Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Эффективные методы обучения на уроках в начальной школе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Егина Татьяна Васильевна учитель начальных классов КГУ СОШ № 59 г. Караганды

Егина Татьяна Васильевна

Внедрение обновленного среднего образования в Казахстане положила нелегкую и ответственную задачу на плечи учителей начальных классов. Особое внимание в работе учителя стало развитие и совершенствование методов обучения учащихся, которыми каждый учитель должен уметь пользоваться. Без методов невозможно достичь поставленных целей обучения, реализовать содержание учебной и познавательной деятельности. Метод преподавания учителя развивается постепенно, совершенствуясь согласно требованиям развития общества.

Навыки ученика XXI века согласно программе обновленного содержания среднего образования Республики Казахстан помогут учащимся овладеть целым комплексом умений для использования в дальнейшей жизни. Ученики, испытывающие трудности с овладением знаний в начальной школе теряют мотивацию и не проявляют заинтересованность к изучению нового учебного материала. Чтобы помочь данной категории учащихся у учителя появилась большая потребность в освоении новых современных методов и форм работы.

Современные методы преподавания:

Многосторонний метод, его основным принципом является то, что каждое занятие, обучаемые должны узнавать одну вычлененную единицу содержания образования. Учебный материал преподается умеренными порциями в строгой логической последовательности. Каждое последующее занятие должно постепенно увеличивать уже имеющийся запас знаний учащихся. Хорошо применять данный метод на уроках математики и русского языка.

Метод полной физической реакции, когда самые маленькие учащиеся начальной школы запоминают новое через соответствующие движения и жесты учителя. При этом методе учитель активно пользуется картинками, для объяснения учебной дисциплины.

Естественный метод успешно применяется на уроках русского языка и чтения. При использовании данного метода учитель обращает внимание на смысл речи ученика, меньше внимания обращает на ошибки и исправления, так как это может затормозить развитие речевых навыков.

С точки зрения педагогики главным является деятельностный подход к обучению. В основе этого подхода лежит развитие и функционирование личности ребёнка, а также межличностные отношения с окружающими их людьми опосредуются целями, содержание и задачами социально значимой деятельности.

Метод активного обучения: заключается в том, что учитель сталкивает учащихся с необходимостью решения проблемы. Этот метод направлен на развитие ученика, самоорганизацию и саморазвитие. Преодолевая проблемные ситуации, ребёнок учится самостоятельно или в группе своих единомышленников понять задачи поставленные учителем. Активное обучение на современном этапе является, безусловно, приоритетным. Широко применяется на уроках математики, русского языка и литературного чтения.

ИКТ методы: Внедрение информационно- коммуникационных технологий в процессе обученияв начальной школе началось недавно. Использование ИКТ технологий на уроках в начальной школе являются эффективным помощником в развитии мотивации учащихся В век интернета и высоко скоростных технологий, применение ИКТ в большинстве случаев оправдывает себя. Каждому ученику нравится работать в компьютерном классе, выполнять тесты, чертить таблицу, искать ошибки и т. д. Занятия проходят в основном в неформальной обстановке, где предоставлена свобода действий ученика для создания презентации к заданной теме, продолжение рассказа с использованием картинок и т. д. Участие в онлайн олимпиадах.

Метод ситуационного анализа или кейс-стади: этот метод родился в США, обучающийся ознакомившись с проблемной ситуацией, самостоятельно её анализирует, диагностирует проблему и представляют свои решения в дискуссии с другими учениками. Учитель играет роль критика, и является источником информации по изучаемому вопросу. Этот метод успешно используется в целях получения обучающимися реального опыта по выявлению и анализу сложных ситуационных проблем. В результате у обучающихся, развиваются навыки аргументации презентации и ведении переговоров. Также этот метод можно успешно применять дл погружения группы учеников в ситуации, где ученикам не хватает знаний. Дефицит знаний становится стимулом, развивает привычку самоконтроля, способствует реальной подготовке школьников к познавательной деятельности, помогает оживить и заинтересовать учащихся.

Следует отметить основные этапы работы по кейс-методу и их продолжительность, организационный момент и выдача кейса занимает 5 минут. Ознакомление с текстом кейса, работа учащихся следующие двадцать минут урока. На анализ и сравнение результатов полученных группами, пятнадцать минут. Кейс метод позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт учащихся. Помогает им высказывать свои мысли, идеи, проявлять инициативу, готовность работать в команде, уметь слушать и слышать других людей.

Список литературы:

1. Практическое руководство по проведению исследования в действии АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2018 Астана
2. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей Лемов Д. 2016
3. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. Гин А. А. Москва