Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок технологии на тему «Зимняя прививка плодовых деревьев»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Баев Сергей Иванович, учитель сельхоз. труда, «Ломоносовская специальная (коррекционная) школа — интернат для детей с ограниченными возможностями» с. Ломоносовка, район им. Г. Мусрепова СКО.

Обоснование проведения занятия

При изучении процесса размножения плодовых деревьев и ягодных кустарников учащихся постепенно знакомят с новыми понятиями — «вегетативное размножение», «черенок», «корневые отпрыски», «прививка», «щиток». Объяснение этого материала сопровождают показом натуральных наглядных пособий.

При объяснении приемов прививки, а также заготовки черенков и щитков используется метод показа. На этих занятиях учащиеся выполняют упражнения по нарезке черенков черной смородины, щитков и черенков яблони из предварительно срезанных стеблей и веток с целью их дальнейшей прививки. Упражнение по прививке не проводят.

Я думаю, что все-таки для того, чтобы изучение этого раздела было более понятным, можно провести занятия по прививке, т. к. кроме традиционной прививки в период активного сокодвижения, существует так называемая зимняя прививка. Для этого воспользуемся рекомендациями доктора сельскохозяйственных наук профессора Р. Кудрявеца и на их основе проведем занятие в VIII классе.

На дворе неуютно: мороз, метель, а мы будем работать в теплом помещении пи ярком свете электрических лампочек.

Цели занятия:

Образовательные:

1. Уточнить понятие «прививка плодового дерева»
2. Ознакомить учеников с приемами зимней прививки.
3. Учить умению делать прививку способом улучшенной копулировки или вприклад с язычком.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие умений применять полученные знания на практике.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание самостоятельности, аккуратности, интереса к предмету сельскохозяйственного труда.

Тип занятия: комбинированное

Оборудование: сеянцевые подвои, отрезки корней яблони, однолетние ветки культурных сортов яблонь, прививочный нож, садовый вар, полиэтиленовая пленка, ящики, опилки.

Предварительные работы, выполняемые учащимися для проведения основного учебного занятия

Перед замерзанием почвы выкапываем сеянцевые подвои, а также используем отрезки корней яблони длиной 15–20 см., а толщиной не менее толщины карандаша. Отрезки корней связываем в пучки. Нужно обязательно отметить, где у них верхние концы, чтобы не перепутать при прививке.

Урок технологии на тему «Зимняя прививка плодовых деревьев» Урок технологии на тему «Зимняя прививка плодовых деревьев» Урок технологии на тему «Зимняя прививка плодовых деревьев»

Заготовленные подвои и связанные в пучки отрезки корней уложить в ящик, щедро переслаивая их влажным песком. До прививки поставить все это на хранение в подвал, погреб или другое помещение. Важно, чтобы температура в нем была от 0°С до минус 3°С.

Основное занятие проводится не менее, чем за месяц до высадки прививок в грунт.

За один-два дня до намеченного срока начала работы внести подвои и корни, что заготовили в помещение. Тщательно отмыть корневую систему, и сами подвои. Осмотреть их. Без сожаления выкинуть все экземпляры с подмороженной древесиной, с коневым раком (рис. 1), с загнившими корнями. Для прививки годны только здоровые подвои с хорошей корневой системой (рис. 2)

Итак, подвои готовы. В процесс всей этой подготовительной работы ученики должны усвоить правильность подбора именно здоровых подвоев, распознавать их по внешнему виду.

В день прививки внести из подвала однолетние ветки культурных сортов яблони (побеги привоя), которые были заготовлены с осени. Ученики осматривают их.

Объясняю, что они должны быть с нераспустившимися почками, с эластичной корой и незамерзшей древесиной.

Подготовленные таким образом подвои и однолетние ветви привоев накрываем влажной мешковиной.

Ход занятия

1. Организационный момент: психологический настрой

Добрый день!
Сели ровно, оглянулись,
Друг другу улыбнулись,
И в работу окунулись.

Проверка наличия у учеников формы, учебных принадлежностей. Назначение дежурного, отметка присутствующих.

2. Мотивация занятия

По международным данным, прививка плодовых культур в Китае была известна за 5000 лет до нашей эры. И сейчас в мировой практике известно более 130 ее способов.

А вот инструментов для их исполнения значительно меньше — три типа ножей (прививочный, окулировочный и садовый). Много было создано различных машинок, ручек — пистолетов для механизации прививок. Однако основным, самым надежным инструментов остаются по-прежнему человеческие руки. Причину же специалисты усматривают в том, что изобретатели забывали, что прививка — тонкая хирургическая операция, проводимая на живых растениях.

И тут хочется сделать отступление и посоветовать вам обратить особое внимание на последнюю фразу: растение — живой организм. Да вы и сами в этом можете убедиться, занимаясь прививкой. Разве не чудо, что, привив тоненький черенок в крону другого дерева, вы сможете наблюдать, как он, получив от подвоя все, что ему необходимо (воду и растворенные в ней питательные вещества), вырастет в большую ветвь и принесет плоды точь-в-точь такие, какие были у материнского растения.

3. Актуализация опорных знаний

  • где выращивают саженцы плодовых деревьев?
  • как получают сеянцы плодовых деревьев?
  • что называют подвоем, а что привоем?
  • объяснить понятие «вегетативное размножение»
  • что понимают под названиями «черенок», «корневые отпрыски», «прививка», «щиток»
  • показать на таблицах и на натуральных наглядных пособиях, как проводится прививка плодовых деревьев
  • рассказать о различных способах прививки

а) Физкультминутка
б) переодевание в рабочую одежду (спецодежда)

4. Практическая работа учащихся

К выполнению трудового задания приступаю, только тогда, когда убеждаюсь в том, что все ученики усвоили последовательность операций, правильно могут выполнить новый прием труда, знают, какой инвентарь, материалы и приспособления нужны для работы.

Знакомство с приемами прививки начинаю и постоянно контролирую с показом работы садовым ножом, копулировочным ножом, показываю траекторию движения ножа, положение левой руки (либо правой, если ученик левша); возможные ошибки и способы их предупреждения, правила техники безопасности, а затем ученики выполняют пробные упражнения.

Прививку лучше делать способом улучшенной копулировки или в приклад с язычком. Если в качестве подвоя используются сеянцы, то прививаем черенок привоя в корневую шейку — место перехода стволика в корень. В этом месте на подвое делаем прививочным ножом косой срез (рис. 3) диной 2,5–3 см. На расстоянии одной трети от верхнего конца среза сделать зарез в глубь подвоя (рис. 4). Образуется так называемый язычок. Такой же по длине срез таким же язычком (рис. 5) сделать на нижнем конце однолетней ветви культурного сорта. Затем отсчитаем от нижнего конца 3–4 почки и над верхней сделаем чуть скошенный от верхушки почки срез. Пенька быть не должно, но и подрезать основание почки не следует (рис. 6).

Срезы прививаемых компонентов совместим так, чтобы язычок на срезе черенка вошел в щель на срезе подвоя (рис. 7). Если диаметр подвоя больше диаметра черенка, то не надо ставить его посередине среза. Нужно постараться совместить прививаемые компоненты с одной стороны (рис. 8). Это важно, поэтому объясняю ученикам, почему так нужно делать (т. е. понятие о камбиальном слое). Другую сторону подвоя срезаем на границе второй стороны черенка. Срастание привоя с подвоем начинается с образованием каллуса со стороны подвоя. Поэтому очень важно, чтобы кора нижнего конца черенка совпала с началом среза подвоя снизу.

Место соединения подвоя с привоем обвязываем узкой лентой полиэтиленовой пленкой или изолентой. Крепко держим подвой удобной рукой, а другой виток за витком по часовой стрелке накладываем обвязку. После наложения обвязки все открытые места срезов покрываем садовым варом (рис. 10). Далее обрезаем концы корней, оставляя их длиной около 15 см (рис. 11).

Подготовленные таким образом прививки укладываем в ящик. Здесь ученикам нужно быть внимательными, не спешить. Сначала выбрать из опилок кусочки коры и древесины. Опилки, чтобы они не закисли нужно как следует пропарить. Дно ящика и боковые его стороны, предварительно, сделав разрезы для воздухообмена и стока скапливающейся лишней влаги, застелить полиэтиленовой пленкой. Далее насыпаем слой влажных опилок.

Укладываем на них в один слой прививки так, чтобы он не касались стенок ящика (рис. 12). Покрываем их слоем опилок, не оставляя пустот между растениями. Не должно быть видно ни корней, ни черенков. Сверху насыпаем толстый слой опилок и прикрываем пленкой, чтобы опилки не высыхали. Температура в опилках не должна опускаться ниже плюс 20°С.

5. Закрепление

В процессе работы ученики по очереди вели записи проделанных действий и некоторых выводов. Теперь они переносят в дневник, при этом каждый ученик высказывает свое мнение по поводу проделанной работы. Я объясняю, что дневник нужен для того, чтобы если случатся частичные неудачи, можно будет проверить записи и уточнить, где были допущены ошибки, и уже в следующем сезоне младшим товарищам их никак не повторить.

6. Индивидуалная работа

В соответствии с типологическими особенностями, беседую с подопечными, консультирую их. Помогаю преодолевать возникающие трудности на протяжении всего занятия.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Убрать свои рабочие места, сдать оборудование. При совместном обсуждении дается общая оценка каждого ученика.

Послесловие

В дальнейшем выбирается время для того, чтобы следить за дальнейшей судьбой привитых растений.

Для образования хорошего каллуса в месте сочленения привоя с подвоем верхней части черенка потребуется 8–10 дней. После этого надо взять десять «случайных» прививок и, если из девяти из них после снятия обвязки черенок при слабом подергивании вверх не отрывается от подвоя, значит, все в порядке. Положим хорошие прививки на то место, откуда взяли. Ящик вынесем в подвал или снежный бурт. Там им и лежать вплоть до самой высадки. Если каллус хороший, а почки черенка не тронулись в рост, значит, все сделано как следует.

Весной прививки высаживаются в грунт так, чтобы сочленение компонентов находилось на уровне почвы. При заглубленной посадке от подвоев появляется многочисленная поросль. Сразу после повадки окучиваем прививки землей, пусть из холмика торчат лишь верхние почки на черенках. Спустя 30–40 дней после посадки растения разокучиваем и снимаем обвязку, иначе она будет в них врезаться.

Дальнейший уход ничем не отличается от ухода за растениями, заокулированными в питомнике.

Литература

  1. Е. А. Ковалева, А. Е. Ставровский «Сельскохозяйственный труд».
  2. Е. А. Ковалева «Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе».
  3. С. А. Кивотов «Практические занятия на школьном учебно-опытном участке».
  4. Р. Кудрявец, С. Шляпников «Приусадебное хозяйство».
  5. В. И. Якушев, В. В. Шевченко, В. А. Кочетова и др. «Плодовые, ягодные культуры и технология их возделывания».
Категория: