Седьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Добрые обычаи моего народа

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Шайхыгалиева Бигайша Сагдатовна учитель русского языка и литературы 1-категория
ученики 9 «а» Сайлауова Ж, Кажуева С.
КГУ «Аккольская средняя школа» Акмолинская область Зерендинский район

Шайхыгалиева Бигайша Сагдатовна

Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций, обрядов и праздников. Они формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские национальные традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни, и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь народ, особенно мы, подрастающее поколение, непременно должны знать историю того места, где мы родились, где мы живем. Без прошлого нет настоящего, мы не должны потерять добрые обычаи нашего народа. В них народная мудрость, вековой опыт и настоящие уроки жизни. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Что же понимается под обычаями? Заглянем в словарь: «Обычаи — это общепринятые исторически сложившиеся в процессе эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области, общественной жизни. Одним из замечательных обычаев прошлого, который дошел до наших дней, является гостеприимство, которое относится к общечеловеческим нормам, является положительной чертой любого цивилизованного общества, с другой стороны радушие, прием гостей — непременны для каждого казаха. Так, к приходу гостей готовят традиционное национальное блюдо — бешбармак — с положенными для почетного гостя казы, карта, жал-жая, шужук. Если хозяин не может угостить мясом, он угостит просто чаем, оставит ночевать в доме любого путника. Это и есть традиционное наше гостеприимство. Этот обычай тесно связан с другим: уважение к старшим. Детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими, прислушиваясь при этом к их мудрым советам. Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя перебежать дорогу перед старшими, младшему надо обязательно первому поздороваться со старшими. А с другой стороны, если юнец тяжело заболел или вернулся домой после долгого отсутствия, аксакал первый поспешит ему пожать руку. Как мудр наш народ! Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки особенное внимание в степи уделялось привитию этим детям данных качеств с самого раннего детства. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека. Например, на празднестве по поводу рождения сына состоятельные люди устраивали щедрые угощения с приглашением не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязание певцов, джигитов на конях. Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека. Бывали и случаи, когда давали ребенку первое попавшееся, ничем не приметное, порой даже весьма непристойное имя для того, чтобы рос он не на виду, чтобы рос здоровым и крепким. Как особые этапы на пути к совершеннолетию в казахской семье отмечали такие события, как «бесикке салу» — укладка новорожденного в люльку. В этой колыбели ребенку комфортно: и тепло, и спокойно. Там он рос и набирался богатырского здоровья. Далее, когда ребенок подрастал, проводился «тусау — кесу» — обычай, по которому старейшина делающему первые шаги в жизни ребенку завязывает ноги пестрой веревкой и водит вокруг собравшихся гостей. Почему обязательно веревки пестрые? Светлая нить обозначает хорошее в жизни, темное — плохое, тяжелое. Ребенок должен самостоятельно научиться преодолевать и трудности, и с достоинством пройти через славу.

Говоря об обычаях моего народа, нельзя не остановиться на следующем добром обряде — «атка — отыргызу». Это посадка на лошадь с передачей в руки не только плётки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно. Затем следовал обряд обрезания. Обрезание совершал мулла, сейчас эта небольшая операция проводится врачом — хирургом. В который раз проявляется здесь мудрость моего народа: соблюдение гигиенических норм. Как продолжение этого обряда — конечно, той.

Нам еще очень нравится «бәсіре» — традиция казахов, связанная с воспитанием ребенка. Часто рождение ребенка совпадает с окотом домашних животных. В таком случае жеребенка или верблюжонка «бәсіре» дарят новорожденному и считают его собственностью ребенка. По поверью, будущее младенца тесно связано с его «бәсіре». Поэтому на нем не ездят, его не режут и не продают. Наоборот, ухаживают, как за ребенком. А тот подрастает, растет день за днем, приходит пора — и он переступает порог чего-либо нового в жизни, сейчас это- порог школы. «Тіл ашар» ожидает ученика, далее — «мүшел жас» — тринадцатилетие. Через каждые 12 лет — навый этап жизни, человек становится умнее от одного «мушеля» к другому. Чтобы пройти этот год благоприятно, обязателен обычай — со своего плеча дать одежду младше себя. Это означает, что ты через мүшел жас пройдешь легко, а младший тебя в этом поддержит. Наступает юность, любовь...

Казахские свадебные обряды сейчас тесно переплетены с русскими свадьбами. Но своё, национальное, и здесь сохранено. Это в первую очередь свадебные песни: «Жар-жар», «бет-ашар», сватовство. Первое появление невестки в доме, первое её угощение гостей. Невестка никогда не называет родственников мужа по именам. Келин с первого дня своего пребывания в новом ауле находится под зорким взглядом родичей и испытывается по «ат -тергеу». Её находчивость, умение, безобидность шутки — всё это критически оценивается. Придумывание имён и прозвищ, в точности соответствующие и отражающие характеры и особенности каждого, — способность, данная далеко некаждому, искусство своего рода.

О добрых обычаях моего народа можно говорить и говорить. Но подытоживая сказанное, мы хотим сказать: «Мы рады, что появились на свет казахами! Ради тому, что у нас такие добрые традиции и обычаи. Мы гордимся таким богатым духовным наследием»