Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Жусупбек Аймаутов — великий сын своей земли

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

  Асмольская Марина Николаевна учитель начальных классов , 1 категории, стаж 29 лет, КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат N2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» акимата Северо-Казахстанской области Министерства Образования и науки РК
Жусупбек Аймаутов

Жусупбек Аймаутов (1889-1930 гг.) — один из основоположников казахской советской литературы, яркий представитель национальной творческой интеллигенции Казахстана, человек многосторонних интересов.

Жусупбек Аймаутов родился в 1889 году в ауле Кызылтау в Павлодарском уезде тогдашней Семипалатинской губернии (ныне Баянаульский район Павлодарской области).

Ж. Аймаутов жил в небогатой семье, но его прадеды Дандебай и Куан были уважаемыми и образованными людьми из знатного рода. Он с детства обучался арабской грамоте, кузнечному делу и резьбе по дереву.

Ж. Аймаутов, несмотря на нужду и материальные лишения, успешно окончил Павлодарскую русско-казахскую школу в 1914 году и Семипалатинскую учительскую семинарию в 1918 году, где у него проявляется многогранный талант писателя, прозаика, драматурга, переводчика, психолога, лингвиста-исследователя.

Ж. Аймаутов являлся членом общества «Жас азамат». Будучи еще семинаристом, оказался в национально-демократической партии «Алаш», в которой он состоял с 1917 по 1919 год. Вместе с А. Байтурсыновым, М. Дулатовым и другими видными деятелями национальной либерально-демократической интеллигенции, он активный член руководства партии «Алаш-Орда».

После выхода из партии «Алаш» в 1919 году, он участвовал в становлении Советской власти в Павлодарском Прииртышье. В январе 1920 года Жусупбек Аймаутов вступает в ряды Коммунистической партии, и с этого времени начинается его интенсивная и целенаправленная литературная и общественная деятельность.

Жусупбек Аймаутов — делегат учредительного съезда Советов Казахстана, член Президиума ЦИКа и коллегии Наркомпроса республики, член редакционной коллегии при Госиздате Казахстана, заместитель народного комиссара просвещения Казахстана, заведующий Семипалатинского ГубОНО, редактор советской газеты «Қазақ тілі» («Казахский язык»). В 1922-1924 годах учительствует в Каркаралинской школе. Затем, переехав в Ташкент, сотрудничает с газетой «Ақ жол» («Светлый путь»), в 1926-1929 годах работает директором Шымкентского педагогического техникума. В 1925 году по различным доносам Ж. Аймаутов был исключен из партии, привлекался к суду, но вскоре оправдан.

Трагическую роль в судьбе Жусупбека Аймаутова сыграло письмо И. В. Сталина о газете «Ақжол», которое положило началу кампании по устранению старой национальной интеллигенции от общественно-политической деятельности. 7 апреля 1925 года ЦК РКП(б) с подачи Н. И. Ежова, будущего секретаря ЦК партии и главы НКВД СССР, выносит решение о закрытии казахской газеты «Ақ жол» якобы за ее националистическую направленность. Редакция газеты разгоняется.

20 мая 1929 года Жусупбек Аймаутов был вновь арестован, якобы за участие в подпольной буржуазной националистической организации.

Аймаутов Жусупбек Аймаутович, согласно архивного уголовного дела № 011494, в отношении 44 человек, лидеров партии «Алаш», осужден 4 апреля 1930 г. решением Коллегии ОГПУ при СНК СССР по ст. ст. 58-7, 58-11 и 59-3 УК РСФСР к ВМН — расстрелу.
Приговор приведен в исполнение 21 апреля 1930 года в городе Москве. Захоронен Жусупбек Аймаутов на Ваганьковском кладбище г. Москве.

Жусупбек Аймаутов литературную деятельность начинал как поэт, он автор 4 романов, в том числе первого казахского советского романа «Карткожа» (1926 год) и «Акбилек» (1928 год). Ж. Аймаутов также автор более 10 пьес, среди них первые казахские пьесы — «Рабига», «Карьеристы», «Канапия и Шарбану», «Защитник народа», «Мелодия счастья», «Шернияз» и более 50 повестей.

Ж. Аймаутов является автором сказок для детей и юношества: «Негодная шапка», «Старик и старуха», «Вол — великан», «Три девушки».

Главными сюжетными линиями в произведениях Аймаутова стали проблемы равноправия женщин, нравственности, борьбы с пережитками прошлого, воспитания подрастающего поколения на идеалах добра и человечности.
В архивном фонде Дома-музея Мухтара Ауэзова в Алматы сохранилась анкета, собственноручно заполненная за три года до гибели Жусупбеком Аймаутовым, где он дает довольно подробные сведения о своей жизни и творчестве. По свидетельству автора, он начал писать стихи с 13 лет. Первая публикация была напечатана в 1913 году в газете «Казах».

Жусупбек Аймаутов восторженно встретил Февральскую революцию 1917 года, надеясь, что она принесет свободу, равенство, счастье народам России. Об этом он пишет в статье «Вставайте, народы! Объединяйтесь, бедняки! Вперед, молодежь!».

В 1918 году в Семипалатинске Ж. Аймаутов и М. Ауэзов издают литературный журнал «Абай». Первым редактором журнала был Ж. Аймаутов. В 2008 году литературному журналу «Абай» исполнилось 90 лет, это старейший литературный журнал в Казахстане, у истоков которого стояли два великих корифея отечественной культуры и литературы.

Не случайно классик казахстанской литературы Мухтар Ауэзов называл Жусупбека Аймаутова своим учителем, наставником и другом. Жусупбек Аймаутов был знаком с известными и крупными отечественными учеными К. И. Сатпаевым, А. Х. Маргуланом, которые по праву составляют цвет и гордость казахстанской науки. Жусупбек Аймаутов как талантливый ученый активно участвовал в работе Общества изучения Казахстана — крупного центра изучения истории, этнографии, экономики и естественных наук республики в 20-е годы XX века.

Жусупбек Аймаутов — человек разносторонних интересов. Он являлся автором ряда романов, многое сделал по сбору сочинений и популяризации творческого наследия С. Торайгырова. Его художественные произведения отличаются идейностью, богатством эстетических красок, мастерством художественного изложения, выразительностью языка, изяществом стиля.

Названный «казахским Ушинским», он особых успехов достиг на поприще педагогики и психологии, искусства. В 1924-1929 годах Аймаутов проявил себя как ученый-психолог. Им был написан целый ряд учебников и методических пособий для преподавателей школ и педагогических учебных заведений. В 1924 году он издает учебное пособие «Дидактика» и «Руководство по воспитанию». Затем выходит его книга «Комплексная система методов ведения урока». А в 1926 году Аймаутов выпускает сразу несколько научных трудов: «Психология», «Психология и искусствоведение» и «Психология и выбор профессии» и другие работы. Так его книга «Психология и выбор профессии» было отпечатано в Москве, в типографии Совета Национальностей РСФСР. Книги Аймаутова по психологии интересны не только в историческом плане, но и в плане становления национальной терминологии по психологии. Эти книги не потеряли своей актуальности и сейчас в наше время.

Исследователи творчества Ж. Аймаутова считают, что «его психологические и педагогические труды составят три тома, а их перевод и публикация на русском языке станут большим событием, ибо доселе подобных сочинений, написанных с учетом национальной специфики, они не знают». Им были переведены на казахский язык научные монографии «Краткий курс политической экономии» А. А. Богданова, «Краткое описание русской истории» М. Н. Покровского, «Вопросы и мысли» П. И. Стучки, учебник «Первые практические уроки по химии» С. Сазонова и В. Верховского.

Он написал множество публицистических произведений, литературно- критических статей, в том числе такие литературоведческие работы, как «Поэты абаевской школы» (1918 год, совместно с М. Ауэзовым), «О поэтическом творчестве Магжана» (имеется в виду поэзия М. Жумабаева), (1923 год), «О переводе» (1925 год), «Песнь о соколе» (1925 год). Последняя статья посвящена творчеству М. Горького. Не случайно, великий классик советской литературы Максим Горький назвал Жусупбека Аймаутова «одной из вершин казахской литературы». В свою очередь, Аймаутов считал Алексея Максимовича Горького своим учителем, родоначальником всех писателей и поэтов России XX века.

Жусупбек Аймаутов своими переводами сделал достоянием народа произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. М. Горького, Г. Тукая, У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго, А. Дюма, Ж. Мольера, Г. Мопассана, С. Цвейга, Р. Тагора, Д. Лондона.

Блистательный переводчик Аймаутов смог передать всю красоту и первозданность «Скупого рыцаря» и «Каменного гостя» А. С. Пушкина, «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Отверженных» В. Гюго, произведений У. Шекспира, рассказов Л. Н. Толстого. Ж. Аймаутов в 1924 году перевел на казахский язык коммунистический партийный гимн «Интернационал».

Жусупбек Аймаутов, используя европейские стандарты, заложил основы режиссуры казахского театра. На страницах газет и журналов тех лет он опубликовал серию статей об интернациональном, нравственном и эстетическом воспитании, а также по проблемам культуры, литературы, музыки, графики, экономики, образования, двуязычия, методики преподавания русского языка, совершенствования правописания казахского языка, что очень актуально и в наши дни.

Творческое наследие Жусупбека Аймаутова в течение многих десятилетий было под запретом. В 1988 году Верховный суд Казахстана полностью реабилитировал великого писателя ввиду отсутствия в его действиях состава преступления.

Жусупбек Аймаутов занесен в «Книгу Скорби», выпуск 1 (1996 г.), которая включает списки лиц, расстрелянных в период массовых политических репрессий в 1920-1950 годах. Кроме того, его имя занесено в книгу «Расстрельные списки», выпуск 2 (Москва, «Мемориал», 1995 г.).

24 октября 1994 года на торжественном собрании общественности, посвященном Дню Республики, Президент страны Нурсултан Назарбаев отметил:
«Коллективизация, массовый голод, откочевка казахов за пределы своей исторической родины — все это недавнее прошлое. Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Султанбек Кожанов и еще 65 тысяч лучших сыновей и дочерей казахского народа были уничтожены в Казахстане в годы сталинских репрессий».

На примере лишь одного человека показано, как тоталитарная система целенаправленно и изощренно преследовала тех, кого объявляла своим врагом. «Недавно отыскался сын выдающегося казахского писателя и общественного деятеля Жусупбека Аймаутова, репрессированного и расстрелянного в 1930 году».

За свою короткую жизнь, Жусупбек Аймаутов плодотворно проявив себя в разных жанрах, оставил содержательное глубокое творчество. Его книги возвращаются к народу. Они составили антологию литературной, общественной и гуманистической мысли. Богатое творческое наследие Жусупбека Аймаутова было собрано, исследовано учеными института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова и в 1996-1999 годах выпущено в 5 томах. Казахстанский читатель через 60 лет вновь познакомился с произведениями известного художника и мастера слова.

В Казахстане и на родине писателя в Павлодарской области много делается для увековечения памяти Жусупбека Аймаутова. В Нур-Султане, Семее, Павлодаре и Баянауле его именем названы улицы. В Павлодаре Казахский музыкально-драматический театр носит имя Ж. Аймаутова. В 2003 году в аллее бюстов просветителей и академиков Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова был установлен бюст Ж. Аймаутова. В 2014 году в рамках празднования 125-летия великого писателя напротив Казахского музыкально-драматического театра был установлен памятник Ж. Аймаутову.

Кроме того, в Казахстане была проведена международная научно-практическая конференция, посвященная жизни и творческой деятельности великого писателя. Творческое наследие Жусупбека Аймаутова является национальным достоянием республики, его имя заслуженно вошло в золотой фонд отечественной культуры и литературы.

В исторической летописи любого народа есть немало крупных личностей, о которых говорят: «Великий сын своей земли». Таким великим сыном казахского народа является уроженец Павлодарского Прииртышья, писатель и поэт Жусупбек Аймаутов. Его имя по праву вписано золотыми буквами в историю казахской литературы.

Сегодня независимый Казахстан — уважаемое и авторитетное государство в мире, признанная модель общенационального единства и общественного согласия. И в этом есть немалая заслуга тех, кто в сложное и переломное историческое время, когда проявление национальной культуры, духовности и языка расценивалось в негативном контексте, прилагал величайшие усилия, чтобы сохранить, укрепить, развить и приумножить богатейшую культуру и литературу, стремился обеспечить достойное будущее соотечественникам. И Жусупбек Аймаутов был одним из достойных фигур из плеяды тех великих исторических личностей на звездном небосклоне отечественной культуры и литературы.

Категория: