Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Внеклассное мероприятие «А ты вежлив?»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Апендина Танат Нурбаевна учитель начальных классов Казанская средняя школа, Айыртауский район с. Казанка, СКО

Апендина Танат Нурбаевна

Тип: урок — комплексное применение знаний (комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития).

Цели:

  •  формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения;
  •  развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета;
  •  научить детей оценивать собственную вежливость, а также вежливость других людей.

Задачи:

1. Закрепить знания детей по этической культуре, навыки культурного поведения в обществе.
2. Показать важность соблюдения нравственных правил общения, способствующих созданию атмосферы доверия.
3. Отработать формулы речевого этикета, прививать умения пользоваться ими в своем речевом поведении.
4. Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении.
5. Вызвать потребность употреблять в речи вежливые слова, составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.

Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

Ход урока

I. Выставка домашних работ учащихся

Домашнее задание представляет собой индивидуальное задание на выбор учащихся:

1. Объяснить происхождение некоторых вежливых слов.
2. Нарисовать карикатуру на невоспитанного человека.
3. Приготовить творческую работу по теме (сочинить стихотворение, подобрать пословицы, загадки и т. д.)

II. Организационный момент

1. Выступает ученица, читает стихотворение, которое может стать своеобразным эпиграфом урока.

Вежливый может быть каждый ребенок,
Вежливость знает даже котенок.
Ты, не должен грубить старикам
И не давать дорогу щенкам.
После приёма пищи в обед,
Должен сказать ты «спасибо» в ответ,
Если ты сделал что-то плохое,
Надо сказать «извините». Открою
Я вам секрет: «до свиданья», «привет» -
Эти слова помогут нам с вами,
И вмиг исчезнут все наши страданья!

III. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы. Открытие нового

1.Вступительное слово учителя и ребят.

(Презентация «Вежливость на каждый день». Слайд № 1)

— Сегодня мы ребята еще раз поговорим о таких качествах человека, как доброта, вежливость — ведь они нераздельные. Добрый человек всегда вежливо говорит со своими друзьями, если у друга удача, он его поздравит если беда — то успокоит.

— Чтобы быть вежливым человеком, необходимо пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть добрыми. Надо, чтобы и поступки были добрыми и разумными, чтобы никогда не приходилось за них стыдиться.

— На нашем празднике присутствует солнышко, но у него нет улыбки и лучиков, оно грустное, а чтобы у него появилась улыбка, всё, ребята, зависит от вас, от того, какие слова вы будете употреблять и какими будете вежливыми.

Ученик. Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века слово «вежа» означало «знаток», — тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Ученица. Правила вежливости знакомы всем нам. Они несложны, и каждый человек может и должен их выполнять.

2. Вот некоторые из них: Слайд № 2.

Учитель. В обиходе вежливого и воспитанного человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Слайд № 3 «Вежливо-невежливо». Для этого я буду называть ситуацию, а вы должны сказать вежливыми или нет, были действия в ней.

Учитель. А есть ли у нас такие ребята, которые грубят или может быть, они вам встречались? (Ответы детей)

Грубость, неуважительное отношение к друзьям, к окружающим людям — признак плохого воспитания. Иногда ребята грубят родителям и старшим. Им кажется, что они поступают как самостоятельные и почт взрослые люди, но они глубоко заблуждаются в этом.

3. Стихотворение «Самый важный»

Учитель. Что вы можете сказать об этом мальчике и его поступке? Как в данном случае поступили бы вы? (Обсуждение ситуации)

4. Инсценировка «Про Лену»

Учитель. Есть ли сходство между мальчиком 12-ти лет и Леной. Если есть, то в чем оно? (Обсуждение)

Учитель: А теперь послушайте частушки. Каждая частушка чему-то вас научит.

Частушки.

7. Доброта. Слайд № 4.Учись доброму — дурное на ум не пойдет.

Про доброе дело, говори смело.
Худо жить без доброго слова.
Спасибо — великое дело.

Учитель: Воспитанный человек не может быть злым, ведь воспитанность тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Значит воспитанность всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.

Слайд № 5. 17 февраля — День спонтанного проявления доброты — одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. В нашей стране этот праздник практически вообще не известен. Предполагается, что в этот день людям следует стараться быть не просто добрыми, что подразумевается само собой, а добрыми беспредельно и бескорыстно.

Учитель: А теперь выясним, знаете ли вы вежливые слова. Послушайте загадки и добавьте нужные слова. (Загадки)

— Молодцы вы хорошо справились с заданием, а теперь сделаем выводы:

И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час»
Доброта — она от века
Украшенье человека.

Учитель. Вы дали правильные ответы.

Мы узнаем человека не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Оказывается, при разговоре люди придают словам лишь 7 % значимости, интонации — 38%, а мимике и жестам — 55%. Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесенных слов. Слайд № 7

Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал Владимир Солоухин: «Почти всё у человека предназначено для самого себя... кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко» Вы наверное заметили, что когда человек делится своей улыбкой, то на душе становится радостней, давайте мы споем с вами песенку «Улыбка.» Слайд № 5

5. Лексико-орфографическая работа

Учитель. Объясните значение слов. Слайд № 8

(ответы уч-ся)

— Какие из этих слов вам лучше знакомы?

— Дайте характеристику себе и своим поступкам, используя данные слова. Начните так: " Мне кажется, в общении с другими людьми я..."

Учитель: Послушайте внимательно стихотворение Антонова и подумайте над вопросом: Вежлив Витя, или нет и кого он напоминает?

Стихотворение.

Обсуждение

Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба переходит в драку.

Стихотворение «Игра».

Учитель: А как вы думаете, влияет ли грубость на здоровье людей? А как влияет? Ученые и врачи попытались ответить на вопрос: влияет ли грубость на здоровье людей. Они установили, что жестокие поступки и обидные слова имеют самые серьёзные последствия. Когда человеку приходится переживать боль и унижение, это сохраняется в его памяти на долгие годы.

ВЫВОД: Как мы должны играть?

Ученица. Ещё одна замечательная дата. Слайд 9. 11 января — Всемирный день «спасибо». Самая «вежливая» дата в году! Слово «»спасибо известно в русском языке с 16 века. Оно произошло от слов «Спаси бог» — этой фразой выражали благодарность. Теперь «спасибо» — новое слово, которое обозначает «Я вас благодарю и желаю всех благ». Слова благодарности — это знаки внимания, они являются устными «поглаживаниями» и способны согреть своей теплотой. Мы каждый день говорим друг другу «спасибо», поэтому очень важно помнить, что истинная благодарность лишь та, которая идет только от чистого сердца!

Песня «Вежливый вальс»

Муз. Д. Кабалевского, сл. А. Барто

Учитель: Знаете ли вы, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! Слайд № 10 ноября — международный день приветствий! Да, да приветствий. Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

8. В гостях у Незнайки. (Входит Незнайка)

10. И ежели вы вежливы

В. Ну если ты все понял, нам осталось последний пункт. — Ежели вы вежливы. Об этом нам напомнят ребята и поэт С. Маршак.

Незнайка:

Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли.
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.

11. Прощание.

В. Прекрасно! Остается надеяться, что ребята и ты, Незнайка, никогда не забудете добрые слова!

Расстаемся мы сейчас,
В добрый путь вам!
В добрый час!

Ученик: Все приветствия объединяет одно —  «пожелание добра и благополучия». В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих: Слайд № 11.  «Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих к нему какое-то отношение».

Итог урока.

Учитель: Наш праздник подходит к концу. Ответьте мне на вопрос: Какими вы должны быть, чтобы вас уважали окружающие, чтобы вами гордились родители? Какие слова вы должны говорить?

Учитель: А теперь посмотрим на наше солнышко (оно улыбается) и добавим ему лучики. И вот теперь оно улыбается (дети пишут на интерактивной доске или прикрепляют лучики с волшебными словами: здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, до свидания, добрый день, будьте здоровы, спасибо, пожалуйста, извините).

Встань, как солнце встанет
И тихонько — к окошку Все, прибрав, иди к ней прямо
Руку луч тебе протянет — И скажи ей: «С добрым утром!»
Ты подставь ему ладошку. А потом с улыбкой, с песней
Пусть тебя увидит мама Выйди к людям, к травам, к птицам!
И умытым и обутым И весёлым, интересным
День твой должен получиться!
А. Костецкий.

Вежливость — это умение деликатно, предупредительно относиться к людям, умение вести себя в любой ситуации согласно определенным нравственным нормам. Это сумма поступков, определяющих духовное содержание человека. Надо уметь добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на нее, добрым делом помочь.

Категория: