Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Я и моя профессия — воспитатель

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Ключко Татьяна Николаевна воспитатель высшей категории КГУ «Дом ребёнка» г. Петропавловск СКО

Я и моя профессия — воспитатель

Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук.
Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу.
Твердят друзья: «Есть нивы тише», но не за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек, как собственных детей люблю...

Я, Ключко Татьяна Николаевна, работаю в доме ребенка уже 25 лет, а мой общий педагогический стаж составляет более 35 лет. Родилась 22 декабря 1962 года в селе Боголюбово, Мамлютского района, СКО. Сколько помню себя, я всегда стремилась заботиться о ком то, хотелось отдавать больше, чем получать. С малых лет глубокое чувство справедливости побуждало меня опекать более слабых, неумелых: нравилось учить их всему, что умела сама, а когда пришло время выбирать профессию, я точно знала, кем я хочу быть. В 1980 году окончила школу и сразу устроилась работать воспитателем в детский сад. Проработав год, поступила в Петропавловское педагогическое училище, на заочное отделение (1981—1984г.) Осознавая, что профессия педагога дошкольного образования далеко не самая легкая, я всегда прилагала серьезные усилия, чтобы соответствовать этому благородному призванию, уделяя значительную часть свободного времени самообразованию, трепетно находя путь к сердцу ребёнка и родителя. Моя работа воспитателем для меня самое важное в мире занятие. Разве может что-то быть ценнее, чем прикосновение обнявших тебя детских ручонок или доверчиво склоненной головки на твоем плече?

В марте 1993 года я продолжила свой трудовой путь в Петропавловском Доме ребенка. Принятие решения о столь значимом повороте в своей карьере далось мне с трудом. На то, чтобы тщательно взвесить свои силы ушло два долгих месяца. Последние сомнения улетучились в мой первый рабочий день на новом месте. Посмотрев в глаза этих ребятишек, я была просто обезоружена — это совершенно другие дети, совсем не такие, как в детском саду. И поэтому пришлось перестраивать себя внутренне, ведь работать предстояло прежде не просто воспитателем, а мамой. Только здесь я поняла, насколько почтенно звучит слово Воспитатель.

Могу сказать с уверенностью, случайных людей в нашем ремесле нет. Ведь «заменять» маму не так уж просто. Воспитатель Дома ребенка — это призвание, которым надо жить, каждый день проникаться горем и радостью каждого малыша. А судьбы наших детей ох, как порой не просты. Наша задача не только научить, воспитать, показать и разъяснить — наша задача полюбить, понять, стать частичкой каждого из них. Если человек не способен на это, не хочет, не умеет делиться своим теплом, любовью, заботой, сердцем, то он не сможет быть воспитателем Дома ребенка. Дети не примут. Дети — как тонко они чувствуют людей! Уже имея за своими маленькими спинками, в большинстве своем, тяжелый жизненный опыт, они просто так не распахнут свое сердце навстречу «случайному» человеку. Но если вы здесь не случайно, если воспитатель — действительно ваше призвание и образ жизни, тогда вы столько доброты, тепла, радости, счастья можете получить взамен, от этих очаровательных, так часто обиженных жизнью детей. Они умеют любить, как никто другой. Каждый раз, приходя на работу, я отдаю частичку своей души тем, кто кроме меня возможно больше не нужен никому, даже маме. Когда видишь эти глаза, просто невозможно представить себя в другой роли. Кто-то хочет что-то важное рассказать, кто-то поплакать, кто-то просто скучал и хочет скорее обнять. Я готова делить с ними радость и горе, проблемы и успехи. И какое же это счастье приходя на работу, понимать и чувствовать что они тебя ждут! Ждут, чтобы вновь распахнуть свои радостные объятья, прижаться, когда им грустно или просто поиграть в наши любимые игры.

Я уверенна, что детей надо любить такими, какие они есть. Абсолютно необходимо воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Следует непременно хвалить, поощрять, одобрять, верить в возможности каждого ребёнка, в то светлое, что в нём заложено. Я учу детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям. С раннего детства формирую такие черты характера, которые помогут ему стать человеком с большой буквы и гражданином общества. Трепетно воспитываю любовь и уважение к родному дому, родной улице, городу, к родному языку. Просто учу любить. Развиваю у детей интерес к доступным для его возраста явлениям общественной жизни.

Я воспитатель! Да нет... Я мама! Для них для всех я мама. Для меня нет ничего лучше осознания этого. Я счастлива и горжусь тем, что могу, хочу, умею помогать им, учить их, вводить их в мир знаний и умений. Я в состоянии объяснить им самое главное и важное: надо любить, надо чувствовать, надо жить с чистым сердцем.

В настоящее время я работаю с детьми 2–4 лет. Тема моей работы «Роль сенсомоторных занятий в развитии речи детей». Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука — это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Эти выводы не случайны. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Для меня моя профессия — это возможность постоянно находиться в мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. Глядя в детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца. Если бы у меня была волшебная палочка, то я бы постаралась сделать так, чтобы все наши дети нашли родителей, обрели семью, нелюбимых полюбили, чтобы больные выздоровели, чтобы мои коллеги получали достойную заработную плату. Тогда, я убеждена, люди стали бы счастливей и жизнерадостнее. Но для того чтобы стать счастливым, вовсе не обязательно иметь волшебную палочку. Для этого нужно научиться любить детей, себя, своих близких, научиться ценить каждый прожитый день. А самое главное — верить, что жизнь прекрасна и удивительна! Я всем сердцем люблю каждого из наших воспитанников. Они приходят в группу такими маленькими, и на протяжении нескольких лет я осторожно прикасаюсь к их хрупким душам, cтараясь увидеть и развить то главное, что заложено в каждом. Ежедневный кропотливый труд приносит роскошные плоды, а как можно не любить созданное самим собой? И чем сложнее, проблемнее ребенок, тем больше душевных затрат требует он, и тем сильнее привязываешься к нему.

Профессия воспитателя — одна из самых благородных и востребованных. Моя работа воспитателем дома ребенка, особенная, потому что я являюсь для малыша тем взрослым, с которым он устанавливает тесную эмоциональную связь и через которого он постигает мир. Каждый, кто пришел трудиться сюда, остался надолго: прикипел всем сердцем, всей душой. Так случилось и со мной. Я горжусь своей профессией! Лучше ее нет! Она заставляет забыть все огорчения и обиды, дает ощущение вечной молодости, вечного детства.

Свое эссе хотелось бы завершить словами, так верно описывающими воспитателя.

«Каким быть должен воспитатель? Конечно, добрым должен быть!
Любить детей, любить ученье, свою профессию любить!
Каким быть должен воспитатель? Конечно, щедрым должен быть!
Всего себя без сожаленья он должен детям подарить! »