Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Внеклассное мероприятие «Труд красит человека»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Нурмадиева Нургуль Сапаркановна, воспитатель, вторая квалификационная категория, высшего уровня, член акции «Камкор — Забота», КГУ «Школа-интернат № 4 для слабослышащих детей», ВКО, г. Семей

Встреча учащихся 7-10 классов с мастером декоративно-прикладного искусства Асылбай Аблайханом Калкаулы

Цель:

На примере жизни и трудовой деятельности Аблайхана Калкаулы донести до учащихся смысл высказывания «Труд красит человека».
Познакомить учащихся с работами мастера, выполненными в казахском национальном духе.
Развивать диалогическую речь, мышление, память, обогащать словарный запас учащихся, корригировать произношение.
Воспитание уважения к труду, желанию продолжать акцию «Камкор», оказывать посильную помощь Аблайхану Калкаулы.

Оборудование: выставка работ мастера, речевые таблички, ИСА учащихся, пословицы о труде, ТСО.

Ход мероприятия:

1. Оргмомент

— Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами поговорим о важной в жизни каждого человеке. Как вам кажется, о чем пойдет речь? Речь пойдет о труде, и тема нашего классного часа — «Труд красит человека». Эпиграф — народная пословица «Кто любит труд, того и люди чтут».

2. Ребята, сегодня мы пригласили нашего постоянного гостя мастера декоративно-прикладного искусства Аблайхана Калкаулы.

Ребята, из какой школьной традиции вы знаете нашего гостя?

(Берикжан: в нашей школе есть прекрасная традиция — акция «Камкор» и мы дружим с Аблайханом Калкаулы больше 10 лет. Мы знаем, что он много трудится, является победителем республиканского и областного конкурсов. Изготавливает очень много красивых вещей.)

Воспитатель: У каждого народа есть своё прикладное искусство. Есть чем гордиться казахскому народу. Удивительной красоты выставлены сегодня на нашей выставке ювелирные изделия, боевое снаряжения воина, доспехи, кожаные и деревянные изделия — все это сделано талантливыми руками мастера Аблайхана Калкаулы

3. Конкурс знатоков

Воспитатель:
— Вот серьги дивной красоты!
Браслеты, кольца, капсырма
Блестят, звенят, из серебра.
Весь мир степей, родные дали
Работы мастеров вобрали!

А сейчас я хочу объявить конкурс знатоков. Жюри конкурса: Кабдулкакова И. Т., (завуч по ВР Хасенова А. О., (учитель истории), Агибаева Г. К (воспитатель).

Наши девочки расскажут о ювелирных украшениях (шашбау, бес билезик, кольцо свах, серьги с цепочкой) Выступают Аружан, Ляззат, Ксения, Салтанат)

О боевом снаряжении воина, о доспехах расскажут наши мальчики (Расул, Дастан, Жастлек, Айбар)

О кожанных изделиях про седло, торсык, күбі расскажут (Алибек, Вика)

О деревянных изделиях расскажет Айбар. (Отвечаем на вопросы конкурса внятно и четко)

Вопросы конкурса:

А) для девушек:

— Чем украшают волосы у девочек?

Рис. 2
— Что знаете о шашбау?

— Что такое бес блезик?

— Кто их мог носить?

— Как называются кольца, которые одевают на два
пальца?

Б) для юношей:

— Расскажете о боевом наряде батыра?

— Перечислите виды оружия батыра

— Какие изделия из кожи вы можете назвать?

— Какие деревянные изделия знаете?

Ребята, во все эти работы мастер вкладывал не только своё умение, но и всю свою душу, каждую деталь, каждую линию пропуская через золотые руки.

Воспитатель: А теперь, ребята, вам наверное не терпится задать вопросы нашему гостю (Ребята задают вопрос гостю)

4. Вопросы мастеру Аблайхану Калкаулы

1.Сколько железных колец уходит на снаряжение воина?

2. Из какого металла изготавливаете снаряжения?

3. Древесину какого дерева применяете в работе?

4. Шкура какого животного самая прочная?

5. Вы помните свою первую работу? Расскажите пожалуйста!

6. Есть ли у вас ученики?

7. С каким материалом больше всего любите работать: С кожей? Деревом? Или металлом?

8. Какой музыкальный инструмент труднее изготовить: Домбыру или кобыз?

Воспитатель: С понятием «труд» связано понятие «профессия».

— Какие профессии вы знаете?

— Молодцы! Действительно, профессий на свете очень много, но их объединяет одно: каждый человек любой профессии: учит ли он детей, лечит ли людей, развозит ли грузы, строит ли дома, он делает это для других людей. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности.

4. Игра «Угадай профессию»

— А сейчас ребята, вы должны угадать, о каких профессиях идет речь в пословицах и поговорках?

• Куй железо, пока горячо (Кузнец)
• Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (Рыбак)
• Не игла шьёт, а руки. (Швея)
• Не бравшись за топор, избы не срубишь(Плотник)
• Лес рубит — щепки летят. (Лесоруб)
• Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится (Хлебороб)

5. Игра «Закончи пословицу»

Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что вы убедились в исключительной значимости труда в жизни человека. И эта значимость позволяет утверждать: Труд красит человека. О труде народ сложил много пословиц. Давайте вспомним некоторые из них. Сейчас я буду говорить начало пословиц, а ваша задача — их закончить.

1. Деревья смотри в плодах, .... (а человека в делах).
2. Терпенье и труд..... (всё перетрут).
3. Труд человека кормит,..... (а лень портит).
4. Кто любит труд.... (того и люди чтут).
5. Горька работа, да сладок... (хлеб).
6. Глаза боятся..... (а руки делают).
7. Любишь кататься.... (люби и саночки возить).
8. Делу — время, ... (потехе — час)

6. Слово предоставляется гостю.

7. Мастер-класс от Аблайхана Калкаулы (звучит куй Сары-Арка, мастер показывает плетение кольчуги)

От имени ребят выступает президент школьной ученической организации «Планета детства» Сайфоллаева Айтолкын:

Уважаемый Аблайхан Калкаулы!

От имени ребят я хочу поблагодарить Вас за ваш прекрасный труд. Мы сегодня увидели, много интересных, красивых работ, еще лучше узнали историю своего народа. Вы своим примером учите нас стойкости, терпению и трудолюбию. Желаем Вам здоровья и творческих побед!

9. Воспитатель: Нет числа пословицам и поговоркам. Народ всегда возвеличивал труд. А труд превозносит человека, делает его сильным и стойким, богатым и независимым. Труд для человека — здоровье и жизнь«. Про людей таких как наш мастер Аблайхан Калкаулы говорят «Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится». О людях, которые все умеют, говорят: «И швец, и жнец, и на дуде игрец», то есть — умелый, работящий человек. Такого человека всегда уважают, ценят и в семье, и на производстве. Именно труд облагораживает и красит человека, делает его сильнее, умнее, лучше. Нужно уважать труд других людей, и трудиться самому — только тогда ты будешь счастлив. Великий педагог К. Д. Ушинский писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда — это и принесет им счастье»
10. В память о нашей встрече ученик 10 класса Тлеубаев Руслан дарит автопортрет мастера Аблайхана Калкаулы.


11. Итоги конурса Знатоки.

(От имени жюри выступила завуч по воспитательной работе Кабдулкакова И. Т. По итогам конкурса «Знатоки» награждены грамотами учащиеся: Кайратулы А., — 6 кл., Гарифоллаев Ж.., — 7 кл, Бахтиярова Л., — 8 кл., Чаплыгина К., — 9 кл., Агзай Д., — 11 кл)

Заключительное слово.

— Наше мероприятие подходит к концу. Я хочу поблагодарить нашего гостя, за то, что уделил нам внимание и пришел на встречу, за то, что показал свои уникальные работы. Думаю, что нашим ребятам эта встреча не пройдет даром и они будут извлекать уроки. Ребята, наша дружба с мастером продолжается. Участники акции "Камкор«(это учащиеся, педагоги и работники школы) всегда готовы свершать добрые дела — проявлять внимание и заботу Аблайхану Калкаулы. Благодарю всех за участие. До новых встреч!