VII международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

День Народного Единства

VII международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья
 

Версия для печатиВерсия для печати
Цветкова С.В. учитель истории высшей категории г. Петропавловск Северо-Казахстанской области Цветкова С.В.

 

Выходят ведущие: Доброе утро, уважаемые учащиеся, учителя. Мы встретились сегодня здесь, что бы отметить праздничный день, День Народного Единства. А много ли мы знаем об этом празднике? Когда он появился и почему? Сейчас мы вам об этом расскажем.

Выходят чтецы и рассказывают стихотворения, посвященные Дню Народного Единства

 

 

Чтец 1:

Единство навсегда.

  • Ушли в историю года,
    Цари менялись и народы,
    Но время смутное, невзгоды
    Русь не забудет никогда!
  • Победой вписана строка,
    И славит стих былых героев,
    Поверг народ врагов-изгоев,
    Обрел свободу на века!
  • И поднималась Русь с колен
    В руках с иконой перед битвой,
    Благословленная молитвой
    Под звон грядущих перемен.
  • Деревни, села, города
    С поклоном русскому народу
    Сегодня празднуют свободу
    И День единства навсегда!

(Наталья Майданик)

Чтец 2

День Народного Единства

  • С историей не спорят,
    С историей живут,
    Она объединяет
    На подвиг и на труд
  • Едино государство,
    Когда един народ,
    Когда великой силой
    Он движется вперед.
  • Врага он побеждает,
    Объединившись в бой,
    И Русь освобождает,
    И жертвует собой.
  • Во славу тех героев
    Живем одной судьбой,
    Сегодня День единства
    Мы празднуем с тобой!
    (Наталья Майданик)

Включается презентация, подготовленная к этому дню, выстраивается группа детей.

Слайд 1

Ученик 1:

День народного единства Россия отмечает с 2005 года, как новый для себя праздник. 16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России)». Слайд 2.

2. Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Слайд 3. Основной причиной переноса, по мнению многих наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года). В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». (Щелчок)

Слайд 4. 4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери — с 2005 года отмечается как День народного единства. Именно этот день в 1612 году стал решающим в освобождении Москвы от польско-литовских интервентов. Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась. Таким образом, можно сказать, что День народного единства совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

1. Начало смутного времени

После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. (Слайд 5)Что сталось с младшим, Дмитрием, — неизвестно. (щелчок) То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! (Слайд 6) И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович!

Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

2. Цари — самозванцы

Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско — отвоевать «отцовский» престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. (Слайд 7). Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец.

Этот Самозванец — он остался в истории Лжедмитрием I — государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого — ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. (Слайд 8) А потом надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду.(Слайд 9) А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!» Тогда и наступил конец терпению народа.

3. Народное единство

(Слайд 10) Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену:
(Слайд 11) «Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!» Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде.

  • От москвичей призыв идёт,
    По городам до волжских вод.
    Всю землю нашу охватив,
    Дошёл до Нижнего призыв,
    До старосты, до мужика —
    Нижегородца-мясника,
    Что звался Минин-Сухорук.
    Он весь народ собрал вокруг:
    «Волжане! Православный люд!
    Повсюду русских ляхи бьют!
    Ужели враг непобедим?
    Ужели землю отдадим?
    Нет! За собой народ ведя,
    Пойдём мы, жизни не щадя!
    Не пощадим домов, клетей,
    Ни золота, ни серебра!
    Заложим жён своих, детей!
    Пришла пора!
    Несите жемчуг, серебро,
    Несите всё своё добро,
    Всё, что «копили много лет!
    А у кого богатства нет —
    Отчизну, родину любя,
    Нательный крест сними с себя!
    Давайте всё, кто чем богат,
    Ничуть, нимало не тая.
    Поможем все, как брату брат,
    Одна семья!»
    И понесли ему добро:
    И жемчуга, и серебро,
    Иконы, ризы и меха,
    Одежды, платья вороха.
    Кто приводил гнедых коней,
    Коров, баранов и свиней,
    Кто приносил мешки зерна,
    Тюки овечьего руна, —
    Ну, словом, всё, что лишь могли,
    На площадь Минину несли,
    Тащили и везли.
    Поволжье Минин призывал,
    Он ополченье собирал,
    Всех одевал, всех обувал,
    Кормил, поил и снаряжал
    И всех вооружал.
    И эту рать в туманной мгле,
    По нераспаханной земле,
    Где колос уж давно не цвёл,
    К Москве, к столице он повёл.
    Та рать от каждого села
    Всё прибывала и росла.
    Пустели сёла у реки,
    Лишь дети, бабы, старики
    Шли до околиц провожать
    Ещё не виданную рать,
    Что неотступно шла вперёд, —
    Народ.

Купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство. (Слайды 12, 13) Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. (Слайд 14)

  • Той порой Пожарский с Мининым
    Под столицу подошли.
    Им обоим заприметился
    Мост над Яузой-рекой,
    Где случайно будто встретился
    Атаман, князь Трубецкой.
    И сказал он тут Пожарскому:
    «Мы с тобою ведь князья,
    Оба близки дому царскому,
    С мужиками нам нельзя!»
    Глянул князь на князя хмурого
    И сказал: «Мы все — народ!»
    Тронул стременем каурого
    И за Мининым — вперёд…
    От ворот Никитских выстроясь,
    До самой Москвы-реки,
    И послушные и быстрые
    Встали Минина полки.
    У ворот Арбатских ворогу
    В Белый город не пройти —
    Встал стеной под Белым городом
    Князь Пожарский на пути.
    Чтоб не драться с войском вражеским,
    Князь Димитрий Трубецкой
    Со своим коварством княжеским
    Стан раскинул за рекой.
    Он не в помощь люду бедному
    Здесь рассвета будет ждать,
    Перейти он хочет к гетману
    И Пожарского предать.

А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: «Прикажи ополчению, пусть разойдется!»

— «Да будет над ними милость Божья и наше благословление! — ответил Гермоген. — Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем».

4. Так и случилось!

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. (Слайд 15) Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем.

  • Быть в столице бою жаркому,
    Близко гетманская рать.
    Трубецкой послал к Пожарскому:
    Просит конных сотен пять.
    Получил пять сотен всадников
    Князь Димитрий Трубецкой.
    А в тот час Ходкевич ратников
    Вёл к заставе городской.
    Осаждал Ходкевич с войском
    Белый город у реки.
    Долго с мужеством геройским
    Защищались мужики.
    Вот тогда-то в латах пышных —
    Видно было, ждать невмочь —
    Из Кремля поляки вышли,
    Чтоб Ходкевичу помочь.
    И Пожарского с дружиной
    Слуги панов-гордецов
    Оттеснили, окружили
    И сдавили с двух концов.
    Видит князь — врагу удача!
    Где же скрылся Трубецкой?
    Атаман молчит, маяча
    Близко, где-то за рекой.
    Проклял подлую измену
    Князь Пожарский; бледный, злой,
    Влез на крепостную стену
    И кричит: «С коней долой!
    Коли бой в размахе тесен —
    Бей мечом, а не копьём!
    Мы захватчиков повесим,
    Если всех не перебьём!..»
    По приказу люди спешились,
    С новой силой налегли.
    Вот уж тут-то распотешились:
    Врукопашную пошли.
    И казачьи сотни двинулись,
    Увидав такой прорыв,
    Мужикам на помощь кинулись,
    Трубецкого не спросив.
    Налетели соколятами,
    Порубили, взяли в плен,
    И пришлось врагам помятыми
    Отойти от Белых стен.

А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!
(Слайд 16)

  • Налетела туча всадников,
    Разгромила польский стан.
    В этой битве многих ратников
    Потерял Ходкевич — пан…
    … И бежал Ходкевич с ляхами,
    Напрямик бежал в Литву,
    Ни оружием, ни страхами
    Одолеть не мог Москву.

     

    А уж паны «благородные»,
    Не дождавшись короля,
    Еле двигаясь, голодные
    Выходили из Кремля.
    Позабыли честь дворянскую:
    По Москве ползли ползком
    И сложили гордость панскую
    Перед русским мужиком.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади — на самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому. (Слайд 17) Он посвящен нижегородцам Кузьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.

Памятник Минину и Пожарскому — самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде — в городе, где было собрано ополчение, «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан», а установку приурочить к 200-летию памятных событий. Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Более с 1804 по 1815 г. трудился скульптор над созданием памятника (начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год». В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде (слайд18) открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — несколько уменьшенная копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.(Слайд 19,20) Это же место изображено и на картине К. Маковского «Воззвание Минина». (Слайд 21)

  • Добрый памятник поставлен
    Двум героям всей страной
    В знак того, что был избавлен
    От бесчестья край родной.
    Он отмечен годом, днём,
    И начертано на нём:
    «Гражданину Минину
    И князю Пожарскому —
    Благодарная Россия».
    Видишь, витязи какие,
    Сыновья родной земли
    За неё бои вели.
    На гранитном пьедестале
    Перед площадью они
    Много, много раз встречали
    Знаменательные дни.
    Молча витязи гордились,
    Что столица их росла,
    На глазах у них творились
    Величайшие дела…
    …Указав рукой литою
    На величественный вид
    И на племя молодое,
    Минин словно говорит:
    «Полюбуйся ныне, княже,
    На страны родной дела.
    Не могли мы думать даже,
    Чтобы Русь такой была!
    Подивись-ка их военной
    Силе необыкновенной,
    И послушай эти песни,
    И на лица погляди…
    Их дела ещё чудесней
    Ожидают впереди!»

5. День Казанской иконы Божией Матери

4 ноября с 2005 года отмечается как «День народного единства». Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции. (Слайд 23) Когда нижегородское ополчение двинулось на Москву, у князя Дмитрия Пожарского был с собой список с Казанской чудотворной иконой. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана. Вскоре ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль, в который воины вошли крестным ходом с чудотворным образом в руках. Князь Пожарский воздвиг на Красной площади в 1630-е годы храм в честь Казанской иконы, в котором она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы минувшего столетия храм был варварски уничтожен, а в 90-е годы восстановлен. Чудотворный образ Казанской иконы хранится ныне в Богоявленском соборе Москвы. «Из множества икон Богородицы ни одна не распространена в России в таком количестве списков, как Казанская», — отметили в Московской Патриархии. Из истории известно, что перед Полтавской битвой перед ней молился Петр 1, а в 1812 году Кутузов молитвенно просил Богородицу о победе над французами.

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.

(Слайд 22) Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора.

Спустя несколько лет Храм серьезно пострадал от пожара и был восстановлен уже из кирпича зодчими Глебовым и Петровым в 1635–1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича. После революции Собор, как и многие другие Храмы был разрушен. Сначала его закрыли и превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие. К счастью, архитектор П. Барановский, проводя в 1920 г. реставрацию, успел сделать чертежи и замеры. По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту О. Журина, ученика П. Барановского.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм. Он находится на своём историческом месте, на примыкающей к Красной площади Никольской улице, недалеко от Воскресенских ворот. Удивительный по красоте, он украшен большой мозаичной иконой Казанской Божией матери. Над входом — икона Спасителя.

Ученик 6: Во всех православных храмах 4 ноября проходят праздничные богослужения и крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери.

Ведущие: Новый государственный праздник имеет огромное значение для каждого из нас, независимо от того, человек какой национальности, какую религию исповедует, какой имеет социальный статус «день 4 ноября — праздник объединения общества, взаимопонимания и уважения к своей истории».

Ведущие: А сейчас мы бы хотели провести небольшую викторину. Мы будем задавать вам вопросы, а вы должны на них правильно отвечать. Спрашиваем ученика, который поднял руку для ответа, а не выкрикивает. За каждый правильный ответ вы получите картинку с изображением памятника Минину и Пожарскому. После ответов на все вопросы, мы подведем итоги и увидим, кто лучше знает историю, и был внимательным сегодня. Не забывайте о призе.

Задание 1. О ком идет речь?

Портрет 1 (Патриарх Гермоген). Будучи патриархом в 1610—1613 гг. как мог срывал планы передачи власти Владиславу и Сигизмунду, рассылал грамоты с призывом к всенародному восстанию против захватчиков. Поляки заточили его в подземную келью Чудова монастыря. Но он и там продолжал обличать интервентов. Озлобленный этим, Гонсевский, не смея открыто расправиться с патриархом, приговорил его к голодной смерти: на пропитание заключенному стали отпускать раз в неделю лишь сноп необмолоченного овса да ведро воды. Существует предание, что перед смертью, в глубоком подземелье, он сеял овес и поливал водой. Когда узнали о его смерти и открыли подземелье, то увидали Гермогена стоящим на коленях среди проросшего и уже зеленевшего овса. Похоронен он был в кремлевском Чудовом монастыре.

Портрет 2 (Кузьма Минин). «Муж родом не славен, но смыслом мудр, смышлен и язычен». В лихую годину стал старостой, до этого торговал мясом и рыбой, был уважаем за честность. Когда понадобились средства для ополчения, он пожертвовал в казну свои сбережения, сумел быстро собрать чрезвычайный военный налог, вооружить горожан и запасти необходимое продовольствие. Он убеждал всех идти выручать Москву. В боях за Москву проявил высокие качества военного организатора и личную храбрость. За заслуги перед Отечеством был введен в состав Боярской думы. Умер в 1616 году, похоронен в нижегородском Спасо-Преображенском соборе.

Портрет 3 (Д. М. Пожарский): Фамилия происходит от названия городка Погорелово. Его род пострадал от Ивана Грозного. Дед Фёдор был сослан, а имение конфисковано. Прадед Иван Баженев, друг Максима Грека, был казнён за вольнодумство. Мать воеводы состояла «верховной боярыней» при дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен Годуновым до конца. Воевал с И. Болотниковым. Участник Первого земского ополчения 1611 г., один из руководителей и командующих Второго земского ополчения и Временного правительства. Участвовал в войне с Польшей в звании второго воеводы. Был также воеводой в Новгороде и Переяславле-Рязанском. Руководил приказами — Ямским, Разбойным, Приказных дел, Московским судным. В дни смертельной опасности, нависшей над Москвой в 1941 г., И. В. Сталин призвал советский народ вспомнить о его мужественном образе наряду с Александром Невским, Дмитрием Донским, Кузьмой Мининым, Александром Суворовым, Михаилом Кутузовым. Погребен в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре.

Задание 2. Ответить на вопросы

1. Что празднуется 4 ноября?

2. Что произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) в 1612 году?

3. Кто возглавлял первое ополчение в 1611 году?

4. Какие государства вмешивались в дела России в Смутное время?

5. Чем Минин зарабатывал себе на хлеб до 1611 года?

6. Кого называли «тушинским вором»?

7. В каких городах формировалось первое и второе русское ополчение? Кто их возглавил и почему?

8. Какое трагическое событие произошло в г. Угличе в 90-е годы 16 века. Почему это событие драматическим образом отразилось в истории России на рубеже 16–17 вв.

9. В период Смутного времени в России появились самозванцы. Кто такие самозванцы? Назовите некоторых из них.

10. Где сказаны и кому принадлежат слова: «Православные христиане! …не пожалеем достояния нашего… дворы свои продадим, жён и детей заложим и станем челом бить, искать, кто бы вступился за православную веру и стал бы у нас начальником!.. Мы поднимемся, — другие города пристанут к нам, и мы избавимся от врагов».

11. Постарайтесь определить, как можно более точно, когда произошли следующие события: «… полякам не нужно было ни дорогих полотен, ни олова, ни меди. Они брали серебро, золото, жемчуг, снимали с образов драгоценные ризы, кто прежде не имел ничего, теперь носил богатую одежду, поляки стреляли в русских жемчужинами, проигрывали в карты детей, отнятых у именитых бояр и купцов…».

12. С этой иконой шло ополчение Минина и Пожарского, и именно в честь этой иконы князь Пожарский обещал построить храм на Красной площади в Москве в случае победы русских. Какая это икона и исполнено ли это обещание?

13. Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

14. Чему Смутное время научило народ России?

Задание 3. Пословицы и поговорки

Ведущие: А знаете ли вы пословицы и поговорки о войне и мире. Приглашаются по 4 представителя от каждого класса. Вам нужно вспомнить и написать как можно больше пословиц и поговорок о войне и мире. А мы пока слушаем песню… в исполнении… Давайте подведем итоги. Кто же знает больше пословиц и поговорок?

О войне и мире

  • Худой мир лучше доброй брани.
    Война кровь любит.
    Войной да огнем не шутят.
    Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
    Вражда не делает добра.
    Держи порох сухим — будешь непобедим.
    Дружно за мир стоять — войне не бывать.
    Если хочешь мира, будь готов к войне.
    Кому мир недорог, тот нам и ворог.
    Мир — дело великое.
    На смерть детей не нарожаешься.
    В рекрутчину — что в могилу.
    Не доверяешься — бьют и перевернешься — бьют.
    Воевать — так не горевать, а горевать — так не воевать.
    Без головы — не ратник, а побежал, так и воротиться можно.
    Без смелости не возьмешь крепости.
    Бей врага, не жалей батога.
    Бой красен мужеством, а приятель дружеством.
    Больно ранен — и головы не нашли.
    В нашей волости три болести: рекрутство, подати да земщина.
    В нашем полку нет толку: кто раньше встал да палку взял, тот и капрал.
    В спину бьют, как полосу куют.
    Верно служу — ни по чем не тужу.
    Веселое горе — солдатская жизнь.
    Воевал молодой, а под старость отпустили домой.
    Воин: сидит под кустом да воет.
    Где коза прошла, там и солдат пройдет.
    Где ни пожил солдат, там и расплодился.
    Где тесно, там-то солдату и место.
    Грозен враг за горами, а еще грознее за плечами.
    Дай бог ему быть полковником, только не в нашем полку.
    Дай бог, чтоб пилось и елось, а служба на ум не шла.
    Дорожка вместе, табачок пополам.
    Един воин десять рот водит.
    Еще бы воевал, да пищаль потерял.
    Жребий дурак — и отца в солдаты отдаст.
    За него давно на том свете провиант получают.
    За солдатом — пиши пропало.
    Знай сметку, умирай скорчась!
    Из лука — не мы, из пищали — не мы; а зубы поскалить,
    язык почесать — против нас не сыскать.
    Иному служба — мать, иному — мачеха.
    Казак без коня, что солдат без ружья.
    Коли мало штыка, так дадим приклада.
    Кто служит, тот тужит; а кто орет, тот песни поет.
    Легко про воина слушать, да тяжело (да страшно) его видеть.
    На войне рать крепка воеводою.
    Не будешь покойник — будешь полковник.
    Недотянешь — бьют, перетянешь — бьют.
    Не за то бьют солдата, что крадет, а чтобы концы хоронил.
    Не пуля, а человек человека из ружья убивает.
    Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком.
    Нешто солдату и без шубы деется: идет да греется.
    Он и не понюхал пороху.
    Пуля дура, штык молодец.
    Сколько ни служить, а в отставке быть.
    Служивый — что муха: где щель, там и постель, где забор, там и двор.
    Смерть русскому солдату свой брат.
    Солдат близко — кланяйся ему низко.
    Солдат в отпуску — рубаха из порток.
    Солдат горемыка, хуже лапотного лыка.
    Солдат — казенный человек.
    Солдат не вор (солдат добрый человек), да плащ его хапун.
    Солдат не украл, а просто взял.
    Солдат — отрезанный ломоть.
    Солдат спит, а служба идет.
    Солдат шилом бреется, дымом греется.
    Солдатка ни вдова, ни мужняя жена.
    Солдаткиным ребятам вся деревня отец.
    Стужа, да нужа, да царская служба.
    У солдата шило бреет, а шубы нет, так палка греет.
    Честь солдата береги свято.
    Авось да небось на фронте брось.
    Автомат да лопата — друзья солдата.
    Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.
    Бой отвагу любит.
    Бой — святое дело, иди на врага смело.
    Былой славой боя не выиграешь.
    В бою побывать — цену жизни узнать.
    Видит Москву фашистское око, да зуб неймет.
    Враг рядом — бей прикладом.
    Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
    Врага в слезах не утопишь.
    Вчерашней славой на войне не живут.
    Гвардейский миномет везде врага найдет.
    Для советского солдата граница свята.
    До Москвы на танках, а от Москвы на санках.
    Если по-русски скроен, и один в поле воин.
    Живя в мире, не забывай о войне.
    За край свой насмерть стой.
    К нам с пушками, а от нас с клюшками.
    Каков полк, таков о нем и толк.
    Кипит суп — котелок друг, стук-бряк — котелок враг.
    Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.
    Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
    Кто честно служит, с тем слава дружит.
    Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
    Лучше умереть в поле, чем в бабьем подоле.
    На героя и слава бежит.
    Не силою дерутся, а умением.
    От наших ворот живет и поворот.
    Плох тот солдат, который не думает быть генералом.
    Порядок в роте — и старшина в почете.
    Пуля чинов не разбирает.
    Русский солдат не знает преград.
    Сапер ошибается только один раз.
    Славу свою добываю в бою.
    Смелости учись у разведчика, осторожности у сапера —
    никогда не ошибешься.
    Умелый боец везде молодец.
    Храбрость — пестра победы.

Наталья Дорунова, библиотекарь, мама первоклассника (Россия, г. Магадан).

Источник: Пословицы, поговорки, загадки /Сост., авт. предисл. и коммент. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова. — М.: Современник, 1986.

Подведем итоги викторины. Вручим призы и грамоты победителям.

Всех с праздником!

Презентация «4 ноября — День народного единства»

Презентация «4 ноября — День народного единства»

Мероприятие разработано учителем истории ЧСШ в честь прп. Сергия Радонежского с использованием материалов gymnasia-3.ucoz.ru, стихи из книги Натальи Кончаловской «Наша древняя столица».