Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

В гостях у куклы Сауле

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Гридасова Н.М. воспитатель разновозрастной группы мини-центра Заградовской СШ Гридасова Н.М.

 

Разработка занятия по ознакомлению с окружающим c элементами самопознания

 

Программное содержание

  • Знакомить детей с традиционными предметами быта казахского народа.
  • Уточнить знания об устройстве юрты.
  • Закрепить знания об элементах казахского орнамента,
  • Развивать творческую активность детей, умение работать коллективно.
  • Воспитывать чувство любви к Родине, доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь: кесе, шанырак, тускииз, Ковер алаша, рахмет, Сау бол, домбра, дастархан.

Материал к занятию: макет юрты, кукла в казахском национальном костюме, сундук, самовар, стол круглый, кесе, подушки, одеяла, иллюстрации.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети под казахскую мелодию входят в зал. Встают в круг.

Круг радости:

  • Я, ты, он, она целая страна дружная семья В слове мы Сто тысяч — Я! Большеглазых, озорных, черных, рыжих и льняных, грустных и веселых в городах и селах.

Основная часть

2. Знакомство с куклой Сауле

Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Сауле

Кукла Сауле здоровается с детьми: Сәлеметсіндер ме, балалар!

Воспитатель: Посмотрите на ее наряд, во что она одета?

Ответы детей.

Воспитатель: Кукла Сауле принесла вот какую красивую коробочку, а что в ней вы узнаете, отгадав загадку:

Загадывает загадку:

  • «Из белой травы сток поставила, Верхушку открытой оставила»!

Дети: — Юрта.

Bоспитатель: А вот и отгадка? (показывает юрту)

Воспитатель: Какой формы юрта? Из чего сделана?

Ответы детей.

Воспитатель: А, что означает это отверстие, как называется?

Дети: Хоровое произношение: шанырак.

Воспитатель: Вспомним стихотворение Баянбаева «Юрта»

Рината: Рассказывает стихотворение

  • В степи на джайлау Пасутся овечки, Там дедушка юрту Поставил у речки. Светла и бела, Слово тучка она под куполом дырка На месте окна! В неё синева Поднебесная льется Нам с дедушкой в юрте Отлично живется.

Воспитатель: Кукла Сауле приглашает нас себе в гости, а живет кукла вот в этой юрте. (подходят к макету юрты), рассматривание убранства юрты.

Беседа

Воспитатель: Давайте посмотрим на убранство юрты. Что вы видите?

Выслушивает ответ и уточняет.

Воспитатель: Пол юрты застелен коврами, чтобы было тепло и удобно сидеть на полу. Посередине юрты низкий, круглый стол — дастархан.

Приглашает детей присесть за дастархан.

Воспитатель: Что украшает юрту? (показывает на ковер)

Дети: Ковер

Воспитатель: Ковер — тускииз — украшен казахскими орнаментами.

Воспитатель: А что это?

Ответ детей

Воспитатель: Правильно, это сундук, в нем хранят посуду. Это набор для кумыса. А это сундук, где хранят одеяла, подушки. Отгадайте ещё одну загадку: «Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода»?

Дети: самовар.

Воспитатель: Для чего нужен самовар?

Ответы детей

Воспитатель: С давних времен казахи славились своим гостеприимством. Чем угощают гостей?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Как называется этот музыкальный инструмент?

Дети: Домбра

Воспитатель:

    Что-то
  •  
  •  
  •  
  • дети засиделись Друг на друга загляделись Не пора ль повеселиться И немного отдохнуть.
  •  
  •  
  •  

Сейчас мы послушаем мелодию исполненную на домбре и потанцуем.

Минутка отдыха

Дети под музыку исполняют элементы казахского танца.

На доске образцы ковров украшенных казахским орнаментом.

Воспитатель: Что это ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: — Кто расскажет стихотворение М. Алимбаева «Ковер-алаша»

Дети рассказывают стихотворение:

  • Бабушка — Мастерица, ткет ковер — алаша. Радуга в небе искриться! До чего же Земля хороша!

Творческая работа

Воспитатель: Здесь у нас заготовки казахского орнамента. Давайте все вместе, дружно украсим ковер расстилаем ткань на пол). Для того, чтобы начать работу вспомним четверостишье «Мы веселые ребята»

Дети вместе с воспитателем читают:

  • Мы веселые ребята, И не любим мы скучать, Вместе радостно сегодня Ковер мы будем украшать»!

Дети украшают ковер (звучит мелодия)

Воспитатель: Молодцы дети!

Посмотрите, какой красивый ковер мы украсили. Он переливается всеми цветами радуги.

Подведение итогов занятия

Воспитатель: Что мы сегодня узнали?

Ответы детей.

Воспитатель:

  • Мир — большая юрта. Где купол — небо, шанырак — солнце. В юрте уютно и красиво Много новых и интересных Для нас предметов. Круг «От сердца к сердцу»

Воспитатель: Давайте поблагодарим куклу Сауле за гостеприимство. Поднесите свою руку к губам и произнесите слово «Рахмет», пусть оно сядет на вашу ладошку. А теперь подуйте на ладошку.

(дети дуют)

Воспитатель: Молодцы!

Это нежное и теплое слово «Рахмет» полетело, как пушинка и согрело наши сердца, сердечко куклы Сауле и сердца наших гостей.

— Сау бол!

Дети прощаются и под казахскую мелодию уходят из зала.

СК ИПК ППК