Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Дифференцированные проверочные работы по неорганической химии для учащихся 8-х классов по теме: «Первоначальные химические понятия»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Умбетьярова Елена Борисовна учитель химии Федоровской СОШ № 1 Теректинского района Западно-Казахстанской области

В теме «Первоначальные химические понятия» учащиеся VIII класса должны усвоить более двадцати совершенно новых понятий, каждое из которых необходимо при изучении последующего материала. А значит, учителю важно постоянно контролировать знания учащихся, чтобы иметь возможность внести коррективы в процесс обучения.

Проверив на практике различные изучения этой темы, я пришла к выводу, что целесообразно разбить материал на три блока.

Первый блок охватывает понятия: вещества, тела, минералы, чистые вещества и смеси, физические и химические явления и их признаки.

Второй блок состоит из следующих понятий: химический элемент, валентность атомов химического элемента, металлы и неметаллы, простые и сложные вещества, относительные атомная и молекулярная массы, массовая доля элемента и отношение масс элементов в составе сложного вещества.

Третий блок включает понятия: уравнения химических реакций, типы химических реакций, количество вещества, молярная масса, число Авогадро, а также расчеты по химическим уравнениям.

Изучение каждого блока заканчиваю дифференцированной проверочной работой. Предлагаю учащимся на выбор задания трех уровней — программы, А, В, С. Задания уровня, А репродуктивного характера, за правильно выполненную программу, А ставлю отметку «4». Выполнение заданий программы В предполагает использование учащимися приобретенных знаний в усложненных условиях. Выбрав уровень С, учащиеся должны на основе приобретенных знаний выполнить нестандартные задания. Эта программа предназначена для школьников, проявляющих особую склонность к химии. Каждому ученику выдаю листы с заданиями всех трех уровней, и, выбрав программу в соответствии со своими возможностями. Он заполняет соответствующий лист. После проверки выдаю учащимся листы домой для выполнения работы над ошибками, таким образом. Эти работы выполняют не только контролирующую, но и обучающую функцию.

Время, отводимое на проведение работ, варьирует от 10 до 20 минут.

Фото с сайта zern-vsev.narod.ru

Проверочная работа № 1

Программа А.

1. Подчеркните в данном списке названия веществ: полиэтилен, стол, резина, кольцо, древесина, напильник, опилки, сахар.

2. В таблице знаками «+» отметьте типы смесей и возможные способы их разделения.

 

 

 

Смеси

Тип смеси

Методы разделения смесей

Одно

род

ная

Не одно

родная

Однородных

Неоднородных

выпа

рива

ние

дис

тил

ля

ция

крис

тали

зация

хроматография

отста

ива

ние

филь

тро

вание

намагничивание

Древесные стружки

и железные опилки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раствор сахара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выделите в данном перечне те свойства, которые характерны для поваренной соли: жидкая, твердая, притягивается магнитом, пластичная, хрупкая, имеет блеск, бесцветные кристаллы, окрашенные кристаллы, растворяется в воде, не растворяется в воде, без запаха, имеет вкус.

4. Вместо пропусков вставьте недостающие слова.

При нагревании медь покрывается черным налетом. Это… явление, так как изменился…меди и образовалось… . При гниении листья темнеют, выделяется тепло и свет и образуются новые вещества. Это…явление, так как изменился… листьев и выделились… и… . При растворении акварельных красок происходит… явление так как не изменяется… красок и не образуются… .

Программа В.

1. Приведите примеры двух тел, состоящих из одного вещества, и одного тела, состоящего из разных веществ.

2. В таблице отметьте знаком «+» те свойства компонентов смеси, которые необходимо знать, чтобы разделить их указанным способами.

Физические свойства компонентов смеси

Способы разделения смесей

выпаривание

фильтрование

отстаивание

Температура кипения

 

 

 

Растворимость в воде

 

 

 

 

Плотность

 

 

 

 

1. Сравните свойства меди и алюминия и заполните таблицу:

Свойства меди и алюминия.

Сходные

Различные

 

 

 

 

 

4.Заполните пропуски.

При растворении серной кислоты в воде, молекулы кислоты равномерно распределяются между молекулами воды.

Это… явление, так как… . Но при этом происходит так же выделение теплоты, а это — признак… явления.

При упаривании раствора соли происходит образование ее кристаллов. Это… явление, так как… . Процесс скисания молока, это явление… так как… .

Программа С.

1. Из приведенного перечня выпишите в три столбика, а) вещества, б) материалы, в) минералы: мрамор, серный колчедан, стекло, алюминий, гвоздь, фосфор, серная кислота, полевой шпат, древесина, железный купорос.

2. Заполните пропуски.

Метод кристаллизации основан на…., поэтому им можно воспользоваться для разделения смесей, состоящих, например, из:…и…; …..и…. .

Метод хроматографии основан на…, этим методом можно разделить, например, следующие смеси: ….и….;….и…. .

3. Заполните таблицу, характеризующую свойства поваренной соли и соды. Какие свойства позволяют отличить эти вещества друг от друга.

Свойства поваренной соли и соды
Сходные
Различные
   

4. Дополните фразы.

При…стекла происходит…. . Это…. явление.

При… спирали электрической лампочки происходит…..Это явление…

При… пищевых остатков… . Это… явление.

Проверочная работа № 2

Программа А.

1. Зачеркните одной чертой (по горизонтали, вертикали или диагонали) знаки трех стоящих подряд простых веществ — металлов.

Cu
Al
Mg
Zn
Si
Ca
P
S
C

2. Подчеркните формулы сложных веществ: HCl, CuO, Cl2, Al, KOH, P, FeS

3. Вычислите относительную молекулярную массу оксида марганца(VII) Mn2O7 и массовую долю марганца в нем.

4. Определите валентность элементов по формулам: SO3, K2O, CuO, BaBr2, PCl3 .

5. Составьте формулы веществ по валентности:

                        IV             I         II

AlxOy,  MgxOy, SnxOy, BaxCly, CaxSy.

Программа B.

1. Используя слово «медь», составьте три предложения, в одном из которых говорится о меди как простом веществе, в другом — о меди как химическом элементе, в третьем об атомах меди.

2. Зачеркните в каждой строке лишнее слово: а) соляная кислота, фосфор, водород, кислород; б) цинк, алюминий, магний, хлор; в) кислород, азот, углекислый газ, бром.

3. Выведите химическую формулу вещества, если известно, что в нем W(Fe) = 46,67%, W(S) =53,33%. Относительная молекулярная масса вещества равна 120.

4. Что означают записи: 3Cl2O7;  2HCl;  Cl2;  4S.

5. Составьте формулы соединений: оксида брома(VII), сульфида натрия, хлорида хрома(III), бромида алюминия.

Программа C.

1. Составьте три предложения, содержащие термины «простое вещество» или «химический элемент», иллюстрирующие данную схему.

Фото с сайта zern-vsev.narod.ru

2. Подчеркните названия простых веществ — неметаллов: вода, кислород,
серная кислота, водород, озон, азот, хлор, поваренная соль, сероводород.
3. Выведите простейшую формулу вещества, если известно отношение масс элементов: m(S): m(O)= 1: 1.

4. Докажите, что существует бинарное соединение, содержащее 11,1% водорода по массе.

5. Составьте формулы гидридов: а) двухвалентных металлов;
б) трехвалентных неметаллов.

Проверочная работа № 3

Программа А.

1. Какую массу будет иметь порция оксида серы (IV) SO2, объем которой 13,44. (н.у.)?

2. Расставьте коэффициенты в схемах реакций:

a) Mg + НCl →MgСl2 + Н2      б) H2O →H2 + O2   в) NO + O2 →NO2

 г) Ba + НCl →BaСl2 + Н2              д) Al2O3 + НCl →AlСl3 + Н2O

3. Рядом со схемами реакций укажите типы химических реакций: а) АВ + С  →  АВС   б) ВС + ДЕ  → ВЕ  + СД    в) АВС →  АВ + С   г) АС +Д  →  АД + С     д) АВ  →   А + В.                                          
4. Какой объем кислорода (н.у.) потребуется для сжигания 15.5 г фосфора.

Программа В.

1. Масса порции простого вещества, содержащей 1,806*1024 молекул, равна 6г. Определите молярную массу данного вещества и назовите его.

2. Закончите схемы реакций и расставьте коэффициенты:

а) Fe + Cl2  → …      б) NH3 →   … + …    в )Ca + HCl  →    …  + …     г) Al + Fe2O3 →      … + …          д) Сu + O2 → …   

3. В таблице отметьте знаками «+» типы химических реакций, которые возможны между веществами.

Состав веществ, вступивших в реакцию

Типы химических реакций

разложения

замещения

обмена

соединения

Простое вещество + простое вещество

 

 

 

 

Простое вещество + сложное вещество

 

 

 

 

Простое вещество

 

 

 

 

Сложное вещество

 

 

 

 

Сложное вещество + сложное вещество

 

 

 

 

4. При сгорании 13,5 г. металла, образовалось 25,5 г оксида металла(III). Определите, какой металл был взят.

Программа C.

1. Образец сплава меди с цинком имеет массу 75 г. массовая доля меди в этом сплаве равна 64%. Определите сколько атомов цинка в данном образце.

2. Составьте уравнения реакций между: магнием и бромом; оксидом цинка и серной кислотой; водородом и серой; алюминием и кислородом; и уравнение реакции, протекающей при нагревании оксида ртути (II).

3. Буквами, А, Б, С, Д обозначены химические элементы. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения (индексы не проставлены, т. к. возможно несколько решений):
а) А → АВ ;          б) АВ → АВС;             в) АВС →  АВ;             г) АВ →   АД ;       д) АД  →  А                                                                                                                  

Укажите типы химических реакций.

4. При взаимодействии 2,7 г некоторого металла с соляной кислотой HCl выделился водород объемом 3,36л (н.у.). Определите этот металл, если он в своих соединениях трехвалентен.

Категория: