Элементы арт-терапии как средство коррекции связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Микаиловой Наргиз, 4 курс специальности «дефектология», Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск Научный руководитель — Северинова Е. А к. п. н., ассоцированный профессор |
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и уметь описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета. События должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В настоящее время существует множество методик и направлений по коррекции связной речи детей с ОНР. Во многих дошкольных организациях вводится новое направление коррекционной работы такое, как арт-терапия.
Арт-терапия — это одно из направлений терапии искусством или терапии творческим самовыражением. На сегодняшний день арт-терапию используют в работе с детьми дошкольного возраста. Содержание арт-терапии можно подобрать для любого дошкольника, т. к. в этой методике много направлений. Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику.
Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Вопросы формирования связной речи изучались А. М. Бородич, Л. С. Выгостким, А. А. Леонтьевым, Ф. А. Сохиным, Е. И. Тихеевой и др. Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В. П. Глухова, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой и др. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования — коррекция связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Предмет исследования — элементы арт-терапии как средство коррекции связной речи дошкольников с ОНР.
Цель — изучение эффективности использования элементов арт-терапии как средства коррекции связной речи дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) подобрать методический материал для исследования связной речи детей дошкольного возраста с ОНР;
3) изучить особенности связной речи детей дошкольного возраста с ОНР;
4) разработать и апробировать серию занятий по коррекции связной речи дошкольников с ОНР, основанных на использовании элементов арт-терапии.
В рамках данного исследования был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление сформированности связной речи у дошкольников с ОНР.
Исследование проводилось на базе КППК. В диагностике участвовали 2 детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи. При обследовании детей мною была использована методика Е. В. Мазановой, блок «Фразовая речь», которая позволяет за короткий срок изучить отклонения в развитии связной речи дошкольников. Перед началом диагностики с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа с целью установления контакта. Детям задавались следующие вопросы:
— Как тебя зовут?
— Сколько тебе лет?
— Где ты живешь?
— С кем ты живешь?
— Как зовут маму (папу)?
— Какие у тебя любимые игрушки?
Дети должны были ответить на вопросы так, как им позволяет их уровень развития связной речи. Для реализации цели констатирующего эксперимента детям предлагались следующие задания:
Задание 1. Пересказ прослушанного текста. Чтобы проверить возможность пересказа, ребенку предлагался рассказ «Горошины». Текст читался дважды: в первый раз с ознакомительной целью, во второй — чтобы дать ребенку возможность отметить и запомнить детали.
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Выполнение задания оценивалось по следующим критериям:
1) критерий смысловой целостности:
- 20 баллов — пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья;
- 10 баллов — допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов;
- 5 баллов — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо пересказ не завершен;
- 0 баллов — отсутствие описания ситуации.
2) критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
- 20 баллов — пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
- 10 баллов — пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичные поиски слов, неточность словоупотребления;
- 5 баллов — наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;
- 0 баллов — пересказ не оформлен.
2) критерий самостоятельности выполнения задания:
- 10 баллов — самостоятельное выполнение задания после первого предъявления;
- 5 баллов — выполнение с минимальной помощью (1-2 вопроса);
- 0 баллов — отказ от выполнения задания.
Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Ребенку предлагалась серия сюжетных картинок, и давалась инструкция: рассмотри разложенные в произвольном порядке картинки, выложи их правильно и составь последовательный рассказ. Выполнение задания оценивалось по следующим критериям:
1) критерий смысловой целостности:
- 20 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 10 баллов — допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов;
- 5 баллов — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершен;
- 0 баллов — отсутствие описания ситуации;
2) критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
- 20 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
- 10 баллов — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичные поиски слов, неточность словоупотребления;
- 5 баллов — наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов — рассказ не оформлен;
3) критерий самостоятельности выполнения задания:
- 10 баллов — самостоятельное выполнение задания после первого предъявления;
- 5 баллов — выполнение с минимальной помощью;
- 0 баллов — отказ задание.
В соответствии с суммарной оценкой по двум заданиям были определены уровни сформированности связной речи у дошкольников с ОНР. Высокий (100-80 баллов) — рассказ и пересказ соответствуют ситуации, имеют все смысловые звенья, грамматически правильно использованы лексические средства, построены самостоятельно, без помощи логопеда. Средний (79-50 баллов) — допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов, нет аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичные поиски слов, неточность словоупотребления; пересказ и рассказ текста составлены с минимальной помощью (1-2 вопроса); картинки разложены неверно, но, по ходу рассказа, самостоятельно исправлены ошибки и верно составлен рассказ. Низкий (49 баллов и ниже) — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств, составление рассказа и пересказа со стимулирующей помощью, раскладывание картинок с помощью взрослого. Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента мною была подобрана диагностическая методика и проведено обследование связной речи дошкольников с ОНР, результаты которого подробно описаны в таблице.
В ходе выполнения первого задания (пересказ прослушанного текста), были получены результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Сформированность навыка пересказа прослушанного текста у детей с ОНР
Имя ребенка |
Критерии |
||||
|
Смысловой целостности |
Лексико-грамматического оформления |
Самостоятельности |
Всего |
|
Ребенок А. |
10 |
5 |
10 |
25 |
|
Ребенок Б. |
10 |
5 |
5 |
20 |
Из данных, представленных в таблице видно, что в группе детей с общим недоразвитием речи навык пересказа прослушанного текста сформирован недостаточно. При пересказе прослушанного рассказа были выявлены следующие ошибки: 1) выпадение главных смысловых звеньев («Мальчик зарядил ружье. Одна горошина покатилась в канаву.»); 2) неадекватное использование лексических средств («В стручке сидели круглые горошины. Когда стручок раскрылся круглые горошины катились весело на ладонь.»); 3) искажение смысла рассказа («Прошла неделя. Мальчик зарядил горохом ружье. Скоро он зазеленел и стал горохом.»); 4) не завершенный пересказ («Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби.»). При выполнении второго задания были получены следующие результаты.
Таблица 2.
Сформированность навыка составления рассказа по серии сюжетных картин у детей с ОНР
Имя ребенка |
Критерии |
||||
|
Смысловой целостности |
Лексико-грамматического оформления |
Самостоятельности |
Всего |
|
Ребенок А. |
10 |
10 |
10 |
30 |
|
Ребенок Б. |
5 |
5 |
10 |
20 |
Данные, представленные в таблице свидетельствуют о том, что для детей навык составления рассказа по серии сюжетных картин также недостаточно сформирован. Для данных детей предложение разложить картинки в правильном порядке оказалось весьма трудным. Детям вообще было трудно понять смысл картинок, хотя они были разложены в правильной последовательности. Дети придумывали свою историю только по одному предмету или действию, изображенному на картинке (Ребенок А.: «Птички сидели на дереве, и улетели.»; Ребенок Б.: «Киса спала на улице, а потом залезла на дерево»).
Количественный анализ результатов выполнения двух заданий позволит выделить следующие уровни сформированности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Таблица 3.
Уровни сформированности связной речи у дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент)
Имя ребенка |
Количество баллов |
Уровень |
Ребенок А. |
55 |
средний |
Ребенок Б. |
40 |
Низкий |
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сделать вывод о том, что навыки овладения связной речью у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием находятся в большинстве случаев на среднем и низком уровнях развития. В связи с этим необходимо дальнейшее логопедическое воздействие в этом направлении, основанное на использовании разнообразных методов, приемов и средств, способствующих формированию связной речи у дошкольников с речевым недоразвитием.
По результатам констатирующего эксперимента, мною были разработаны логопедические занятия, направленные на коррекцию и развитие связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием. В своей работе в качестве средства коррекции связной речи дошкольников мы использовали элементы арт-терапии.
1)Приведем пример занятия с использованием сюжетного рисования на свободную тему и составления рассказа по рисунку. Детям было предложено задание нарисовать сюжетный рисунок на основе личного опыта (как я провел выходные, я был на прогулке и т. д.) и составить рассказ по своему рисунку. В структуру занятия входили следующие задания: 1) определение темы рисунка; 2) определение элементов рисунка (описание пейзажа, героев рисунка); 3) рисование сюжетной композиции; 4) анализ и обсуждение работ; 5) ответы на вопросы логопеда по рисункам; 6) составление рассказов; 7) анализ детских рассказов.
2)Приведем пример занятия с использованием методики рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами). Детям предлагалось обсудить времена года, далее нарисовать свое любимое время года, обвести рисунок клеем и украсить сухими листьями и сыпучими продуктами, которые заранее были приготовлены, и составить рассказ. В структуру занятия входили следующие задания: 1) обсуждение времен года; 2) выбор любимого времени года; 3) рисование и обведение клеем рисунка; 4) нанесение сухих листьев и сыпучих материалов на рисунок; 5) рассказы по рисункам; 6) анализ работ.
Таким образом, для детей с ОНР использование элементов арттерапии на логопедических занятиях эффективно не только в качестве развития их творческих способностей в определенном виде деятельности, но и в плане развития речевой деятельности. Опорой для развития речи становиться не просто картинка и пояснения педагога, а личный опыт ребенка, ведь в ходе изобразительной деятельности он сам что-то делает, творит, фантазирует. После использования арт-терапии для развития связной речи у детей появился результат.
Можно выделить следующие качественные изменения в речи детей после проведения экспериментальной работы. Ребенок А. и Ребенок Б. составили пересказ самостоятельно, передали содержание и последовательность изложения полностью. При выполнении задания с сюжетными картинками самостоятельно составили связный рассказ, полно и адекватно отобразили ситуацию. В процессе экспериментального обучения мною было субъективно замечено, что дети продуктивнее усваивали новую информацию, охотнее участвовали в обсуждениях на занятии, проявляли больший интерес, что свидетельствовало о повышении мотивации. Объективные данные подтверждают гипотезу об эффективности использования элементов арт-терапии в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Построение связных высказываний у детей улучшилось, в них стала соблюдаться логическая последовательность, пропуски фрагментов текста стали наблюдаться реже, улучшились показатели использования грамматических норм русского языка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахутина, Т. В. Порождение речи. — М.: Академия, 1998. — 230 с.
2. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студентов дефектологических
3. факультетов педагогических высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2009. —703 с.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт,1999. — 352 с.
5. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию
связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология. — 1994. — № 4. — С. 21-27.
6. Глухов, В. П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с общим речевым недоразвитием в процессе предметно-практической деятельности.
//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. — М., 1997. — 248 с.
7. Глухов, В. П., Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. — М.: Изд-во: АСТ, 2007. — 318 с.
8. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985. —320 с.
- 5994 просмотра