Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Экологическое воспитание в процессе преподавания географии в школе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Б. Н. Джаныбекова
СШ № 3 имени Е.Шайкина, г. Сергеевка, район Шал акына

…природа Казахстана по-своему уникальна и неповторимаД. А. Кунаев


Для Казахстана у природы нашлись самые лучшие краски. С вдохновением мастера использовала она их. В какую бы область республики вы не приехали, вам покажут самое красивое. И прежде всего природу. Она неожиданна и доверчива в любом уголке Казахстана. И вы всегда восклицаете: «А ведь какая красота!» Каждый уголок республики покажет вам что-то своё, чем гордятся и любуются многие поколения. И чтобы всё это сохранить каждому из нас необходимо помнить о законах природы, об экологии.

Природа и её ресурсы составляют естественную основу развития народного хозяйства любой страны, служат источником непрерывного роста материальных и культурных ценностей, обеспечивают наилучшие условия труда и отдыха народа.

Воспитание чувства к природе начинается с детского возраста. Задача каждой школы — в течение всего курса обучения учить детей бережному отношению к природе, дать им практические навыки выполнения различных природоохранных мер. В наше время никого не надо убеждать в том, какое значение имеет формирование экологических знаний и умений у подрастающего поколения. Экологическая культура, экологическое образование всего общества и, конечно, школьников — одно из средств решения экологических проблем. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. Проблема охраны природы в наши дни неотделима от задач рационального использования и активного преобразования окружающей среды.

В решении этой проблемы центр тяжести переносится в настоящее время в школу, в сферу образования и воспитания ученика. Экологические проблемы не обходят стороной и нашу Республику Казахстан, Северо-Казахстанскую область, район Шал акына. Высыхание и зарастание озер, загазованность атмосферы, загрязнение вод и почв и т. д. Всё это сказывается губительно на растительном и животном мире, на здоровье человека. Всё более мощное воздействие человеческого общества на окружающую среду, ухудшение экологического состояния планеты приводят к необходимости общества готовить экологически грамотных людей, ясно представляющих взаимосвязи в системе «природа — человек — производство», способных предвидеть последствия воздействия производства на природу и человека.

Экономические, социальные, экологические изменения в Республике Казахстан ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большого объёма знаний, интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию. Наиболее эффективно обучение, в условиях которого ученик сам становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать полученные знания.

Особое место в формировании экологических знаний занимает география. География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств личности и экологического мышления. Огромное значение в повышении качества географического образования имеет умение учителя организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у него теоретических знаний.

Экологизация школьного курса географии дает возможность учителю показать причинно-следственные связи в системе «природа — человек — производство», ввести учеников в мир социальной экологии и геоэкологии; сделать обучение более занимательным; использовать проблемный метод обучения; показать возможность применения экологических знаний на практике; шире использовать накопленный краеведческий материал. Экологизация — характерная черта современного школьного образования, его ответ на насущные потребности общества. Её итогом должно быть формирование у школьников этического отношения к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма. Экологизация образования входит в круг задач по воспитанию гражданина нового Казахстана.

Реализацию идеи экологизации школьного географического курса образования осуществляю на уроках разных типов и во внеклассной работе. Обратила внимание, что на различных уроках или практических работах любой класс не зависимо от уровня развития учащихся при использовании вопросов по экологии заметно оживляется.

Начинается работа на уроках естествознания в 5 классе, где учащиеся получают первые сведения о взаимодействии природы и человека, и продолжается в курсах географии 6–11 классов, происходит накопление и систематизация экологических знаний, решаются экологические проблемы разных уровней, полученные знания применяются в реальной жизни по мере возможности, а также на различных уроках. Программные практические работы по предмету также дополняю экологическими вопросами. В ходе работы проводимой на уроках или практических занятиях пытаюсь решать некоторые задачи: научить вести экологические наблюдения в природе и на производстве; лучше узнать свой край; отработать правила личного природоохранного поведения; применять теоретические знания по возможности на практике.

Вся проводимая работа позволяет сформировать у учащихся систему экологических знаний, показать пути и возможности их практического применения. При этом важно заметить, что работы охватывают всех учащихся.

Система экологических знаний, формируемых на уроках географии


Разделы программы


Вопросы экологического образования


География (6 класс)

Земля — планета солнечной системы Наблюдение Земли из космоса, очаги промышленного загрязнения.
План и карта Возможность отображения на карте районов с неблагоприятной экологической ситуацией (Казахстана или своей области и района). Прогнозирование последствий хозяйственной деятельности по картам. Карты охраны и преобразования природы.
Литосфера Изменение человеком рельефа, ускоренная эрозия и её предотвращение. Использование полезных ископаемых на примере СКО. Охрана недр.
Неблагоприятные последствия добычи и использования горных пород и возможности их предотвращения.
Атмосфера Влияние хозяйственной деятельности на климат. Меры по охране атмосферы. Изменение погоды. Перенос загрязнения ветром.
Гидросфера Изменение свойств воды в результате хозяйственной деятельности человека. Роль океанических течений в переносе загрязнений.
Использование внутренних вод материков и возможные экологические последствия, их предупреждение. Меры по охране вод.
Биосфера Взаимодействие человека и биосферы. Меры по охране биосферы. Охрана биосферы своей местности.
Географическая оболочка Изменение природных комплексов человеком.

География. Материки и океаны (7 класс)

Главные особенности природы земного шара Систематизация знаний 5–6 классов. Особенности экологии океанов. Деятельность человека в океане и связанные с ней экологические проблемы морского рыбного промысла, морского транспорта, морских зон рекреации, морской добычи природных ресурсов. Международное сотрудничество в деле охраны океанов.
Разнообразие природы материков и океанов Охрана природных комплексов. Антропогенные ПТК. Прогноз изменений ПТК своей местности в результате хозяйственной деятельности человека.
Евразия. Европа и Азия. Северная Америка Проявление экологических проблем в природных зонах. Причины возникновения и пути решения экологических проблем в странах разного уровня социально-экономического развития.
Южная Америка. Африка. Австралия Экологические проблемы южных материков. Примеры рационального и нерационального природопользования на южных материках.
Специфика взаимодействия природы и человека в условиях экваториально-тропических экосистем.
Антарктида Международное сотрудничество в деле охраны природы.
Земля — наш общий дом. Обобщение экологических знаний курсов 6–7 классов.

География Казахстана (8 класс)

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Казахстана. Неблагоприятные последствия добычи и использования горных пород и возможности их предотвращения. Антропогенный рельеф. Ускоренная эрозия.
Климат Казахстана Влияние человека на климат. Климат и здоровье человека
Внутренние воды Казахстана Основные загрязнители и меры по охране. Охрана вод Казахстана. Водные ресурсы и их использование.
Почвы, растения и животные Казахстана Земельные ресурсы. Эрозия. Мелиорация и охрана почв.
Природные зоны Казахстана Воздействие человека на зональные экосистемы и специфика их экологических проблем.
Характеристика крупных физико-географических территорий Казахстана. Специфика хозяйственного использования различных физико-географических районов Казахстана, их экологические проблемы и пути решения.
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана. Экология добычи и использования местных природных ресурсов. Обобщение экологических знаний курсов 6–8 классов.

География Казахстана (9 класс)

Население и трудовые ресурсы. Экологическое состояние окружающей среды и население. Экологические причины миграций. Экология и здоровье человека.
Общая характеристика хозяйства. Рекультивация и охрана недр. Основные промышленные загрязнители. Экологические проблемы Казахстана как результат нерационального природопользования.
Специфика хозяйственного использования различных экономических районов Казахстана.
Взаимодействие природы и общества. Эколого-социальные проблемы своего населенного пункта. Определение вероятных последствий хозяйственной деятельности и разработка мер по их предотвращению в природной зоне своей местности. Экология местных отраслей хозяйства, зон рекреации. Обобщение экологических курсов 8–9 классов.

География (10–11 классы)

Общая экономико-географическая характеристика мира Географическая среда и природопользование. Экологические проблемы городов и агломераций. Экологические проблемы урбанизированных районов.
Научно-технический прогресс и экологическое состояние окружающей среды. Экология отраслей мировых хозяйств. Глобальная экологическая проблема человечества.
Региональный обзор мира. Специфика взаимодействий в системе «природа-человек-производство» в странах и регионах разного уровня социально-экономического развития.

Углубить свои знания, дополнительно потренироваться в их творческом применении ребята могут в ходе внеурочной и внеклассной работы. Привитию любви к природе способствует школьный биологический комплекс, включающий в себя кабинеты: биологии и географии, теплицу, пришкольный участок, парк «Победы», школьный яблоневый сад, кружок «Юный натуралист». Практически все мероприятия, проводимые в школе, имеют природоохранное значение.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание нужно формировать и развивать именно в школьном возрасте. Так как в этот период у них происходит формирование и развитие нравственного облика, этического отношения к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма за свое отечество в котором живёшь.

В подтверждение к вышесказанному приведу слова замечательного французского писателя Антуана де Сент — Экзюпери: «Есть такое твердое правило: вставая поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
Помочь детям научиться так, относиться к Земле, как относился к своей планете Маленький принц — такова задача учителя на сегодняшний день.

Журнал «Мастер класса» № 2 2011

Источник: СК ИПК ППК

Категория: