Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Элективный курс «Казахский народный орнамент как этнографический источник»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

  Абдрахманова Наталья Конкаевна учитель ИЗО, художественного труда. Категория: педагог-исследователь. Стаж: 35 лет. КГУ «Общеобразовательная школа села Ковыльное», Казахстан, Акмолинская обл, Есильский р-н, с.Ковыльное
Казахский народный орнамент

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по элективному курсу «Казахский народный орнамент как этнографический источник»

В 2020-2021 учебном году обучение по элективному курсу «Казахский народный орнамент как этнографический источник» в 6 классе осуществляется на основе государственного общеобразовательного стандарта образования утвержденного постановлением Министерства РК от 31 октября 2018 года № 604.

Орнамент — универсальная, взаимосвязанная со всем мифологическим комплексом символическая форма изобразительного искусства, характеризующаяся особым условным способом отражения как чувственных, так и воображаемых данных, непосредственно, зависящая от жизненного уклада и хозяйствования и одновременно как самостоятельная система, объединенная характером функционирования и способом моделирования окружающего мира.

Ключевыми идеями орнамента являются ритм, симметрия, заряд красоты, а также скрытый смысл, символизм, знаковость, «обогащение цветом и формой украшаемого объекта», но и потенциальные возможности выступить в качестве этнографического источника.

Цель курса — систематизация и анализ материалов о казахском орнаменте, определение места казахского орнамента в среднеазиатской орнаментальной семье, заложить учащимся навыки исследовательской работы.

Для достижения цели поставлены ряд взаимосвязанных исследовательских задач:
— рассмотреть различные теории возникновения орнаментов;
— рассмотреть взаимовлияние орнаментирования у разных народов и нахождение их «родства» и «общности»;
— выявление соотношения предмета — «носителя» и техники орнаментации;
— определение характерных черт, цветовой гаммы и особых орнаментальных сюжетов для каждой из техник;
— сопоставление орнамента казахов и их соседей;
— рассмотреть развитие казахского орнаментального искусства.

Элективный курс «Казахский народный орнамент как этнографический источник» рассчитан:

Класс

Кол-во часов

Кол-во часов в год

6

1

34

 

урока

Темы/Содержание

Кол-во

часов

Дата

Корректир

1 четверть

1

История и виды орнамента.

1

08.09

 

2-4

Казахские национальные орнаменты.

3

15,22,29.09

 

5-6

Происхождение орнамента.

2

06,13.10

 

7-8

Цветовая гамма казахского народного орнамента.

2

20,27.10

 

9

Презентация выполненных проектов

1

03.11

 

2 четверть

10-11

Орнаментация войлочных изделий.

2

17,24.11

 

12-13

Орнамент тканых изделий (лент для крепления юрты, паласов, сумок и т.п.).

2

01.08.12

 

14-15

Ворсовое ковроделие и его специфике на территории Казахстана.

2

15,22.12

 

16

Презентация выполненных проектов

1

29.12

 

3 четверть

17-18

Узор плетеных чиевых циновок

2

12,19.01

 

19-21

Орнамент вышивки (одежды, настенных панно, предметов домашнего обихода).

3

26.01-02,09.02

 

22-23

Кожаные изделия, орнаментированные тиснением и аппликацией (посуда, мебель, обувь, пояса, упряжь, настенные кожаны е панно).

2

16,23.02

 

24-25

Орнамент ювелирных изделий (украшений, накладок, оружия, седел и т.п.).

2

02,09.03

 

26

Презентация выполненных проектов

1

16.03

 

4 четверть

27-29

Орнаментация деревянных изделий, орнаментированных резьбой и росписью (мебель, посуда, части каркаса юрты).

3

06,13,20.04

 

30

Узор резьбы и росписи по камню.

1

27.04

 

31-32

Аналогии в орнаментальных сюжетах и технологии орнаментации у казахов и их соседей.

2

04,11.05

 

33

Презентация выполненных проектов

1

18.05

 

34

Организация выставки.

1

25.05