Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Что мы знаем о блинах?

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Масленица на дворе, и, конечно же, без блинов не обойтись. Верят, не верят, празднуют не празднуют, а практически каждая хозяйка печет блины в эту неделю. Уже столько веков подряд!

Что мы знаем о блинах?

Чем же был блин для русских? Ну, кроме еды…

Блины — блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских культурах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т. п.

Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также Христу, св. Власию, суженому, первому встречному, пастуху, скоту, чучелу Масленицы, Морозу и др.

Блины, блинчики и оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы, видимо потому, что круглый румяный блин похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму. Блины на Масленицу пекут каждый день с понедельника, но особенно много — с четверга по воскресенье.

Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Печь блины — это целое искусство и действо. Как сегодня женщины готовятся к выпечке пасхи, так и раньше относились к блинам. Имели значение духовная сторона и мастерство. Вспомните, до чего приятно наблюдать за тем, как женщина печет блины, подкидывает и переворачивает их на сковороде. И как хочется украдкой взять один горячий блинчик, перекидывать из руки в руку, чтобы не обжечься, дуть на его и есть…

Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару». Существовал интересный обычай: первый блин всегда был за упокой, его посвящали св. Власию или умершим. Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, давали нищим в память о предках или съедали за упокой усопших. Если его клали на слуховое окошко «для душ родительских», то обязательно приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу, которое сожгут.

Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной популярностью в этот период пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметанкой, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их чаем, сбитнем, горячим молоком. В знаменитых петербургских и московских ресторанах расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками.

Автор статьи: Полина Бузук

Источник: ШколаЖизни.ру

Категория: