Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Биохимия любви

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Широкорад Галина Алексеевна
Корнеевской СШ Есильского района

Биохимия любви | Фото с сайта fotki.yandex.ru

Интегрированный урок в 11 классе

Цель: формирование представления о гармонии любви между мужчиной и женщиной на основе интеграции знаний по химии, биологии, литературе в ракурсе психологии межличностных отношений.

Задачи урока:

Обучающий аспект

  1. Обучать навыкам анализа художественного произведения, умению работать с текстом, анализировать характер и поступки героев.
  2. Обеспечить в ходе урока повторение строения и свойств аминов, обмена веществ, протекающего в организме.
  3. Раскрыть химические и биологические стороны взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Развивающий аспект

  1. Развивать творческое воображение, учить видеть и чувствовать мир через слово, музыку, живопись.
  2. Развивать умения прогнозировать, делать выводы, сравнения, выделять главное.
  3. Развивать интерес к учению.

Воспитывающий аспект

  1. Воспитывать отзывчивость, сострадание, душевность.
  2. Содействовать воспитанию нравственности — чистых взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
  3. Вызвать эмоциональный отклик на изученное.

Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, видеокассета фильмов «Мастер и Маргарита», «Судьба», произведения живописи и скульптуры на тему любви, плакат с символами любви.

Задания на дом: из курса органической химии повторить материал о строении и свойствах аминов, аминокислот, о строении полипептидов; из курса биологии — материал об обмене веществ в клетке; из курса литературы — выучить стихотворения о любви.

Эпиграф:

  • Попробуй химию любви понять —
    Влюбленность, страсть, умиротворенность.
    На чем основана сердечная сплоченность?
    И как своей любовью управлять?

Ход урока

1. Эпизод из фильма «Мастер и Маргарита»

2. Беседа по эпизоду фильма (тема любви в искусстве)

3. Пирамида потребностей личности, разработанная основателем гуманистической психологии Абрахамом Маслоу… (заостряем внимание на потребности «в принадлежности и любви»)

Итак, любовь между мужчиной и женщиной, — какая она?
Выделением, каких веществ сопровождается?
Какими процессами обеспечивается?
Как сохранить гармонию этих прекрасных чувств?
Это предстоит выяснить нам на сегодня на уроке.

4. Работа в группах с текстом «Любовь и химия» (читают текст и заполняют таблицу в тетради)

«Любовь и химия»

Любовь творит чудеса: окрыляет человека, дарит ему восторг, блаженство, наслаждение. Любовь — неотъемлемая часть нашей жизни, естественный закон природы. Начинаясь с влюбленности, она способна перерасти в высокий союз двух сердец. Каковы же отличия между зрелой любовью и влюбленностью? Психиатр Скотт Пек и психолог Дороти Теннов считают, что «влюбленность — это генетически определенный, инстинктивный компонент брачного поведения». Психолог Гэри Чепмен характеризует это чувство как временный эмоциональный всплеск, эйфорию. В отличие от влюбленности зрелая любовь, соединяющая разум и чувства, представляет собой «акт воли, она требует дисциплины и признает необходимость личностного роста».

Учеными доказано, что любовь между мужчиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических процессов, протекающих в их организмах. Оказалось, что влюбленность и зрелая любовь связаны с образованием принципиально разных веществ. Эмоциональный подъем, прилив сил, способность к неадекватным поступкам — характерные проявления влюбленности. Их вызывает образующийся фенилэтиламин (ФЭН, содержащийся, кстати, и в шоколаде), оказывающий возбуждающее действие. Обращает на себя внимание то, что проявления влюбленности очень напоминают реакцию человека на стресс. Не случайно влюбленные ведут себя подобно человеку в стрессовом состоянии: адреналин и фенилэтиламин представители одного класса веществ, известного под названием амфетамины. Г. А. Гухман пишет: «Симптомы любви и стресса подозрительно похожи друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях одни и те же».

Отчего же состояние влюбленности столь не продолжительно? Объясняется это тем, что повышение концентрации фенилэтиламина в крови не беспредельно. В результате экспериментов ученые пришли к выводу о том, что предельные концентрации его достигаются в период от 2 до 4 лет. Кроме того, в организме возрастает привыкание к фенилэтиламину, что невольно ослабляет степень его воздействия. И., наконец, мозг включает защитные механизмы от чрезмерного возбуждения, способствующие выработке эндорфинов — веществ, успокаивающе действующих на нервную систему, чем обеспечивается благостное, светлое, спокойное состояние человека. Образование эндорфина резко снижается при переживаниях. Именно поэтому при потере возлюбленного многие испытывают не только душевную, но даже и физическую боль. Благодаря эвдорфину, естественному болеутоляющему веществу — происходит постепенный переход от влюбленности к состоянию уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющимся проявлением зрелой любви.

В то же время как в период бурного образования фенилэтиламина, так и в период, сопровождающийся активным выделением эндорфина, организм вырабатывает окситоцнн — вещество, повышающее чувствительность нервной системы и стимулирующее сокращение мышц. Окситоцин несет на себе ответственность за физическую близость возлюбленных.

Химия любви?! Стоит ли, говоря о чувствах, переходить на язык науки? Чем может помочь в жизни знание о том, что переход от состояния влюбленности к возникновению глубокого чувства любви обеспечивается выработкой в организмах любящих конкретных веществ? Может быть, оно поможет обрести терпение и выдержку для того, чтобы пережить период так называемого «отрезвленная», который часто приводит к разрыву любовного союза?

Стадии
Продолжительность
Название вещества
Действие на организм
Состояние организма
1 стадия влюбленность 2–4 года Амфетомины (фенилэтиламин, адреналин, дофамин, норадреналин) окситоцин. Возбуждающее действие Повышает чувствительность нервной системы. Прилив сил, способность к неадекватности. (на поминает стресс) Катализатор и закрепитель. Отвечает за физическую близость.
2. Зрелая любовь До конца жизни Эндорфины, Феромоны Успокаивающее действует на нервную систему. Светлое, спокойное состояние человека

Феромоны — вещества, обладающие характерным тонким, специфическим (привлекающим для конкретного человека) запахом. Вырабатывается в организме объекта любви.

5. Беседа по итогам работы с текстом и заполнения таблицы.

— Какие вещества вырабатываются в организме любящего человека на разных стадиях любви?

— Дайте характеристику внешних признаков его поведения?

— Как эти вещества действуют на организм?

— Вспомните свое состояние, когда вы впервые влюбились…

  • «Волненье сердца, замиранье, трепет,
    И речь похожая на детский лепет
    — и кажется в крови адреналин —
    — но уверяю, то фенилэтиламин!
    Его влюбленность щедро поставляет
    И он волненье сердца вызывает!

6. Рассказ учителя

Амфетомины — вещества, относящиеся к классу катехоламинам (класс органических в-в, обладающих мощным физиологическим действием на обмен веществ и регулирующих ряд функций организма). Из-за высокой биологической активности их также называют биогенными аминами (биогенный — происходящий от живого организма, связанный с ним; оказывающий стимулирующее влияние на организм) Катехоламины в одних случаях служат нейромедиаторами (осуществляют взаимосвязь между нейронами), а в других — гармонами (продукты желез внутренней секреции, выделяемые непосредственно в кровь)

Рассмотрите хим. формулы катехоламинов (адреналина, дофамина, норадреналина, 2-фенилэтиламина)

— Сравнить сходство в составе и строении этих веществ

Сходство

1. наличие бензольного кольца, алкила, аминогруппы

Отличие

1. в молекуле ФЕН отсутствуют гидроксильные группы (он не относится к классу фенолов)

Вывод: Сходство ощущений при стрессе и встрече с возлюбленным объясняется наличием аминогруппы

Вопросы на повторение

— Какие химические свойства характерны для веществ, принадлежащих к классу аминов?

А) горение
Б) взаимодействие с водой
В) взаимодействие с кислотами и аминокислотами

(записать уравнения реакций)

— Каковы варианты превращения данных веществ в организме?

А) выделение в кровь азота в результате их окисление
Б) создание щелочной среды в тканях органов и крови
В) выделение в кровь аммиака
Г) участие в синтезе ряда новых веществ, оказывающих физиологическое действие различные органы и организм в целом.

«Симптомы любви и стресса подозрительно похожи друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях одни и те же».

Рассмотреть:

  1. воздействие продуктов анаболизма (реакции синтеза) катехоламинов
  2. воздействие продуктов их катаболизма (реакции распада)

Подводя итоги знакомства с рассматриваемыми веществами, отмечаем, что 2-фенил этиламин (а вместе с ним и адреналин) оказывают на нервную систему возбуждающее действие, в то время как эндорфин — успокаивающее. Эти в-ва обладают наркотическими свойствами.

Любовь, творчество, слава, власть — любое переживание, связанное с этими и многими другими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови.

Биологические фенкции — эндорфина обезболивание, влияние на поведение (питание, эмоции, обучение), регуляция температуры тела и кровяного давления, стимуляция сокращений мышц полового тракта.

Окситоцин — гормон задней доли гипофиза. В крови не связан с белком; существует в плазме недолго, метаболизирует в печени. Стимулирует выброс молока из молочной железы.

7. Гармония любви. Воспитание чувств (учитель литературы)

Ученики читают стихи о любви.

8. Знакомство с символами любви

9. Подведение итогов урока. Составить «гармошку» — любовь в Вашем понимании после сегодняшнего урока. (Звучит музыка)

10. Заканчиваем урок эпизодом из фильма «Любовь земная» — «качели» и песней… мы эхо, эхо, мы звездное эхо друг друга…

Источник: СК ИПК ППК

Категория: