Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русской литературы: «Восток в поэзии И. А. Бунина: бунинский восточный пейзаж (стихотворение „К востоку“)»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Мусобаева Раушан Аманжоловна, учитель русского языка и литературы, вторая квалификационная категория, КГУ «Маякская средняя школа», ВКО, Зыряновский район, село Маяк

Урок русской литературы

Цель урока:

Знать: особенности описания бунинского восточного пейзажа.
Уметь: определять поэтические приёмы, использованные И. А. Буниным при создании стихотворения  «К востоку».
Воспитывать: интерес к восточной поэзии И. А. Бунина; дисциплину, взаимоуважение.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, проблемный.

Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, карточки индивидуальной работы, стихотворение «К востоку» (хрестоматия).

Ход урока:

1) Организационный момент — 2 минуты (тема, цель урока)

2) Изучение нового материала:

Эпиграф:
«Я вообще люблю Восток…»

И. А. Бунин.

Ключевые термины: Восток, пейзаж, символ, пейзажная деталь, образ.

Слово учителя: Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся! Тяготение И. А. Бунина к Востоку было общеизвестно. Как поэта Бунина в начале века особенно интересовал нравственно-психологический уклад и тип культуры народов Востока, поэтому в 1907 году поэт вместе со своей женой путешествуют по Египту, Палестине, Сирии. Сам Бунин говорил: «Я вообще люблю Восток и восточную религию…». В течение всей жизни поэт неоднократно путешествовал на Восток, к истокам древних цивилизаций и результатом были новые стихи. Это заставляет вспомнить об удивительном качестве Бунина-поэта
«перевоплощаться вполне в нужную национальность».

Чем был Восток для Бунина? Именно на Востоке поэт ищет следы исчезнувших цивилизаций, восхищается божественностью и печалью Востока.

Но помимо всего выше сказанного, Восток привлекал Бунина еще и ландшафтом, особенно пустыни, ее необычную прелесть, поэта привлекала полная жизни земля, спалённая солнцем.

И сегодня на примере стихотворения «К востоку» мы убедимся в том, что действительно, поэт обожествлял и преклонялся перед обаянием Востока.

Чтение стихотворения «К востоку» наизусть (подготовленный ученик).

Проблемный вопрос: какие чувства, эмоции, ассоциации возникли у вас при прослушивании стихотворения? (ответы учащихся).

Работа в парах:

Образ

символы

Образы

звуки

Образы

запахи

Цветообразы

Образы Востока

Образы флоры

Образы фауны

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение выполненных заданий.

3. Физкультурная минутка: тренинг «Я — солнышко»: учащимся предлагается заполнить «солнышко» 5 собственными положительными качествами (1 минута).

4. Работа в парах:

Поэтические приёмы, использованные при описании восточного пейзажа стихотворения:

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Олицетворения

 

 

 

 

 

Обсуждение выполненных заданий.

5. Итог: в чём же заключается прелесть бунинского восточного пейзажа?

Рефлексия: что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?

Синквейн

«Бунинский восточный пейзаж»

1. Приведите два определения.
2. Приведите три глагола.
3. Составьте фразу из четырёх слов.
4. Слово-ассоциация.

6. Оценки с комментированием. Инструктаж Д/з: прочитать рассказ «Тёмные аллеи».

Категория: