Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Экономико-математическое моделирование как средство для осуществления интегративных связей экономических и математических дисциплин

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Г. А. Казбаева,
преподаватель Колледжа экономики и юриспруденции,
магистрант Кокчетавского уневерситета им. Абая Мырзахметова

Новые общественно-политические и социально-экономические условия в Казахстане создали принципиально новую ситуацию в сфере образования. Требуются постоянные своевременные преобразования в системе образования, отвечающие потребностям демократического государства и рыночной экономики. На уровне образовательных учреждений особое внимание уделяется интегративной функции образования, которая явно отражается в целях и задачах содержания учебных курсов в высших учебных заведениях и колледжах с экономическим профилем. Интеграция содержания образовательного курса методической системы обучения экономико-математическому моделированию предполагает:

  • содержательность и необходимость обладания математическими знаниями и умениями для студентов экономических специальностей;
  • системное представление изучаемого материала;
  • реализацию внутрипредметных и межпредметных связей;
  • прикладную направленность курса экономико-математического моделирования.

Характерной чертой современной экономической науки является широкое использование новейших информационных технологий, базирующихся на математическом моделировании, что является основанием для осуществления интеграции математических и экономических дисциплин. Действительно, математическая наука как процесс состоит из сбора и иакопления эмпирических наблюдений и данных и построения научных теорий или моделей конкретной предметной области, дающих ответы на иоставленные исследователем вопросы. Такой подход широко применяется в различных сферах практической деятельности человека. Примером является капитальные затраты, для оценки которых используются математические модели финансовых потоков. Поэтому основным интегративным качеством, объединяющим компоненты содержательного курса обучения, служит умение математического моделирования экономических процессов.

В связи с этим становится необходимым осуществление компонентного анализа основных элементов методической системы обучения математическим методам с целью использования больших потенциальных возможностей моделирования для осуществления интегративных связей математики и дисциплин экономического профиля и, впоследствии, формирования умений и навыков, необходимых студентам для формирования успешной профессиональной деятельности.

Следует отметить тот факт, что методы, используемые для исследования экономических и математических процессов, имеют много общего:

  • построение экономических и математических моделей для задач принятия решения в сложных ситуациях или в условиях неопределенности;
  • изучение взаимосвязей, определяющих впоследствии принятие решений, и установление критериев эффективности, позволяющих оценивать преимущество того или иного варианта действия.

Принимая во внимание возможности реализации интегративных связей при обучении экономико-математическому моделированию, необходима выработка таких интеллектуальных качеств у студентов, как:

  • умение формулировать постановку вопроса, нахождения нужной информации для решения задачи, анализа проблемной ситуации, выдвижения гипотезы;
  • навыки по составлению математической модели на основе полученной информации об объекте;
  • умение формулировать и обосновывать логические (дедуктивные и индуктивные) выводы;
  • умение применять различные прикладные программы для автоматизации решения задач;
  • умение анализировать и аргументировать полученные результаты.

Формируя выше указанные навыки и умения, преподаватели способствуют постепенной выработке у студентов таких интеллектуальных приемов, как сравнение, обобщение, анализ, абстрагирование, которые лежат в основе технологии процесса моделирования.

Теория математического анализа моделей экономики, как синтез двух целостных наук, развилась в особую ветвь современной математики -математическую экономику. Хотя, модели, изучаемые в рамках математической экономики, теряют непосредственную связь с жономической реальностью; они имеют дело с исключительно идеализированными экономическими объектами и ситуациями. При построении таких моделей главным принципом является не столько ириближение к реальности, сколько получение возможно большего числа аналитических результатов посредством математических доказательств. Ценность этих моделей для экономической теории и практики состоит в том, что они служат теоретической базой для моделей прикладного типа.

Анализ проблемы установления интегративных связей в преподавании математики и дисциплин экономического цикла позволяет выявить тот факт, что потенциал математикой дисциплины, в частности экономико-математического моделирования, в формировании у студентов умений и навыков, необходимых в практической деятельности, в полной мере неисследованным. Это можно объяснить стремительным развитием моделирования, в частности методов экономико-математическое моделирование и имитационного моделирования.

Синтез экономических и математических знаний, предложенный в доступной форме, — необходимый момент в построении информационного общества в Казахстане.

Литература

  1. Бурмистрова Н. А. Обучение студентов моделированию экономических процессов при реализации интегративной функции курса математики в финансовом колледже: Дис.канд. пед. наук. Омск: ОмГПУ, 2001. 196 с.
  2. Власов М.П., Шимко П. Д. Моделирование экономических процессов. Ростов Н/Д: Феникс, 2005. 409 с.
  3. Очарова О. В. Математика в экономике: Программа элективного курса для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. — Курган, 2003.
  4. Маthеmtics and Financial Economics. Managing editor: E. Jouini. Journal no. 11579.
  5. You can find out more about the Department s research, teaching and recent events, in our Annual Report for 2009: Annual Report 2009.

Журнал «Мастер класса» № 2 2011

Источник: СК ИПК ППК

Категория: