Виртуальная тематическая экскурсия в музей казахских народных инструментов г. Алматы «Народные духовые инструменты»
Ефремов Игорь Владимирович, преподаватель специальных дисциплин, класс фагота, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Комплекс „Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одарённых детей музыкально-эстетического профиля“», СКО, г. Петропавловск |
Музей музыкальных инструментов можно встретить очень редко, потому что собирание коллекции для подобного музея процесс затратный и длительный. В Казахстане музей казахских народных музыкальных инструментов (МКНМИ) города Алматы является единственным. В фонде музея народных музыкальных инструментов имени Ыхласа около 1200 единиц хранения, в том числе больше 60 разновидностей казахских народных инструментов. Знакомство с экспозициями музея могло бы оказать помощь в наглядном знакомстве будущих музыкантов с историей музыки.
В музейной педагогической технологии «музей рассматривается как важный элемент обучения и внесения разнообразия в учебную программу» (2, с.48). Педагогами осознаётся большая роль музеев «в нравственно-эстетическом, историко-патриотическом просвещении и вовлечении учащихся в различные формы социально-культурного творчества» (2, с.49).
Музейная экскурсия — это «форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту». В ней сочетается показ и рассказ «при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии» (1, с.70).
Удалённость специализированных музеев затрудняет использование их образовательно-воспитательного потенциала. Но выход всё-таки есть, если педагог имеет возможность побывать в специализированном музее и собрать материал для виртуальной тематической экскурсии. Таким образом и возник проект виртуальной тематической экскурсии в МКНМИ имени Ыхласа «Народные духовые инструменты». Его целевой аудиторией являются специальные классы отделения духовых и ударных инструментов специализированной школы искусств и колледжа искусств.
Цель экскурсии: включение в духовную парадигму будущих классических и джазовых музыкантов народных музыкальных инструментов как источника конструктивного творчества мастеров по изготовлению современных музыкальных инструментов.
Образовательная задача: знакомство учащихся с казахскими народными духовыми инструментами и некоторыми духовыми инструментами народов мира, представленными в экспозиции МКНИ имени Ыхласа.
Развивающая задача: закрепление навыков сравнительного анализа объектов в музыкальной культуре разных народов.
Воспитательная задача: воспитание уважения к музыкальной культуре казахского народа и других народов мира, эстетизация народной музыкальной культуры.
Экскурсионные объекты — это предметы или явления, которые дают нам «представление о характерных чертах (особенностях) определенной эпохи развития общества, науки, техники, культуры, природы, искусства» (3), стимулируют интерес экскурсантов к познавательной деятельности. К основным требованиям, учитываемым составителями маршрута, относятся организация показа объектов согласно логике и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В соответствии с требованиями разработки и проведения экскурсии был определён маршрут и подтемы тематической экскурсии «Народные духовые инструменты».
Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint «Народные духовые инструменты. Виртуальная тематическая экскурсия в МКНМИ г. Алматы», компьютер, интерактивная доска.
Ход экскурсии
1. Вводное слово
В городе Алматы существует единственный в Казахстане государственный музей народных музыкальных инструментов. Сегодня у вас есть возможность побывать в нём на заочной экскурсии. Мы познакомимся только с той частью экспозиции, которая представляет духовые музыкальные инструменты казахов и других народов мира. Наблюдая и сравнивая, мы определим с вами место и роль народных духовых инструментов в современной музыкальной культуре народов мира.
2. В зале археологии
Слайд 4. Зал археологии. Камни с рисунками и идолы.
В первом зале экспозиции создаётся атмосфера степи и гор стародавних времён. Посетитель слышит их голос. Голос, прошедший через века. Прикосновение души к далёкому прошлому Казахстана — вот что чувствует каждый входящий сюда...
Слайд 5. Атмосфера древности. Имитации наскальных рисунков в Дендропарке Первого Президента. Связь с Тенгри и духами.
Слайд 6. Үілдек. Казахский народный духовой инструмент. Глина. 9-10 вв.
При археологических раскопках древних средневековых городов Казахстана были обнаружены разнообразные предметы, свидетельствовавшие об активной жизни в регионе, стоящем на Великом Шелковом пути. В их числе — древние музыкальные инструменты. Уілдек — духовой глиняный инструмент, фрагмент которого был найден при раскопках в Южном Казахстане. Он датируется 9-10 вв.
Слайд 7. Древние города. Отрар и Сыганак — древние городища на территории Казахстана.
Слайд 8. Қос үілдек. Духовой инструмент из глины — Қос үілдек — относится к кипчакскому периоду 10-12 вв. Найден при раскопках древнего г. Актобе.
3. Казахские народные духовые инструменты
Слайд 9. Саз сырнай. Казахский народный духовой инструмент.
Саз сырнай — один из старинных духовых казахских музыкальных инструментов, найденный в 1971 году при раскопках сожженного в XIII веке древнего города Отрара. Это был «предмет величиной с гусиное яйцо с двумя отверстиями по бокам». Сегодня его тембр, мягкий и теплый, способный передать радость и печаль, пение птиц и завывание ветра степей, стал одним из символов национального искусства. Немало для этого сделал Болат Сарыбаев — исследователь и собиратель казахских музыкальных инструментов, профессор Государственной Казахской консерватории им. Курмангазы.
Слайд 10. Үскірік. Бұғышақ. Казахские народные духовые инструменты. Глина. Рог, металл.
Ускирик представляет собой небольшой полый глиняный сосуд с 1-3 отверстиями. Он имеет форму различных птиц, животных или просто овальную форму. Звук инструмента мягкий, с характерным шипящим призвуком. Глиняные инструменты служили игрушкой, забавой для детей. На этих инструментах дети подражали песне ветра, птицам и животным.
Бугышак — инструмент, выполненный из кости и рога. В его звуке слышится голос маралов и оленей, поэтому им часто пользовались пастухи для того, чтобы согнать пасущихся оленей в одно место.
Слайд 11. Древние охотники и воины. Имитация наскальных рисунков в Дендропарке Первого Президента. Сцены из жизни кочевников.
Слайд 12. Қамыс сырнай. Мүйіз сырнай. Казахские народные духовые инструменты. Тростник. Рог.
Камыс сырнай — инструмент из камыша, кос сырнай — инструмент, состоящий из двух камышовых трубок. Это пастушьи инструменты сильного звучания. На них исполнялись несложные мелодии небольшого диапазона, варьировавшиеся при многократном повторе. Звук резкий, пронзительный, и звучанием можно имитировать крики птиц и животных. Возможно, камыс сырнай возник как манок для дичи и использовался первоначально охотниками, трансформировавшись позднее в музыкальный инструмент.
Муиз сырнай изготавливался из рога и использовался для подачи сигналов в военных походах. Поддерживал дух воинов в бою.
Слайд 13. Желбуаз. Казахский народный духовой инструмент. Кожа, тростник, металл.
Это очень редкий музыкальный инструмент, который изготавливается из козлиной шкуры, имеет свистковую систему в виде тростниковых трубочек с язычком и отверстиями. На нем исполняются небольшие по диапазону и несложные народные мелодии. Особенность этого инструмента в том, что из него извлекаются сразу два звука.
Слайд 14. Керней. Казахский народный духовой инструмент. Дерево.
Изготавливается инструмент из двух выдолбленных либо выжженных половинок деревянного ствола, обтянутых верблюжьей гортанью.
В древности он часто использовался для подачи сигналов во время военных походов. В соответствии с особенностями звучания, керней применялся для построения войска, для ведения или прекращения боя.
Слайд 15. Дыхание степей. Чеканка. Имитация наскальных рисунков в Дендропарке Первого Президента. Сцены из жизни животных и человека степи.
Слайд 16. Сыбызғы. Казахский народный духовой инструмент. Тростник.
Этот инструмент уникален: он издает сразу два звука. Первый — это специфический шипящий звук, возникающий при рассечении воздуха о край трубки, таинственный горловой призвук исполнителя. Второй — богатый собственными обертонами и призвуками голос сыбызгы. Они создавали неповторимую «степную гармонию». Звучание очаровывает чистотой и таинственностью мелодии... Сыбызгы получил широкое распространение в бытовом музицировании кочевников. Благодаря технике передувания, сыбызгыши извлекал из инструмента 20-25 тонов. Это любимый инструмент пастухов. На нём исполнялись песни и кюи, чаще лирического характера.
4. Тюркские народные духовые инструменты
Не менее интересна для обозрения музейная коллекция музыкальных инструментов народов мира. Она позволяет не просто знакомиться с творчеством мастеров, но и сравнивать инструменты разных народов и в их сходстве прозревать общие корни этих народов или культурные заимствования...
Слайд 17. Курай. Башкирский народный духовой инструмент. Тростник (дерево).
Слайд 18. Тюйдюк. Туркменский народный духовой инструмент.
Курай и тюйдюк родственны казахскому сыбызгы.
Слайд 19. Карнай. Узбекский народный духовой инструмент.
Инструмент, родственный казахскому кернею. Сходство этих инструментов с казахскими неудивительно. Причиной тому — тюркское родство народов.
5. Разнообразие духовых инструментов народов мира
Слайд 20. Двойница. Най. Сербские народные духовые инструменты. Двойница — двойная свирель, выжженная из цельного куска дерева. Най — продольная флейта пастуха.
Слайд 21. Волынка. Шотландский народный духовой инструмент.
Воздушный резервуар изготавливали из шкуры овцы или козы, вывернутой наизнанку. Присоединяли три бурдонные трубки и одну игровую с 8 отверстиями, а также короткую трубку для вдувания воздуха.
Слайд 22. Волынка. Польский народный духовой инструмент.
По-польски называют coza, так как изготавливали мешок из козлиной шкуры и оформляли место соединения мешка с игровой трубкой в виде головы козы. Мелодическая трубка имеет 6-8 отверстий, басовая трубка без отверстий производит однотонный гул. Есть маленькая трубка для вдувания.
Слайд 23. Флейта «тансо». Корейский народный духовой инструмент.
Зубчатая продольная бамбуковая флейта. «Тан» обозначает «короткий». Используется в корейской начальной школе, как блокфлейта на Западе.
Слайд 24. Флейты Пана. Най. Румынский народный духовой инструмент. Сикус. Индейский народный духовой инструмент.
Най — продольная многоствольная флейта (панфлейта). Состоит из 8 — 24 трубок разной длины, укреплённых в дугообразной кожаной обойме. Известный всему миру румынский наист — Георге Замфир. Техника игры: исполнитель скользит губами по инструменту.
Сикус (в Боливии), сампоньо (в Андах) — многоствольная двухрядная флейта. Число камышовых трубок от 6 до 20. Размер до 1,5 метров. Техника игры: исполнитель дует короткими щелчками языка отдельно в каждую трубку (стаккато).
Слайд 25. Жалейка. Русский народный духовой инструмент.
Деревянная, тростниковая или рогозовая трубка с раструбом из рога или бересты. От слова «жалеть» (использовалась в поминальных обрядах).
Слайд 26. Шехнай. Пакистанский народный духовой инструмент.
Принадлежит к семейству гобоев. Трубка длиной 30-50 см конической формы с 6-8 отверстиями и двойной тростью. Внизу украшенный металлический раструб. Звук у шехная изысканный, вызывающий чувство благоговения. Используется в религиозных и свадебных церемониях.
Слайд 27. Пунги (змеиная флейта). Индийский народный духовой инструмент. Популярный инструмент заклинателей змей. Воздушная камера из дерева или тыквы, мелодическая трубка с 6 отверстиями и бурдонная трубка для исполнения одной долгой ноты в качестве аккомпанемента.
Слайд 28. Блокфлейты. Сопрано. Тенор. Бас. Немецкий народный духовой инструмент. Продольная флейта из семейства свистковых. Известна с XI века.
Блокфлейта — это наглядный пример народного музыкального инструмента, на котором исполняется не только народная, но и классическая музыка. В Казахстане будущие музыканты-духовики в возрасте 6-11 лет обучаются на блокфлейтах.
6. Заключение.
В последние годы всё большей популярностью пользуется этническое направление в современной музыке. Создаётся много музыкальных групп с участием в них национальных музыкальных инструментов. Так, народные инструменты, когда-то давшие толчок развитию музыкального искусства, на современном этапе стали вдохновителями целого авангардного направления в музыке.
Слайд 29. Концерт-лекция этногруппы «Тұран».
В музее казахских народных музыкальных инструментов регулярно проводятся концерты-лекции современной этногруппы «Тұран» — «Күй құдіреті» («Величие кюя»), «Сиқырлы дала әуені» («Волшебные мелодии степи»). Молодые музыканты не боятся экспериментировать. Наверное, поэтому их тепло встречают во всех странах, куда они ездят на гастроли.
Сегодня мы заглянули в далёкое прошлое, породившее видовое разнообразие духовых инструментов. От куска глины с отверстиями и тростниковой или костяной трубки с отверстиями или без них народные духовые инструменты прошли долгий путь совершенствования, позволивший им влиться в гармонию звучания оркестров народных инструментов и авангардных этногрупп.
Литература
1. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие. — М.: ЦРИБ «Турист», 1986
2. «Педагогический поиск». Информационный научно-методический журнал, 2014, № 1(19)/март
3. Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие./Авт. — сост. Зорин И. В., Квартальнов В. А. — М.: Советский спорт, 1999
4. Официальный сайт музея казахских народных музыкальных инструментов имени Ыхласа www. kazmusmuseum. kz. Дополнительные источники vk. com/kazmuzmuseum, httpss://instagram. com/museum_mi, httpsss://www. facebook. com/kazmuzmuseum
5. EOMI. ru. Энциклопедия музыкальных инструментов httpss://eomi. ru/group/woodwind/, httpss://eomi. ru/group/brass/
- 12299 просмотров