Международный творческий экспресс-конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Урок русской словесности в 6 классе «Библейский и ахматовский взгляд на историю о Лотовой жене»

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Дроздова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы вторая квалификационная категория, КГУ «Вагулинская средняя школа» село Вагулино Кызылжарский район, СКО

Фото с сайта www.kvadro-m.ru

Образовательная задача урока: знакомство с библейской легендой Ветхого Завета «Содом и Гоморра» и стихотворением А.Ахматовой «Лотова жена».

Развивающая задача урока:

  1. раскрыть значение понятия слова «праздность»;
  2. осмыслить интерпретацию легенды о Лотовой жене А. Ахматовой;
  3. раскрыть символику соли в библейском и авторском плане.

Воспитательная задача урока:

  1. научить видеть в любопытстве отрицательное качество человека;
  2. с помощью постижения психологической шкалы чувств человека, расстающегося с самым дорогим в его жизни, научить детей таким духовным ценностям как сочувствие, сострадание, сопереживание.

Жена Лота оглянулась,
чтобы увидеть катастрофу,
и превратилась в соляной столп.
Библия, Ветхий Завет

1. Восприятие и осмысление темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с легендой Ветхого Завета «Содом и Гоморра» и со стихотворением поэтессы серебряного века А. Ахматовой «Лотова жена». Стихотворение А. Ахматовой написано на основе легенды. И мы попытаемся выяснить, почему А. Ахматова обратилась к эпизоду из этой легенды. Выясним, чем отличается взгляд поэтессы на историю о Лотовой жене от библейского.

2. Текстуальный анализ легенды «Содом и Гоморра»

Читается легенда

Содом и Гоморра — название древних городов Палестины, в которых жили злые люди. Эти города провалились сквозь землю. На их месте образовалось Мертвое море. Вода в нем горькая и соленая.

Что могли увидеть посланники, застав на месте преступления жителей городов?

Враждебность, недоброжелательность. «Еще не успели гости лечь спать, как городские жители окружили дом и потребовали от Лота, чтобы он выдал им пришельцев».

С какой целью?

Ясно, чтобы с ними расправиться. Их не остановило даже то, что эти люди были в белых одеждах — ангелы.

Что еще могли они увидеть?

Злость, жестокость, зависть, ложь (обман), воровство, лень и др.

Таким образом, жизнь этих людей утратила стремление к добру, к пользе. Их поступки жестоки. Эти люди порочны.

Главный порок жителей этого города — праздность — безделье, суетность. В русском языке есть пословица «Праздность — мать пороков».

В чем смысл этой пословицы?

Лень, безделье губят человека, развращают его.

За какой порок была наказана Лотова жена?

За любопытство. Ей стало любопытно увидеть, что происходит с городом, как он пылает и рушится, как ведут себя те, кто остался там.

Давайте подумаем, почему человеческое любопытство является одним из грехов?

Оно приносит вред окружающим.

На какой почве рождается любопытство?

На почве невоспитанности, неуважения по отношению к другому человеку, некультурности.

В русском языке есть схожее понятие — любопытство.

Давайте подумаем, какая добродетель противопоставлена пороку любопытства?

Любознательность — положительное качество человека, склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Любознательность расширяет кругозор человека.

Любопытство — желание все знать и видеть без цели и пользы, дознаваться того, до чего нет дела. Это мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям чего-либо.

Как в народе осуждается любопытство? Обратимся к некоторым пословицам о любопытстве.

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали
Много будешь знать — скоро состаришься.
О чем не сказывают, о том не допытываются.
Любопытство не порок, а большое свинство (низкий поступок, подлость)

За любопытство Лотова жена была превращена в соляной столп.

3. Анализ стихотворения А.Ахматовой «Лотова жена»

Учитель: А теперь давайте познакомимся со стихотворением А. Ахматовой «Лотова жена».

Читается стихотворение.

Чем пленил поэтессу А. Ахматову поступок Лотовой жены?

А. Ахматова считает, что Лотовой женой руководило вовсе не любопытство. В Лотовой жене «говорила тревога» («Но громко жене говорила тревога»)

Что тревожит ее сердце?

Уходя из Содома, она оставляет там всё самое дорогое, что у нее было. Она заботится не о материальных, а о духовных ценностях. Она расстается с домом, где жила, с домашним очагом.

Домашний очаг — это семья, дети, родство, покой, любовь. Она прощается с тем, что составляло смысл ее жизни.

В чем заключается духовная сила Лотовой жены?

Она знает, что будет наказана, если посмеет ослушаться. Но то, что остается за ее спиной — самое дорогое, что у нее было в жизни. И ради этого дорого она готова принять смертное наказание.

В трагедии Лотовой жены поэтесса видит трагедию своей личной жизни. Ее мужа невинно расстреляли, обвинив его соучастником политического заговора. Через некоторое время по ложному обвинению был арестован ее сын. Ее семья была разрушена, был потерян домашний очаг. Но эти тяжелые удары судьбы она сумела мужественно перенести, не упала духом. Поэтому А. Ахматова понимает поступок Лотовой жены иначе, чем в Библии:

Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

4. «Словесное рисование» как прием активизации творческого мышления учащихся.

Задание: опишите психологическую шкалу чувств Лотовой жены, ее душевное состояние, когда она покидает родной город, дом. (5–6 предложений)

5. Обобщающий вопрос

Как вы думаете, греховным падением или духовным подвигом можно считать прощальный взгляд Лотовой жены? Почему?

6. Домашнее задание: читать библейскую легенду о Вавилонской башне.

Список использованной литературы:

  1. Русская словесность 6 класс Алматы, «Атамра», 2011
  2. В. И. Даль Толковый словарь русского языка Москва, «Астрель», 2006
  3. С. И. Ожегов Словарь русского языка Москва, «Русский язык», 1987
  4. А. Афанасьев Пословицы и поговорки русского народа Москва, «Просвещение», 1989
Категория: