уроку и иногда сопровождающие его рефреном в течение урока или целой темы.

Эмоциональной подаче материала способствуют и специально подобранные музыкальные произведения, которые могут быть увертюрой к уроку (мажорной, лирической, трагической), фоном для чтения текста или выполнения творческих работ с целью создания настроения. Эти приемы способствуют образному осмыслению информации, концентрируют внимание.

Афоризмы, стихи, притчи, презентация книги — приемы, которые с первой минуты общения возбуждают любопытство, вырабатывают у слушателей интерес и внимание и способствуют поддержанию этого внимания на протяжении всего общения.

Приемы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения.

Этап: глубокое погружение в текст

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Эффективным приемом работы на этапе погружения в текст является прием работы над художественной деталью, заимствованный у Е. Н. Ильина. «Деталь — «жемчужина текста». Как сказано у В. Маяковского: «Но бывает, жизнь встает в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду».

Технология работы над деталью: через деталь обратить учащихся к пониманию идейно-художественного содержания произведения, через постижение глубинного смысла — к книге, через книгу — к жизни, от жизни — снова к книге.

Объектом внимания для исследования могут стать и мотив, и мелодика, и пространство, и время, и даже отдельное слово из изучаемого произведения.

Рефлексивное чтение, основанное на эмпатии и сопереживании, — один из самых действенных способов эмоционального восприятия текста, который помогает учащимся не только понимать душевное состояние персонажей текста, авторское обоснование происходящего, но и подтекстовую информацию. В этой связи очень эффективно обсуждение названия, данного автором произведению; имен и фамилий героев. Рефлексивное чтение помогает осознать, что в произведении ничего не бывает случайного.

Погружению в текст способствует просмотр экранизации художественного произведения, которое увеличивает в сотни раз способность учащихся понять авторский замысел, тему и идею произведения.

Первый зритель спектакля, конечно, учитель, потому что только известный материал предлагается ученикам, чтобы поставить перед ними задачу: на что обратить внимание в постановке, какой сценический образ или режиссерское решение должны стать объектом особого внимания.

Сделать инструментом познания не только разум, но и чувства учеников позволяет и сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства (живопись, музыка, скульптура и др.) Этот прием усиливает, дополняет ассоциативный способ мышления, обостряет у учащихся эстетическую восприимчивость. Так, при изучении «Записок охотника» И. С. Тургенева, ребятам предлагается рассмотреть портреты крестьян, созданные И. Репиным, В. Васнецовым, И. Крамским и другими художниками XIX века. Можно предложить дать им имена, придумать биографию и т. д. А затем на экран вывести объявление, взятое из газеты «Санкт-Петербургские ведомости» XVIII века. Обучащиеся по данному образцу пишут объявление о продаже одного из крестьян, изображенных на картинах. Это неизменно вызывает у ребят возмущение: как можно, ведь они люди!.. После такого эмоционального погружения изучение произведения вызывает в учениках огромный интерес и горячий отклик.

Метод интроспективного анализа занимает особенное место в развитии личности учащегося, поскольку практически всегда субстратом произведения является ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, при знакомстве с которыми это напряжение может захватить других. Любые тексты могут быть иллюстрацией к реальной жизни, где перед героем стоит персональный выбор — интеллектуальный, нравственный, волевой. Задача учителя — поставить перед детьми проблему так, чтобы они узнали в ней собственную проблему.

Приемы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения. Этап: подключение воображения и ассоциативного мышления

Мобилизовать внутренний мотив, дать возможность почувствовать, увидеть, мысленно прикоснуться к тому, что изучается, сделать полученную информацию переживаемой лично можно с помощью ассоциативных переживаний каждого отдельного ученика (создание ассоциаций, составление ассоциативного круга, ассоциативной гирлянды). От слова к чувству. Такие приемы нравятся учащимся, не требуют дополнительной подготовки. Как правило, такая работа рождает на уроке огромное количество разнообразных эмоций, переживаний по поводу одного и того же образа. Ассоциации может вызвать слово, образ, выражение, музыка, звуковой ряд. Можно, наоборот, представить что-то в виде определенного образа. Идет опора на внутренние мотивы учащихся, самооценка на основе применения индивидуальных эталонов.

Цель приемов — изучение своего внутреннего состояния в данный момент относительно темы урока и работы с текстом произведения. И хотя работа воображения и ассоциативного мышления помечена в данном опыте третьим этапом, резкого перехода от одного этапа к другому на уроках, конечно, нет. Все исходит одно из другого и переходит в конце концов в творческую мысль.

Приемом «Раскрась свои чувства» предлагается раскрасить свое состояние в данный момент, выявить, какого цвета чувства испытывает ученик к герою, ситуации, какого цвета сама ситуация, с каким цветом ассоциируется персонаж и т. д. Выполнять можно и устно, и письменно. Через цвет можно воспринимать среду или предмет, получая какое-то впечатление (легкость, тяжесть и т. д.). Цвет подсознательно воздействует на нас и через ассоциации. Последнее более индивидуально и накапливается в процессе приобретения жизненного опыта. Поэтому цвет используется как фон для записи ключевых слов темы, текста, для создания контраста.

Прием «Создание коллажа», «Создание афиши» близок абстрактному искусству, т. к. он построен на ассоциативных умозаключениях. Например, на обобщающем уроке по поэме А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» обучающимся предлагается создать коллаж на тему «Счастье для меня — это...». Технический совет: составленные коллажи снова могут становиться материалом для новых работ. Составление коллажей может быть как индивидуальной, так и групповой работой.

Приемы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения. Этап: творческая работа на основе полученных знаний и впечатлений

Творческим воплощением мысли учащихся через погружение в текст являются эссе, письма, этюды, стихотворения собственного сочинения, составление сценария. После знакомства с законами определенного жанра даются соответствующие тексты для изложения, потом уже — самостоятельная работа. Первые работы обязательно устно рецензируются в классе, указываются плюсы и минусы получившихся сочинений. Сначала ребята пишут на свободные темы, а потом тему подсказывает художественное произведение. Увлечь учащихся удается демонстрацией работ «предшественников», а иногда ребята начинают тянуться за своими одноклассниками, увидев уже их работы.

Кино и спектакли становятся также объектом для написания рецензии в старших классах.
Выше были перечислены далеко не все приемы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения. Хотелось бы только, чтобы в наш рациональный век, век повального увлечения всевозможными тестами и логическими схемами, удалось нам сохранить за собой право преподавать литературу так, как мы привыкли: заставляя ребят проживать ситуацию изнутри, помогать им прочувствовать произведение, и через со-переживание, со-страдание и, что немаловажно, совместную радость творить в себе Человека.

Литература.

1. История Красоты / под редакцией Умберто Эко; перевод с итал. А. А. Сабашниковой. — М.: Слово, 2006.
2. Выготскиий Л. С. Психология развития ребёнка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006.
3. Исаченкова Н. В. «Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы. Методическое пособие. — СПб. : «Паритет», 2003.
5. Программы литературного образования. 5 — 9 классы./ под редакцией члена — корреспондента РАО, профессора В. Г. Маранцмана. — М. : «Просвещение, 2005.
6. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И.: Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство, Изд. Институт психологии РАН, 2010
7. Усов Ю. Н. В мире экранных искусств.- М.: SvR —Аргус, 1995.
8. Шамрей Л. В. Образный диалог времен как принцип и способ изучения художественной культуры. — НИРО, Нижний Новгород, 1993.

Категория: