IX международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Куликовская Наталья Николаевна, учитель начальных классов, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Школа-гимназия имени Батыр Баяна», город Булаево район М.Жумабаева СКО

Куликовская Наталья Николаевна

Цель: развитие познавательного интереса к математике

Задачи:

  • закрепить навык устного счёта в пределах 10, решение задач;
  • развивать логическое мышление, память, внимание, воображение;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.

Оборудование: компьютер, аудиозапись голоса Царицы-Математики, карта путешествия, слайды (или демонстрационный материал для заданий)

Ход урока

(Класс делится на две команды)

1. Организационный момент

Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны,
Будем задачи решать,
Будем складывать и вычитать.

(звучит аудиозапись голоса Царицы-Математики «Помогите, помогите, ребята! Меня похитила злая Баба-Яга и унесла в дремучий лес. А я ведь собиралась к вам в гости, что бы научить вас считать, решать задачи, вычислять, поиграть с вами. А теперь не могу! Спасите меня от этой злой колдуньи!»)

— Ребята, вы слышали, что просит нас о помощи Царица-Математика. Унесла её в дремучий лес злая Баба-Яга. Не хочет она. Чтобы вы научились считать, вычислять, решать задачи, чтобы цифры не были вам помощниками.

Но мы знаем, что в любой сказке побеждает ум, смекалка, знания и умения. Не помешает одолеть злую Бабу-Ягу и хитрость. Ребята, всё это у нас есть? (Да!)

Как вы думаете, можем ли мы все вместе отправиться на спасение Царицы- Математики? (Да!) Тем более, что она нас об этом просила.

Математику, друзья
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука.
Очень точная наука,
Интересная наука —
Это — математика!

— Ребята, перед нами путь-дорога. Дорога непростая! Баба-Яга расставила для нас много ловушек. Ловушки — это болотный кочки. Баба-Яга заперла Царицу-Математику у себя в избушке, заперла двери, окна, а ключ спрятала. Нам необходимо убрать все кочки болотные, да найти ключик заветный. Вот карта, на которой указано месторасположение кочек-ловушек. (кочки, по мере прохождения дороги с заданиями, убираются)

Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»

1) Первая кочка это «Кочка-транспорт»

Вот и транспорт для пути!
Чтоб его нам завести,
Детали все пересчитай
И в кузов смело полезай!

(задание: две команды (по 3 человека) определяют в геометрическом рисунке количество треугольников, квадратов, кругов, прямоугольников. Количество обозначают нужной цифрой)

Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»
Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»

— Транспорт мы выбрали, а теперь отправляемся в путь по дороге.

На пути нас ждут затеи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!

2) Вот ещё одно препятствие впереди. Я убираю кочку. Странно, но под ней какие-то ворота?!

Что за странные ворота?
Как же дальше нам идти?
Чтоб ворота отворились,
Ты фигурки подбери.

(Задание: две команды (по 3 человека) вставляют необходимые фигуры в пустые клеточки)

Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»
Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»

— Задание вы выполнили правильно! Держим путь дальше!

Беритесь, ребята,
Скорей за работу!
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёту!

3) Впереди третья кочка, а вокруг неё болото.

Вот болото впереди.
Ты по кочкам здесь пройди.
По порядку, не зевай,
На цифры — камни наступай.
А уж если ты ошибся,
Путь сначала начинай!

(Задание — игра «Не промочи ноги». На полу располагаются картинки камней(кочек) с написанными цифрами. Дети (10 человек) пробираются сквозь болото, наступая на «камни» с цифрами. Цифры расположены по порядку от 1 до 10. Кто из ребят нарушил порядковый счёт, начинает путь сначала)

Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»

4) Следующая кочка — «Кочка — пруд и лес»

Что за лес и что за пруд?
Там животные живут!
Кто-то плачет — потерялся,
Среди чужих он растерялся!

(Задание: найди лишнего. Объясни почему)

Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»
Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»

Знают взрослые и дети,
Без умения считать
Плохо жить на свете.

— Ребята, вы согласны с этим утверждением?

5) «Кочка-домик»

У дороги стоит какой-то домик со странными жильцами. Там что-то произошло, давайте посмотрим.

В доме цифры сидят
И какой уж день подряд,
Потерявшихся сестричек
Из окошек глядят.
Чтобы дальше нам пройти,
Сестричек надо нам найти!

(Задание: дополни числовой ряд)

Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»
Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»

6) «Кочка — задачка»

Итак, внимание!
Следующее задание!
Вы задачи решите,
Нас знаниями своими поразите!

(Задание: решить занимательные задачи в стихах)

Задачи для первой команды

1. Ёжик по лесу прошёл,
На обед грибы нашёл:
Два — под берёзой,
Один — у осины.
Сколько их будет
В плетёной корзине?

2. Два котёнка — на диване,
Три котёночка у Вани.
Теперь спросим у ребят:
Сколько было всех котят?

3. Я нашёл в дупле у белки
Пять лесных орехов мелких,
Вот ещё лежит один.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Ты орешки сосчитай-ка!

Задачи для второй команды

1. Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?

2. Рада Алёнка —
Нашла два маслёнка!
Да четыре в корзине.
Сколько грибов на картине?

3. Пять ворон на крышу сели.
Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?

7) «Кочка — мостик»

— Ребята, дальше дороги нет! Злая Баба-Яга разрушила мостик через речку. Надо нам его построить, чтобы пройти дальше.

Надо мостик нам построить,
Чтобы смело пробежать.
Раз фигурка, два фигурка
Продолжай их рисовать.

(Задание: по образцу нужно нарисовать в такой же последовательности фигурки, обращая внимание на цвет фигуры. Участвуют по 4 человека из команды)

— Мы правильно построили мост из геометрических фигур. Можно перейти на другой берег и идти дальше. (восстановить отрезок дороги на карте)

Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»
Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»

8) «Кочка-секрет»

— Вот последнее препятствие на нашем нелёгком пути и последнее задание. Выполнив его, мы сможем убрать кочку и открыть путь к избушке Бабы-Яги. Задание такое: необходимо построить домик из шести спичек.

(Задание: из спичек или счётных палочек построить домик. Участвуют по одному человеку от команды)

Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»

— Молодцы! А теперь переложите две спички так, чтобы получился флажок.

Внеклассный урок: «Царица-Математика в стране сказок»

— Мы этот флажок возьмём с собой и водрузим его на избушке Бабы-Яги в знак победы.

(Убирают последнюю кочку с пути, а под ней спрятан ключ от дверей избушки Бабы-Яги)

— Ура! Мы нашли заветный ключик. Теперь мы можем освободить Царицу-Математику.

Вот он ключ, а вот изба
Царицу отворять пора!

(Далее. На избушку ставится флажок и ключиком Отворяется избушка. Звучит аудиозапись голоса Царицы-Математики

«Как я рада видеть вас, ребята! Спасибо, что вы меня выручили из беды. Теперь в математике будет складно да ладно.

Я смогу с вами дружить и помогать изучать математику. А за все ваши старания, я угощаю вас сладкими призами, которые лежат в волшебной коробочке. Будьте счастливыми и любознательными.»)

3. Итог урока

— На этом наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся домой. Задания, которые мы выполнили во время путешествия помогут нам быть находчивыми, сообразительными.

Использованная литература:

Сиқырлы пішіндер мен сандар әлемінде — В мире волшебных фигур и цифр. Шымкент, «Шикула и К», 2003. — 296 бет. Қосымша 80 бет. Серия «Нұрсәуле — Лучик».

Категория: