Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русской литературы

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Ашимова Нурикамал Тастамбековна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории КГУ «Пескинская средняя школа», село Пески район имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанская область

Ашимова Нурикамал Тастамбековна
 

Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, — воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.
В.А. Сухомлинский

В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский и современный периоды его развития. На сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения ориентируют все важнейшие документы об образовании, которые в последние годы приняты в нашей республике.

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

Проблемы духовно-нравственного воспитания были актуальны всегда и рассматривались в трудах многих педагогов, психологов, философов (К.Д.Ушинский, М.М.Рубинштейн, Н.И.Пирогов и другие). Данный вопрос, не теряя своей актуальности сегодня, продолжает изучаться и современными учеными (Е.П.Белозерцев, В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков и другие).

Кто же поможет юным душам выдержать натиск жестокой и во многом расчеловечивающей реальности, противостоять ей? Кто поможет обрести то, что А.С.Пушкин назвал «самостояньем человека» как залогом «величия его»? Безусловно, учитель — словесник. Ведь именно он врачует своих учеников любовью к человеку, милосердием, поворачивая их в сторону спасительных по своей высокой нравственности отечественных традиций, духовных истоков русской и мировой культуры. Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает мир эмоций и чувств. В этом одно из несовершенств современного образования. Вот почему особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. Её уроки жизненно важны, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.

Литературное образование — это человекоформирующий процесс. Его целевые ориентации: субъектно-смысловое общение учителя и учеников, самореализация личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Учитель словесности — это проводник в новые для формирующейся личности пространства культуры. Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, стремлюсь научить их жить по законам добра. Настойчиво формирую систему ценностей, которые станут прочной основой духовной высоты личностей сегодняшних школьников. Ведь, как известно, люди «не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Затрагивая в статье вопрос о духовно-нравственном воспитании учащихся, хочу особо выделить те основные положения, на которые должен обратить внимание учитель литературы.

1. Подход к изучению русской литературы, при котором на первый план выдвигается ее духовно-нравственный и художественный потенциал, обеспечивает эффективное духовно-нравственное воспитание личности, а также более глубокое и полное понимание произведений художественной литературы.

2. Наиболее эффективным путём анализа произведений русской литературы является анализ в аспекте философских понятий добра и зла, лести и достоинства, нравственности и безнравственности, смерти и бессмертия, в процессе которого идёт духовно-нравственное совершенствование человека.

3. Полноценное осмысление учащимися произведений художественной литературы происходит, если в процессе анализа особое внимание обращается на роль и место духовных начал в формировании личности человека, на связь произведения с жизнью, с мировоззрением писателя, с литературными традициями, на фоне которых рождается произведение, с устным народным творчеством, с философской антропологией.

Обязательная характеристика моих уроков литературы — их эмоциональная окрашенность, ибо через эмоции ученик идет к постижению духовно-нравственных истин, приобщается к наивысшим ценностям общечеловеческой культуры.

Убеждена, что способность открыто и искренне сопереживать — верный признак доброго сердца, а эмоциональность, чувствительность — залог милосердия и добрых дел.

Любимые страницы изучаемых произведений, наиболее важные или эмоционально сильные эпизоды читаю на уроках сама, читаю так, чтобы самые равнодушные зажглись интересом: «А что там дальше?»

У каждого школьника в изучаемом произведении должна быть своя любимая страница. Этого я и добиваюсь работой со словом писателя, которая исключала бы чувство эмоциональной глухоты. Люблю, когда в классе вдруг возникает тишина, когда урок не заканчивается со звонком, и ребята живут им еще некоторое время.

Милосердие и сострадание — одна из важнейших тем русской литературы. Глубоко убеждена, что необходимо с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Говорю ребятам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию. Надо только вовремя успеть помочь нуждающимся, и ты станешь лучше, чище, сердечнее.

Например, раздумывая над страницами рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», начинаем с установления смысловых ассоциаций со словом «мама». Этот прием — «индуктор» способствует пробуждению эмоциональной памяти учеников. И только после этого обращаемся к теме материнской любви, которая во все времена находила отражение в произведениях искусства («Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, стихи Д. Кедрина, М.Сергеева).

Уходят наши матери от нас,
Уходят потихонечку, на цыпочках,
А мы спокойно спим, едой насытившись,
Не замечая этот страшный час.
Но спохватившись вдруг в какой — то год,
Им отмечаем шумно дни рождения,
Но это запоздалое раденье
Ни их, ни наши души не спасет.

Эти поэтические строки М.Сергеева — отправная точка в решении проблемы истинной человечности в рассказе «Телеграмма».

Разбираясь в прочитанном, вместе с ребятами ищем ответы на вопросы:

— Какую роль в понимании душевного состояния героини играет эпизод «Катерина Петровна в саду?»

— Как Паустовский передал угасающую надежду пожилой женщины на то, что дочь приедет?

— Были ли у Насти серьезные причины, чтобы не поехать к матери?

— Почему и как пытается мать оправдать дочь?

— Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она?

— Почему так безразлична к матери?

— «:за добро плати добром, не будь пустельгой». Кому адресованы эти слова?

— Кого из героев рассказа можно назвать сердечным, душевным?

— Каким вы видите автора этого произведения? Что он ценит в людях?

Хороший вопрос — это «множитель информации»: он не только вызывает подсознательные ассоциации, стимулирует творческое воображение, но и вырабатывает поведенческие реакции ученика. Атакующая мысль настоящего вопроса разрушает любую инертность мышления.

Анализируя сцены покаяния героини рассказа Насти, обращаемся к пятой заповеди Божией из Библии: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле». Знакомство с библейской заповедью заставляет ребят задуматься над тем, какие духовно-нравственные законы иллюстрирует это художественное произведение.

Прививая учащимся любовь к русской литературе, мы можем развить в них чувство гордости за то, что они — наследники высочайшей культуры, и тогда они смогут в полной мере осознать себя гражданами своей страны, быть ответственными за ее настоящее и будущее. В настоящее время государство остро поставило задачу духовно — нравственного воспитания молодого поколения. Сегодня нам необходима нравственная сила, способная вернуть веру в самих себя. Время безжалостно, но все может человек, который помнит слова А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая цивилизованность от дикости».

Список литературы

1. «Воспитание школьников» № 1-9 2002г. № 1-10 2003 г.
2. «Литература в школе» Научно-методический журнал № 1-12 1999 г.
3. Лушникова О. Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы. pokrov-forum.ru/science/blagodat_edu/pokrov-listky...
4. Донченко Л. М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников: На уроках литературы и во внеурочной деятельности. www.dissland.com/catalog/duhovno_nravstvennoe_vosp...

Категория: