Международный творческий конкурс «Пусть всегда будет солнце!» для детей, педагогов и воспитателей

 

Продам стиральную машину

Православный портал «Кампан»Б\у, работающая. Цвет: белый Управление: электронное (интеллектуальное) Установка: отдельно стоящая Тип загрузки: фронтальная. Контакты: +7-707-22077-53, г. Петропавловск. Подробнее

Доклад на педагогическом совете «Современный педагог начальной школы в условиях обновления содержания программы»

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Маркова Наталья Сергеевна учитель начальных классов, высшая категория, стаж 22 года. ГУ «Гастелловская средняя школа» с. Гастелло, Акмолинская область, Жаркаинский район

Современный педагог начальной школы в условиях обновления содержания программы

Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую доступность, эффективность и качество образования каждому ее учащемуся. Одной из ведущих задач школы становится оказание помощи ученику в овладении способами деятельности, адекватными современным потребностями общества, государства и личности.

Образовательная политика Казахстана ориентирована на интеграцию в мировое пространство. Главой государства Н. Назарбаевым, поставлена конкретная задача по развитию функциональной грамотности школьников. Ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие у учащихся функциональной грамотности является общепризнанной международной тенденцией в развитии образования. Исходя из определения, функциональная грамотность — это тот уровень образованности, который может быть, достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т. е. социализацию личности.

Решение задачи развития функциональной грамотности актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Одна из задач обновленной программы — научить учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности. Обучаясь на курсах, я приобрела огромный опыт, который позволит мне в дальнейшем пересмотреть приемы и методы своей работы. Самое главное, работая с детьми это развивать критическое мышление, научить работать с проблемой, находить её решения, умения работать в группе сообща, и при этом обучаться. [2]

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит цель: совершенствование педагогического мастерства всех учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. [3]

Работая с детьми младшего школьного возраста, учитель находится в поиске таких методов и приёмов работы на уроках, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Актуальность выбранной темы в том, что работа в данном направлении позволяет создавать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память. Критическое мышление — ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Дисциплинарный подход к Критическому мышлению зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий. Я считаю, что овладение критическим мышлением на уроках и в жизни — это шаг к активным, творческим и результативным методам.

Переход на обновленное содержание образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Таким образом, обновление структуры образования, заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и перехода к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников. Введение системы критериального оценивания требуют от педагогов, всестороннего и объективного оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом. Школа не только учит и воспитывает учащихся, но и готовит к самостоятельной жизни, поэтому беседы нравственного характера очень важны при решении задач. В наше время учитель начальных классов решает сложные и тяжелые задачи переосмысления своего педагогического опыта, находит сам как обучать в новых условиях ребенка. В быстром темпе развития нашего государства меняется и обучение. В идеальном мире умение учиться должно быть основным и самым важным навыком, приобретаемым в школе. [1]

Важно на уроке проводить динамические паузы с музыкальным сопровождением, помогающим восстановить оперативную работоспособность. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на уроке, подбор современных методов и приёмов помогает каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Учитель не дает готовую информацию учащиеся получают ее самостоятельно. Учитель дает проблему, источники информации, объясняет как можно решать, а обучающиеся ищут алгоритмы, рассуждают, высказываются. Учитель всегда рядом, но он направляет и помогает. Посредством обсуждений у учащихся формируется ответственность, дети учатся приспосабливаться к жизни в современном мире, перестраиваться под изменяющиеся условия. Современного ребенка надо учить так, чтобы у него появлялось здоровое тщеславие, тяга к лидерству. Чтобы ему было интересно и почетно считаться умным. Необходимо подготовить полноценного образованного школьника, готового к самореализации в дальнейшей жизни. Чтоб ребенку было интересно на уроке и быстро запоминал информацию, учитель использует на уроках ИКТ. На сегодняшний день обучение должно быть активным, проводиться в условиях коллаборативной среды, учитель должен учитывать дифференциацию в обучении и реализовывать межпредметные связи, что не мало важно.

Цели начальной ступени образования: раскрытие индивидуальности ребенка; осмысление его знаний об окружающей действительности;

формирование желания и умения учиться, т. е. познавательной мотивации.

Учебные программы начальной школы направлены на развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации соответственно возрастным возможностям; формирование пропедевтических знаний о человеке, природе и обществе; развитие духовно-нравственных ценностей; формирование функциональных навыков обучения: считать, читать, писать, логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи. [4]

Оценивание предполагает параллельное развитие двух линий критериального оценивания: формативного и суммативного.

Новые учебные программы основаны на компетентностном подходе. Они формируют компетенции, заложенные в основе функциональной грамотности, необходимой для успешной социализации учащихся.

По известной в мировой педагогике теории Бенджамина Блума «Таксономия целей обучения», существующий стандарт позволяет ученику хорошо освоить только два из шести уровней познания: «знать» и «понимать».

С помощью нового стандарта есть возможность достигнуть оставшихся четырех уровней познания: «применять», «анализировать», «синтезировать» и «оценивать».

В наше время стоит проблема качества образования в начальной школе. Низкий уровень развития учебной мотивации учащихся, познавательных интересов, творческого мышления, коммуникативных способностей. Недостаточный уровень развития умений добывать самостоятельно знания, применять их на практике, чаще отсутствие наглядно- деятельной образовательной среды, доступной для учащихся в урочное время.

Я использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, где ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации.

Сегодня учителя понимают, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя — это в большей степени роль проводника в мире информации. Так на уроках литературного чтения и познания мира, естествознание дети сами находят информацию и делятся с другими учащимися. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций с музыкой. Применяю игровые технологии на уроках. Ведь игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Учитывая разный уровень подготовки детей, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания. В каждом классе есть дети с, которые медленно читают и понимают смысл прожитанного. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с низким уровнем мыслительной деятельности могут работать в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные).

Вместе с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. По моему мнению, процесс обучения детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества.

Можно сделать вывод, что технологии, которые я использую, позволили мне, как учителю, спланировать мою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования — развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

Современный учитель, если хочет быть интересным детям, должен быть эрудированной, многогранной личностью. Мы должны помнить, что делаем это для того, чтобы помочь ребенку осознать свое место в мире, научить уважать права и свободу других людей, обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способности каждого.

В начальной школе мы закладываем в детях самые лучшие знания и жизненные навыки, которые будут применять всю жизнь.

Одна из задач обновленной программы — научить учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности.

Литература:

1. Личностно — ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ под ред. Степанова Е. Н..-М.: Сфера, 2004.

2. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015.

3. https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2018/04/15/

4. https://edu.mcfr.kz/article/3069-obnovlennoe-soderjanie-obrazovaniya-v-nachalnoy-shkole
Год, Анатолий Гин «Приёмы педагогической техники» https://www.trizway.com

Категория: