Гридасова Н.М. воспитатель разновозрастной группы |
Разработка занятия по ознакомлению с окружающим c элементами самопознания
Программное содержание
Словарь: кесе, шанырак, тускииз, Ковер алаша, рахмет, Сау бол, домбра, дастархан.
Материал к занятию: макет юрты, кукла в казахском национальном костюме, сундук, самовар, стол круглый, кесе, подушки, одеяла, иллюстрации.
Дети под казахскую мелодию входят в зал. Встают в круг.
Круг радости:
Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Сауле
Кукла Сауле здоровается с детьми: Сәлеметсіндер ме, балалар!
Воспитатель: Посмотрите на ее наряд, во что она одета?
Ответы детей.
Воспитатель: Кукла Сауле принесла вот какую красивую коробочку, а что в ней вы узнаете, отгадав загадку:
Загадывает загадку:
Дети: — Юрта.
Bоспитатель: А вот и отгадка? (показывает юрту)
Воспитатель: Какой формы юрта? Из чего сделана?
Ответы детей.
Воспитатель: А, что означает это отверстие, как называется?
Дети: Хоровое произношение: шанырак.
Воспитатель: Вспомним стихотворение Баянбаева «Юрта»
Рината: Рассказывает стихотворение
Воспитатель: Кукла Сауле приглашает нас себе в гости, а живет кукла вот в этой юрте. (подходят к макету юрты), рассматривание убранства юрты.
Воспитатель: Давайте посмотрим на убранство юрты. Что вы видите?
Выслушивает ответ и уточняет.
Воспитатель: Пол юрты застелен коврами, чтобы было тепло и удобно сидеть на полу. Посередине юрты низкий, круглый стол — дастархан.
Приглашает детей присесть за дастархан.
Воспитатель: Что украшает юрту? (показывает на ковер)
Дети: Ковер
Воспитатель: Ковер — тускииз — украшен казахскими орнаментами.
Воспитатель: А что это?
Ответ детей
Воспитатель: Правильно, это сундук, в нем хранят посуду. Это набор для кумыса. А это сундук, где хранят одеяла, подушки. Отгадайте ещё одну загадку: «Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода»?
Дети: самовар.
Воспитатель: Для чего нужен самовар?
Ответы детей
Воспитатель: С давних времен казахи славились своим гостеприимством. Чем угощают гостей?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Как называется этот музыкальный инструмент?
Дети: Домбра
Воспитатель:
Сейчас мы послушаем мелодию исполненную на домбре и потанцуем.
Минутка отдыха
Дети под музыку исполняют элементы казахского танца.
На доске образцы ковров украшенных казахским орнаментом.
Воспитатель: Что это ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: — Кто расскажет стихотворение М. Алимбаева
Дети рассказывают стихотворение:
Воспитатель: Здесь у нас заготовки казахского орнамента. Давайте все вместе, дружно украсим ковер расстилаем ткань на пол). Для того, чтобы начать работу вспомним четверостишье «Мы веселые ребята»
Дети вместе с воспитателем читают:
Дети украшают ковер (звучит мелодия)
Воспитатель: Молодцы дети!
Посмотрите, какой красивый ковер мы украсили. Он переливается всеми цветами радуги.
Воспитатель: Что мы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель:
Воспитатель: Давайте поблагодарим куклу Сауле за гостеприимство. Поднесите свою руку к губам и произнесите слово «Рахмет», пусть оно сядет на вашу ладошку. А теперь подуйте на ладошку.
(дети дуют)
Воспитатель: Молодцы!
Это нежное и теплое слово «Рахмет» полетело, как пушинка и согрело наши сердца, сердечко куклы Сауле и сердца наших гостей.
— Сау бол!
Дети прощаются и под казахскую мелодию уходят из зала.