Международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Воспитание поликультурной личности через приобщение к национальным ценностям на основе художественного наследия Ж.Аймауытова, Н.В. Гоголя, Р.Бёрнса

 

Данилова Л.И.
учитель русского языка и литературы
СШ № 24 г. Петропавловск
Данилова Л.И.


Нам отказано в долгой жизни;
оставим труды, которые докажут,
что мы жили.Плиний Младший, римский
государственный деятель, писатель


1.2 Жизнь и творчество писателей

Исследователи жизни писателя—

  • составление хронологической таблицы
  • задания учащимся:
  • составление и проведение викторины о писателе — «Смекалистым»;
  • работа с дневниковыми записями, письмами писателя — «Архивной»;
  • анализ сгруппированных по годам выдержек, позволяющих просле-дить формирование личности писателя;
  • метод «Помет»: отметить непонятные по значению слова (*)

1. Сын крестьянина, всю жизнь бившийся с нуждой, уже прославленный и признанный лучшим поэтом страны, вынужден был стать акцизным чиновником, чтобы зарабатывать на жизнь. Сам вечно нуждавшийся, Бернс щедро отдавал деньги, когда они у него появлялись. От первого гонорара он уделил большую сумму на постройку памятника поэту Фергюссону. Потом купил пушку и послал ее во Францию на вооружение восставшему народу. Пушку задержали в Дувре, и власти стали подозрительно глядеть на поэта. Сломленный нуждой (перед смертью едва избежал долговой тюрьмы), великий поэт скончался в возрасте 37 лет. Сейчас день рождения Бернса отмечается на его родине как национальный праздник.

2. Знакомство с «Письмом из Петербурга» И. С. Тургенева («Московские ведомости», 1852 года, марта 13-го, № 32) и авторские комментарии к этой статье.

Задания учащимся: Найти «крамольные» места в статье И. С. Тургенева. Чем были вызван арест И. С. Тургенева и ссылка в Спасское-Лутовиново? Почему само имя Гоголя нельзя было упоминать?

3. Дополнительные сведения учащихся

Аймауытов жазушы, драматург, аудармашы, зерттеуші, публицист. Павлодарда орысша — қазақша екі кластық мектепті (1914). Семей оқытушылар семинариясын (1918) бітірген. [9]

1989 г. — родился в Павлодарском уезде Семипалатинской губернии волости Кызылтау в семье бедняка. Первоначальное образование он получил у муллы (Жунис кожа, Кожахмет молда).
1907 г. — в Баянауле поступает в русскую школу.
1908 г. — поступает в сельскохозяйственную школу в Павлодаре, где выступил против произвола и беззакония в школе, за что и был исключен.
1911 г. — вновь в Павлодаре устроился в двухклассную русско-казахскую школу.
1914 — 1919 гг. — Семипалатинская учительская семинария. Жусипбек не чурался никакой работы: был чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры, сам играл, исполняя придуманные им же песни. Здесь он знакомится с Сатпаевым и М. Ауэзовым. Участвует в движении алашордынцев.
1920 г. — заведующим отделом образования в Семипалатинской губернии.
1922 — 1924 гг. — учителем школы в Каркаралинске, затем в Ташкенте в газете «Ак жол», в институте в Оренбурге.
1926 — 1929 гг. — директором педагогического техникума в Шымкенте.

Май 1929 г. — как участник подпольной националистической организации арестован. Исторические данные повествуют, что первый донос на Жусипбека. Аймауытова был написан еще в 1926 году, когда его обвинили в присвоении пожертвований для голодающих Тургая, Костаная, Актобе. Есть версия, что после одного из таких доносов первая жена Жусипбека. Аймауытова решила не подвергать себя больше опасности и оставила опального мужа. Писатель с двумя сыновьями переехал в Барнаул. С матерью своей будущей дочери Музы, русской женщины, Аймауытов познакомился в Казани. Она и стала его последней любовью. Музе был всего год, когда ее отца расстреляли. 4 апреля 1930 г. — фактически без суда, решением коллегии ОГПУ Каз ССР приговорен к расстрелу в возрасте 42 лет, в расцвете творческих сил. [11]

Исследователи жизни писателя

1. Задания учащимся:

— Игра «Радуга»: представить, в каком цвете видите произведение писателя, поэта.
— Определить темы произведений Р. Бернса («В горах мое сердце», «Джон Ячменное Зерно», «Честная бедность» и др.).

(о простых людях, воспевание тяжелого труда земледельцев, их быт, горести и маленькие радости, жизненные ценности: «Нет в мире лучше ремесла, // Чем резать землю плугом», «Свободе — привет и почет.// Пускай бережет ее разум», о независимости родной Шотландии, которая, как он считал, была продана Англии правящей элитой: «… Но золотом английским нас // На торжище купили»).

— Чтение наизусть стихотворения «Честная бедность». Каким чувством проникнуто произведение? Чем гордится поэт?

— На основе какого художественного приема построено стихотворение? (ан-титеза)

— Какую роль играет рефрен в стихотворении? (заменят противительный союз, НО)

— Какие характеристики поэт дает богачам? Что он ставит превыше богатст-ва, чинов и наград? (честность, ум, трудолюбие)

— Созвучно ли это стихотворение нашему времени?

Домашнее задание:

— создать рекламный ролик «Кто честным кормится трудом, — // Таких зову я знатью!»,
— комиксы «Награды, лесть и прочее // Не заменяют ум и честь».

2. Задание учащимся:

— составить таблицу:

Основные периоды жизни
Характерные черты периода
Произведения
     

— составление словаря собственных имен (поэтонимов):

а) Уездный лекарь Христиан Иванович Гибнер («Ревизор») — фамилия Гибнер построена на немецкий лад, но с саркастическим едким смыслом — ГИБНУТЬ. Христиан — из греч. «ХРИСТИАНИН», и снова сарказм. Отчество врача подчеркивает достоверность изображаемого факта: многие немцы, селившиеся в дореволюционной России, получали искусственное отчество ИВАНОВИЧ.

б) Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин — фамилия образована от западнорусского (украинского, белорусского) и польского слова ШПЕК — «шпион, соглядатай», шпеговать — «шпионить, тайно разузнавать».

в) Судья Ляпкин-Тяпкин — от просторечного фразеологизма «тяп-ляп» — быстрая, небрежная работа.

г) Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — «сквозной, продувной жулик» (ср. западнорусское ДМУХАТЬ — «дуть, вздувать» и СКВОЗНИК — в русских говорах «хитрый, зоркий умом, проницательный человек; продойха, опытный плут и пролаз»).

д) Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов — от «хлоп, холоп» — в польском языке КРЕСТЬЯНИН. Имя, усиливающееся отчеством — ЛУКАВЫЙ ОБМАНЩИК.

е) Амос Федорович Ляпкин — Тяпкин — от древнеевр. «нагруженный, несущий ношу» — СЛУЖБА В ТЯГОСТЬ.

ж) Осип — нар. вариант Иосифа — МУДРЫЙ.

з) Купец Абдулин — простореч. ОБДУТЬ. На то он и купец!

Конкурс актерского мастерства. Фрагменты для чтения (повесть «Шинель»): Диалоги Башмачкина и Петровича», «Башмачкин засыпает», «Предвкушение шинели», «Доктор говорит хозяйке о скорой смерти героя», «Начало повести».

— «Все, что есть в печи, все на стол мечи» — гласит русская пословица, поучая нас быть гостеприимными. А какими яствами угощали Чичикова хлебосольные помещики? На доске рисунки учащихся, изображающие различные кушанья, с соответствующими цитатами из текста. Какими блюдами потчевали Чичикова Манилов (1), Плюшккин (8, 10), Коробочка (3,4), Собакевич (2, 5, 6), Ноздрев (7, 9), трактир (11, 12):

  1. «Просто, по русскому обычаю, щи, но от чистого сердца»;
  2. «ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки»;
  3. «блины»;
  4. «лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками»;
  5. «кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками»;
  6. «бараний бок с кашей»;
  7. «мадера, лучше котороой не пивал сам фельдмаршал»;
  8. «славный ликерчик», «козявки и всякая дрянь было напичкались туда, но (хозяин) весь сор-то повынул»;
  9. «рябиновка, имевшая, по словам хозяина, совершеный вкус сивушища во всей сврей силе»;
  10. «сухарь из кулича»;
  11. «сосиски с капустой»;
  12. «слоеный пирожок, нарочно сберегаемый для проезжающих в течение нескольких недель»?

— составление плана к сочинению на тему «Своеобразие реализма Гоголя».

1) Обличительный характер гоголевского реализма:

    а) изображение пороков общества («Портрет», «Мертвые души»);
    б) казнокрадство, взяточничество («Ревизор», «Мертвые души»);
    в) застойное состояние общества, жизнь по ранее установленным правилам («Ревизор»);
    г) чинопочитание («Нос», «Ревизор»).

2) Личность в уродливом мире:

    а) разобщенность людей («Петербургские повести»);
    б) бездуховность, глупость, невежество (помещики в «Мертвых душах»);
    в) подавление талантов и искренних человеческих чувств (Чартков в «Портрете», Пискарев в «Невском проспекте»);
    г) презрение к «маленькому человеку» («Шинель»);
    д) пошлость пошлого человека (Хлестаков в «Ревизоре», Пирогов в «Невском проспекте»).

3) Особенности построения характеров:

    а) выделение доминирующей черты, гиперболизация (помещики в «Мертвых душах»);
    б) уподобление людей миру, возрастающая роль художественной детали (помещики и чиновники в «Мертвых душах»);
    в) алогичность речи, абсурдность действий и мыслей (персонажи «Ревизора», помещики и чиновники в «Мертвых душах»);
    г) гротескная нелепость, сочетание фантастики и реальности («Нос»).

4) Авторская позиция (лирические отступления в «Мертвых душах», «Авторская исповедь»):

    а) необходимость показать людям «всю глубину… настоящей мерзости»;
    б) изображение жизни «сквозь видимый миру смех и незримые, невидимые миру слезы»;
    в) желание «устремить общество» к прекрасному;
    г) вера в преображение нравственно гибнущей личности и скрытие возмож-ности нации.

5) Реализм Гоголя — первые шаги русского реализма:

    а) сочетание романтических и реалистических начал;
    б) фантастический мир (нефантастическая фантастика: принятие Хлестакова за ревизора; попытка Чичикова купить «мертвые души», то есть купить ни-что);
    в) романтический образ поэта — пророка, обреченного принимать гонения (лирическое отступление в «Мертвых душах» о двух типах писателей).

— нарисовать герб помещиков

(Манилов — на гербе — пчела, мед, трубка. Визуалист — мечтатель — фантазер — беседка. Коробочка — герб в виде замочной скважины. Дубинноголовая — трусливая — жадная — мешочек).

— схема ответов при изучении романа «Мертвые души»:

ПОМЕЩИК
ПОРТРЕТ СЕМЬЯ ХОЗЯЙСТВО УСАДЬБА ПРОДАЖА КРЕСТЬЯН

 — Игра «Мой дом — моя крепость»: определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы, а также найти «лишнее звено» — предмет, не вписывающийся в интерьер этого жилища:

а) «Щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями»; «прекрасная мебель, обтянутая шелковой материей»; «два кресла»; «обтянутые просто рогожею», «турецкие кинжалы», «сабли и два ружья».

б) «Картины с каким-то птицами», «между окон старинные зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом были заложены или письмо, или старая колода карт, или чулок»; «стенные часы с нарисованными цветами на циферблате»; «книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице».

в) «Пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь»; «стол, стулья, кресла — все было самого тяжелого и беспокойного свойства»; «часы с остановившемся маятником, к которому паук уже приладил паутину»; «клетка, из которой глядел дрозд».

г) «Бюро, выложенное перламутною мозаикой, которая местами уже выпала»; «люстра в холстинном мешке от пыли сделавшаяся похожей на шелковый кокон»; «в углу комнаты… на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах»; «горки выбитой из трубки золы» «на обоих окнах».

4. Дополнительные сведения учащихся

Горькую чашу испил до дна Жусипбек. Аймауытов, по профессии учитель, талантливый писатель. Еще подростком, в 13 лет он писал стихи. Вторая волна приобщения к ним пришла в 19 — 20 лет.

1913 г. — впервые печатался в газете «Казак».
1916 г. — пьеса на тему отправки казахов на тыловые работы.
17 декабря 1917 г. — в Семипалатинске поставил свою пьесу «Рабига».
1918 г. — участвует вместе с Ауэзовым в издании журнала «Абай». Стихотворение «Кочевье».
Аймауытов — родоначальник жанра романа драмы в современной казахской литературе.
1925 — 1926 гг. — драма «Шернияз», посвященная памяти С. Торайгырова, затрагивает взаимоотношения города и села. В спектакле «Биржан и Сара» сыграл главную роль.
1926 г. — роман «Карткожа».
1928 г. — роман «Акбилек», повести «Вина Куникей», рассказы «Непостоянный Кожебай», «Мираж».
1929 г. — стихотворения «Лозунг», «Марсельеза воина», пьеса «Мелодия счастья».

Сказки для детей: «Негодная шапка», «Старик и старуха», «Вол — великан», «Три девушки». Переведены на казахский язык монографии, «Азбука коммунизма» Н. И. Бухарина и Е. А. Покровского, трагедии А. С. Пушкина, ряд произведений Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. М. Горького, У. Шекспира, Дж. Лондона, Ги де Мопассана, А. Дюма и др. Его перу принадлежат многие публицистические произведения, научные труды «Психология», «Психология и искусствоведение» и др.

— Тема материнства. Тема положения женщины в обществе.

Составить пятистишие о матери после знакомства с текстом романа «Акбилек» («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя и «Моему незаконнорожденному ребенку» Р. Бернса):

а) «Когда вошла соседка, Бозизен укачивала своего светловолосого ребенка Ануарбека, которого Рыжая звала не иначе как ублюдком. Надо же — назвала сына в честь какого-то знаменитого турка, о котором и слышала-то краем уха! Как же еще, паршивого пса непременно назовут Волкодавом.

Успокойся же, Ануар — Жан! Поспи, миленький! — и ладошкой похлопывает плечико сыночка, поглаживает, одеяльце поправляет, под бочок подоткнет, смотрит — не налюбуется».

б) «Бедняжка Акбилек! Кому, как ни тебе заливаться слезами? Лишилась ты мамы, носившей тебя в чреве своем и вскормившей тебя терпеливо, как аруана своего верблюжонка! Потеряла ключик к завтрашнему счастью, опрокинулся и откатился прочь от тебя золотой котел, разлилось золотое масло. Юное девичье сердце перестало биться — обуглилось. Весенний бутон твой, не успев распуститься, завял, стал трухой. Светлая душа твоя покрыта пеплом. Плачь, исцелись слезкой! Смой слезами тоску! Море наплачь! Пусть штормит то море! Пусть вздымаются соленые волны! Пусть обидевшие тебя канут в них, и каждая капля в наплаканном тобой море пусть станет им ядом. Пусть все, кто ими любим и кто любит их, в вечном трауре стонут, как ты».

в) «Ой, сестры, ай! Не верьте обещаниям мужчин в подлунном мире. Сами себя загоните в неволю! Ой, детишки, ай! Пусть ваши матери не умирают, пока вы растете и не встанете на ноги! В сердце детское вместе с кровью незрелой вольется печаль. Ой, зеленая поросль, молодые, ай! Кто дал вам гордое горячее сердце? Кто выкормил грудью, нянчил вас, убаюкивал, зацеловывал, оберегал — отстаивал? Мама… Мама… Добрая мама. Если мы способны любить, если есть в нас совесть и стыд, то мы, дети, вспомнив раз отца, десять раз обязаны вспомнить маму. Низкий поклон поднявшим нас матерям! Много светлых лет жизни матерям! Берегите себя, дети…»

 — инсценировка обряда гостеприимства.

«Пока гости здоровались, перед ними расстелили скатерть, высыпали горками на нее баурсаки, в двух местах поставили белые тарелки с золотыми плиточками масла, внесли огромный желтый самовар. С двух сторон самовара присели двое слуг и принялись разливать чай в красные фарфоровые чашки, ровненько выстроенные на черном подносе. В разливании чая есть свой порядок: всякая суета исключалась напрочь, напиток в каждой пиале соответствовал положенному уровню и качеству, каждая из них имела свой адрес и не сталкивалась с другой на поносе, под носиком самовара, ни плывя в воздухе, над дастарханом, руки разливальщиков чая на виду, видите: чисты, усердны и открыты, смотри, ибо так положено — сидевшим во главе стола чай подавался густой, цвета темного золота, сливки в них из отдельного источника, а у тех, кто сидел ниже Мусирали, чай синел, напоминая городские чаепития в Семипалатинске. Здесь вам не мелкие торгаши, никто надувать не станет. Перед мусиралиями и баурсаки рассыпаны лишь кое-где, и к маслу дотянуться сложно. Бай, заметив, как наш Стелька гонялся за баурсаками, точно голодный волк, распорядился:

— Пошлите на тот край….

За чаепитием беседовали на разные темы. В ту минуту, когда аксакал отирал сложенным платочком еще лишь первый пот со лба, бай перевернул свою опустевшую чашку, давая понять, что начаевничался. Оставшимся ничего не оставалось делать, как последовать его примеру».

Категория: