Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: Обмен веществ и энергии в клетке

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Семыкина Алла Васильевна учитель биологии и химии, стаж 20 лет, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ  «Кладбинская средняя школа» СКО Жамбылский район село Кладбинка

Цель урока: изучить процессы, происходящие на клеточном уровне.

Задачи урока:

• продолжить формировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена веществ в клетке.
• развивать умение сравнивать, обобщать факты, логически излагать свои мысли; умение использовать полученные знания в области химии, физики и на уроках биологии.
• Воспитывать внимательность взаимное уважение, желание работать в микрогруппах, ЗОЖ.

Методы и методические приемы:

• методы организации научно-познавательной деятельности: словесные (беседа), наглядные (демонстрация);
• методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: учебная дискуссия;
• метод контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: письменный контроль.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.

Структура урока:

1. Вводно—мотивационный этап (10 мин.)
1.1 Мотивация к обучению. (2 мин.)
1.2 Проверка выполнения домашнего задания. (5мин.)
1.3 Корзина идей. Постановка цели урока. (3 мин.)
2. Изучение нового материала (28 мин.)
2.1 Организация самостоятельного усвоения учащимися новой темы. (6 мин.)
2.2. Работа в микрогруппах. (9 мин.)
2.3 Первичное закрепление знаний в микрогруппах. (6 мин.)
2.4 Совместное с учителем обсуждение результатов самостоятельной работы. (7 мин.)
3.Подведение итогов урока (5мин.)
3.1 Заполнение таблицы.
4.Запись домашнего задания, выставление оценок за урок (2 мин.)

Ход урока

1.Здравствуйте ребята! Человек который говорит, здравствуйте желает другому человеку здоровья, я желаю здоровья вам и нашим гостям присутствующем на этом уроке, а также вам ребята успешной, плодотворной работы и хорошего настроения.

Прием «Ответь и сядь».

Сегодня на уроке мы должны изучить процесс, который происходит только в живых клетках. Но прежде чем перейти к изучению нового материала выполните тестовую работу по теме «Вирусы». Вам предстоит выполнить предложенные задания в течении 5 мин., затем будет взаимопроверка. (приложение № 1.) слайд № 1, 2.

Эпиграфом нашего урока являются слова выдающего русского физиолога Ивана Михайловича Сеченова «Организм не может существовать без окружающей среды, дающей ему энергию». Слайд № 3

Живая клетка постоянно поглощает вещества из окружающей среды и в окружающую среду выделяет их. Слайд № 4.

Как вы думаете, о каком процессе идет речь? (обмен веществ или метаболизм).

Совершенно верно, откройте тетради и запишите число и тему урока «Обмен веществ и энергии в клетке». Слайд № 5.

В 8, 9 классах мы говорили об обмене веществ.

Прием «Корзина идей»

Давайте вспомним все, что мы знаем об обмене веществ и запишем на доске.

Сейчас откройте учебник на стр. 116 § 23. Прочтите текст параграфа, найдите и изучите 1 гр. «Катаболизм», 2 гр. «Анаболизм», 3гр. «АТФ», на изучение 6 мин. При необходимости делайте у себя в тетрадях пометки или схемы.

У вас на тетрадях у каждого есть номер, все первые номера садятся за первую парту, вторые номера за вторую парту, третьи номера за третью парту. Таким образом, каждый из группы знает про катаболизм, анаболизм и АТФ, в течении 9 минут расскажите друг другу все что вы изучили.

Время вышло, рассаживайте по прежним группам.

Каждая группа в течении 6 мин. выполняет полученное задания, затем все вместе проверяем данное задание. (1гр.- анаболизм, 2гр.-АТФ, 3гр.- катаболизм) Приложение № 2.

Проверка заданий. (7 мин.)

Ребята вы слышали такое выражение «Нарушение обмена веществ»?

Как вы думаете почему нарушается обмен веществ? (из-за неправильного питания, употребление вредных веществ)

Подведение итого урока

Подведем итог всего вышесказанного, итак обмен веществ состоит из 4 этапов. Слайд № 6.

Заполните таблицу:

Этапы

Изменения

I этап

Окисление органических веществ (катаболизм).

II этап

Поступление, распространение в клетке.

III этап

Идет процесс обновления, т.е, синтеза органических веществ (анаболизм), одновременно идет процесс расщепления.

IV этап

Выведение конечных продуктов.

 

Запись домашнего задания

§ 23 задания стр.119 Слайд № 7.

Выставление оценок.

Используемая литература:

1.Методическое руководство 10 класс Т. Касымбаева, К. Мухамбетжанова Алмата «Мектеп» 2014.
2.Секреты здоровья и долголетия Н. П. Могильный «Стрекоза» 2005
3.Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы по биологии Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова Москва «АСТ — ПРЕССШКОЛА» 2004
4.Учебник биологии 10 класс Т. Касымбаева, К. Мухамбетжанова Алмата «Мектеп» 2014.

Приложение №1-2

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: