Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Доклад на тему «Психология воспитания»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Исаева Акку Секеновна — воспитатель. Областная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Петропавловска, Северо-Казахстанской области

Фото с сайта www.whouse.kz

Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемы новыми тенденциями развития общества к личности человека. Общая цель современного воспитания — сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним мы относим понятие добра и зла, порядочности, туманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности к внутренней и внешней независимости. Ответственность мы определяем как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбу других людей и общество в целом. Вот такими видеть мы хотели бы видеть выпускников и для этого все сотрудники нашей школа интерната трудятся неустанна готовиться детей взрослой самостоятельной жизни какие же средства и методы мы из пользуем нашей работы? Они таковы: Средствами воспитания, например, могут быть личный пример воспитателя, образцы поведения демонстрируемые окружающими людьми. Средства воспитания по характеру воздействия на человека делятся на прямые и косвенные. Прямые средства воспитания предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг другом.

Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуется с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника (например, чтение книг, просмотр кинофильмов, телевизионных и видеофильмов, ссылка на мнение авторитетного человека).

Осознанные средства воспитания: воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. Неосознанные средства воспитания: воспитуемые принимает воспитательное воздействие без сознательного контроля со своей стороны, а воспитатель также не производит преднамеренного воздействия на воспитуемого. По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства делят на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. На практике они чаще всего являются комплексными, т. е включает разные стороны стороны личности воспитуемого.

Воспитательные воздействия наиболее эффективны, если они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности (т. е. включает когнитивные, эмоциональные и поведенческие воспитательные воздействия). Мы работаем совместно с социальном педагогам и психологами воспитанников, которые используют средства методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Это, например, социально-психологический тренинг. Групповые индивидуальные коррекционные занятия с детьми. Основной целью которого является научить человека лучше справляться с его жизненными проблемами, успешно решать деловые и личные проблемы.

Всегда интересно наблюдать из каких кирпичиков складываются отношения в семье. Может быть принятым развлечением, традиционными и деловым общением, как протекает общение, и что сближает детей и взрослых.

Ребята, живя в детском доме, становятся самостоятельными рано, и педагог должен подготовить ребят к будущей самостоятельной жизни. Главная цель- сплочение детского коллектива, воспитание чувства семьи, ответственности и гордости за семью. Чтобы сформировать коллектив и развитие личности ребенка возникают конфликты, конфликты разрешаются путем самовоспитания в окружающим мире, с целью избавиться от неприятных переживаний, конфликты возникают делать уроки, отрицательные оценки, поведение в семье, в школе.

Провожу беседы, так как беседы должны помочь ребенку в будущей самостоятельной жизни.

Провожу беседы: «Я, и моя семья», «Я, ты, он она — вместе дружная семья», «Здоровый образ жизни», «Профилактика табак курения», «Профилактика ранней половой жизни».

В беседе сравниваю ребят с «маленькими песчинками», которые сами по себе и если подует ветер, то раскинет песчинки. Такое бывает в семьях-коллективах, где все вместе, и в то же время каждый отдельно. Что нет того, что сцепляло ребят. Мало знают друг друга или не желают пойти на встречу друг другу. Очень хотелось бы, чтобы наша семья походила на «черкающий маяк». Известно, что маяк приносит уверенность, курс выбрал правильно «Так держать». В таких коллективах преобладает желание трудиться вместе, сообща, помогать друг другу.

Если ребята, поймут, что дружба, товарищество помогают человеку, то будущей жизни они будут в своей семье поддерживать любовь и дружеское отношение к своим родным.

Ребята, понимают, что, живя в коллективе, нужно заботиться не только о себе, но и о ребятах которые живут с тобой.

Провожу детские игры «Познай себя», «Что ты сделал для своей семьи».

Анкеты «Какой наш коллектив», «Какое качество больше всего цените в людях честность, остроумие, юмор».

Вывод: «Коллектив не плохой, есть отрицательное, но и многое положительное в отношениях друг с другом. Ребята радуются и переживают за свою семью».

Командир семьи. С ней обсуждаем и находим выход из любой ситуации.

Бегиман. А отвечает за учебу ребят. Вместе с ним беседуем с ребятами, которые халатно относятся к учебе.

После каждой линейки проводим пятиминутку «Итоги недели», где отмечают ребят без замечаний, и разбираем поведение, учебу тех ребят, чьи фамилии звучали на линейке.

Так постепенно развивается чувство ответственности.

В семье отмечаем дни рождения ребят. Ребята готовятся к приезду гостей, без напоминаний помогают друг другу в организации концерта, готовят сувениры. Если ребята в своей в будущей семье будут проводить праздники, то это будет дружная и крепкая семья. Девочки старшего звена помогают шить, вязать не только для себя, но и для ребят младшего возраста.

Малыши делают сувениры из дерева, папье-маше, — идет взаимовыручка.

Ребята стали бережно относиться к своим вещам. Старшие ребята предлагают малышам свои вещи, которые стали им малы, но находятся в хорошем состоянии.

Так проявляется забота, которая пригодится в будущей семейной жизни.

В семье нет сильных конфликтов между ребятами, старшие ребята не обижают младших; если возникает спор, то он решается мирным путем. Провожу беседы, где приводятся примеры о том, кто пожалел и почувствовал боль другого человека и воспринял чужую боль как свою. Чтобы ребята умели сострадать. Это пригодится в будущей семейной жизни.

Живя в детском доме, ребята понимают, что семья — их дом. Поэтому они должны беречь свою семью, быть хозяевами-семьянинами своей семьи. Провожу беседы «Семья — наш дом», объясняла, как взрослые делали ремонт, как важно беречь стены родного дома.

В семье поддерживаются родственные связи. Ребята помогают друг другу, заботиться и уделяют внимание.

Приходят ребята-выпускники в гости к младшим братьям и сестрам, интересуется делами, учебной, покупают недорогие подарки. Если ребята будут поддерживать родственные связи, то в будущем дружные родственники не бросят друг друга в беде. Будут делить радость и минуты печали.

Они рассказывают о своих жизненных ситуациях об учебе как получили профессии и настраивают детей семьи на положительные к отношений труду к свои обязанностям и необходимости получить профессию. Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. Нужно обращать внимание на учебу, здоровье.

Каждая профессия имеет свои особенности на доброту, отзывчивость, способность к сопереживанию. Хорошие качества очень хочется видеть в каждом человеке.

Многие выпускники закончили колледжи, лицеи и приобрели профессии, и работают на благо своей семьи и своей страны.

Я стараюсь приучить детей к радости победы на длительном пути. Когда у ребенка нет цели — любая награда, подарок могут усилить недостатки ребенка. И чтобы они видели счастье в том, чтобы радоваться с другими. Если, живя в детском доме, ребята научатся взаимовыручке, состраданию, бережливости, дружелюбию- в будущем будут хорошими семьянинами.

Литература:

1. «Настольная книга практического психолога» Е. И Рогов
2. Б. С Волков
3. И. В Волкова «Возрастная психология»