Четвертый международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Великий казахский мыслитель — Шакарим Кудайбердиев (1858‐1931гг.)

Четвертый международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежьяя
 

Версия для печатиВерсия для печати
Какпенов Ризабек Жазитович Ковтун Лариса Николаевна

Какпенов Ризабек Жазитович директор, Ковтун Лариса Николаевна, учитель истории,
КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» акимата Северо-Казахстанской области Министерства образования и науки Республики Казахстан, СКО г. Петропавловск

Шакарим Кудайбердиев-казахский поэт, писатель, переводчик, композитор, историк и философ.

Шакарим родился 11 июля 1858 года в Кенбулаке Чингизской волости Семипалатинского уезда (Абаевский район), в роду тобыкты.

Он был современником и талантливым учеником Абая, близость Шакарима к творческому наследию Абая была связана также с его родством. Отец Шакарима Кудайберды приходился старшим братом Абаю Кунанбаеву.

Он пережил две революции, гражданскую войну и становление советского Казахстана. Поэт и философ подвергался гонениям, был вероломно убит, после смерти забыт, а его труды уничтожены. Он духовный преемник и ученик великого Абая. Как и великий Абай, Шакарим избрал путь истины и духовности.

«Как стать счастливым человеком?» — задает себе вопрос Шакарим. Размышляя, приводя различные примеры, он находит формулу счастья. Она не в обретении богатства, власти, славы, которые скоротечны, преходящи и обманчивы. Счастье в том, чтобы иметь безупречно чистое сердце и испытать самое возвышенное из чувств -любовь. Неустанно творить добро-в этих духовных ценностях заключается настоящее счастье. Другими словами, Шакарим дает нам понять, что счастье не то, что есть у человека, а то, что есть в человеке, в нашем стремлении совершать как можно больше добрых дел. Философия Шакарима убеждает, что для счастливой жизни народа и государства необходимо духовное развитие. Наше будущее должно быть нацелено на духовность.

Кудайберды, отцу Шакарима, старшему брату великого казахского поэта Абая, было тридцать шесть лет, когда он покинул этот мир. В жизни семилетнего мальчика ранняя смерть отца оставит неизгладимый след. Именно тогда он напишет свое первое стихотворение. С тех пор он станет воспитываться у дяди Абая.

Абай же, горячо, по-своему любивший старшего брата, всю теплоту своих чувств старался вложить и передать маленькому Шакариму. Воспитание Абая благотворно отразилось на формировании его мировоззрения. Юность Шакарима проходила в творческом окружении, где почитались ораторское, прикладное искусство, наука, музыка. Шакарим владел кузнечным ремеслом, создавал сложные орнаменты. Скроенная и сшитая им самим одежда имела индивидуальный стиль. Будущий поэт чинил сломанные швейные машинки и остановившиеся часы. Создавал из дерева музыкальные инструменты. Был искусным охотником, держал ястреба, скаковых коней.

Благодаря ораторскому искусству, а также своему знатному происхождению Шакарим в двадцать лет назначается волостным управителем. После сорока лет, с1898года всерьез занялся творчеством. По определенной системе стал изучать западную и восточную литературу, познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока, как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, А. Пушкина, Л. Толстого.

Он оставил богатое литературное наследие. В Оренбурге вышли в свет труды Шакарима «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» и «Традиции мусульманства», сборник стихов «Зеркало казахов» («Қазақ айнасы»). Кроме названных произведений, Шакарим—автор поэм «Енлик -Кебек», «Калкаман-Мамыр», «Айслу- Нартайлак», «Смерть Кодара», «Жизнь забытого», «Лейли и Меджнун», романа «Адильи Мария», сборника рассказов «Садроз», философских произведений «Три истины», «Сад подснежников» и других. Шакарим перевел на казахский язык газели Хафиза, некоторые произведения Л. Толстого, Г. Бичер-Стоу, А. Пушкина.

Самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. В круг его интересов входили литература, история, философия, риторика, музыка, религия, естественные науки. Позже поэт писал:

«Смолоду я турецкий изучал не от скуки;
Потому что на турецкий переведены науки.
Я не знал в учении лени —мне из тьмы сверкнуло солнце.
Стали мне понятны краски, запахи земли и звуки.
Пробудило меня рано поэтическое слово.
Понял я, в чем тайна мира, мироздания основа
Через лирику Востока... Изучив прилежно русский,
Смысл с себя я, смыл из сердца грязь невежества былого».

Благодаря одаренности он стал одним из самых высокообразованных казахов. Круг его интересов был необычайно широк: история, философия, риторика, теология, география, естественные науки. В 1903 году он был принят в ряды членов Западно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества.

В 1906 году он совершил хадж в Мекку.

В году становления Советской власти Шакариму было около шестидесяти лет. Когда с приходом большевиков к власти речь пошла о разрушении традиционного уклада жизни казахов, он недоумевал: ради чего, во имя чего и для чего разрушать, а что взамен? А предлагаемые вещи не имели ничего общего с многовековыми национальными ценностями казахского народа. И потому Шакарим социалистическую идеологию не принял. Он также не воспринимал государство, построенное силовыми методами. И в этих условиях поэт должен был писать стихи и воспевать новый строй. Он предпочел уйти из такого общества. С 1922 года Шакарим жил в горах Чингистау в совершенном одиночестве. Он размышляет о смысле жизни, записывая свои мысли, подводя итог сделанному. И наверняка догадывается, что его жизнь на безлюдной зимовке настораживает представителей Советской власти. Они действительно подозревают великого старца в сговоре с врагами страны, учиняют обыск в зимовке в его отсутствие.

В один из пасмурных осенних дней 1931 года поэт без суда и следствия был расстрелян, его окровавленное тело сбросили в колодезный сруб в Баканасе. Этот колодец тридцать лет носил траур по человеку великой души, опередившего свое время. Только в июле 1961 года останки поэта были захоронены. Прокуратура Советского Союза решением от 29 ноября 1958 года реабилитировала Шакарима Кудайбердиева за отсутствием состава преступления, хотя запрет на творчество поэта остался. И только весной 1988 года многогранное наследие Шакарима стало достоянием народа.

Так давайте же сердце услышим его мудрость!
«Хоть и не видели меня,
Хоть и не знали меня,
Люди будущего услышат меня,
Правдивые мои слова.
Пусть совесть прояснит твой разум, мой народ,
И светлое пускай над темным верх возьмет,
Как сердце доброе, пусть справедливый труд,
В союзе с разумом всех к миру приведет».

Опираясь на его высказывания и его творчество, можно с уверенностью сказать, что Шакарим Кудайбердиев был настоящим мыслителем. Своим примером он вдохновлял людей. Очевидцы говорят, что после общения с Ш. Кудайбердиевым в их сердцах, душе и разуме открывались до этого неизвестные мысли и чувства.

Шакарим не воспринимал насилие, а также государство, построенное на силе. Шакарим был предан своему делу и слову.

Особый интерес представляет собрание сочинений Шакарима Кудайбердыулы под общим названием «Жолтабалы қақылмен».

Абай в своих «Назиданиях» писал: «Мудрецом или мыслителем можно назвать только того, кто своим умением, размышлениями и опытностью дошел до сознания высших духовных сил и обязательно соединяет в себе любовь и правду». Именно таким мудрецом предстает перед нами Шакарим.

И сейчас, когда мы знакомимся с его творчеством и жизнью, нас посещают мысли о том, что все-таки его высказывания по истечению веков остаются все также актуальными. Время идёт вперёд, но такие понятия, как честь, достоинство, любовь, добро, взаимоуважение будут всегда служить той опорой, на которой строится здоровое общество.

Он считал, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании, прежде всего в знании истины. Но истина не дана человеку в чувствах. Человек может увидеть её только глазами разума, так как основополагающей истиной является истина о причинах возникновения и сущности мироздания.

Наследие Шакарима весьма разнообразно и при том довольно трудоёмко по своей трактовке. Он был предельно толерантным, буквально ко всем идеям, начиная от фантастических идей религии и заканчивая строго научными положениями философского материализма.

У человека есть две потребности: телесная и душевная. Тот, у кого преобладает первая потребность, ради наживы, корысти и славы готов пойти на любые злодияния. Второй не ищет ничего, кроме бескорыстного труда и благих поступков.

Люди бывают одержимы несбыточными идеями, бесплодными местами, проводят время в пустословии, что равно сильно навязчивой хвори, от которой необходимо избавляться.

Три истины Шакарима:

Первую истину составляет истина веры, призывающая бытие Создателя и идею бессмертия души. Но поскольку эта истина бралась на веру и не получила сколько-нибудь убедительного научного обоснования, то основная масса людей осталась к ней равнодушна;

Вторая истина — это истина науки, основанная на достоверных данных чувственных восприятий и рационально-логического мышления. Но доводы науки оказались неоднозначными подвергались опровержению по мере дальнейшего развития жизни и знания. Поэтому они не смогли стать основанием для формирования добрых начал человеческой души;

Третья истина — это истина души, субстанциональную основу которой составляет совесть. Именно совесть, как изначальная потребность души, и есть та истина, которая может очистить человека от нравственной скверны и поставить его на путь праведной жизни.

Шакарим мотивировал народ на достижение своей цели, об этом свидетельствуют его слова: «Всякий обязан стремиться к достижению идеала, пусть даже и не дойдёт до цели, но находиться на верном пути-залог успеха». Нравственные нормы и правила поведения не должны быть чем-то внешним, они должны стать глубоко личностными качествами растущего человека и только в этом случае выполнят своё назначение. Значит, главная цель нравственного воспитания и самовоспитания, согласно Шакариму, — необходимость формирования в человеке внутренней потребности к активному утверждению в себе высокой морали, духовности, религиозности.

Помните о великих сынах Казахстана!

Категория: