Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русской грамоты: «Правописание безударных гласных. Я. Пинясов „Кем быть и кем не быть?“»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

 

Юркинсон Наталья Искаковна
учитель начальных классов
второй категории
Заградовской средней школы
Есильского района СКО

Урок русской грамоты | Фото с сайта liveinternet.ru

Цель: Совершенствование навыков правописания безударных гласных в корне слова.

Задачи:

1) Формирование умения писать слова с безударной гласной, видеть безударные гласные в корне слова.
2) Развивать внимание, орфографическую зоркость, речевые умения.
3) Воспитание аккуратности, трудолюбия на уроке, доброжелательного отношения к товарищам.

Тип урока: закрепление знаний.

Оборудование: тексты для чтения, оформить  доску, опорная схема «Безударные гласные».

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой

На уроке глаза внимательно смотрят, уши внимательно слушают, руки всё делают правильно и тогда у нас всё получится, и урок будет интересным.

2. Минутка чистописания

На доске:

Добрым быть совсем — совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта — не пряник, не конфета.
Агния Барто

Кто догадался, какое слово и какую букву мы будем сегодня писать?

(Слово «доброта» и букву Д)

Письмо: Дд Да До-де дя ди доброта

Поставьте ударение в слове. Назовите безударную гласную в корне слова. [o].

Найдите в тексте проверочное слово с сильной ударной гласной (добрым).

3. Работа по теме урока:

1) Постановка темы урока.

Я хочу рассказать вам историю. Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет, — сказал товарищам Дима. — Колька принесёт» Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол.

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал Дима?

— Как правильно записать это слово?

— Чем будем заниматься на уроке? (Проверять безударные гласные)

— Кто скажет, как проверить безударный в слове?

Будь внимательным мой друг
В словах есть безударный звук
Слуху ты не доверяй
Удареньем проверяй.

— Как мы называем ударные гласные звуки? (сильными)

— Как мы называем безударные гласные звуки? (слабыми)

— Как проверять слабую безударную гласную? (сделать её сильной, поставить под ударение)

2) Игра «Будь внимательным».

На доске записаны слова в три столбика. Выходят трое учащихся и выставляют пропущенные гласные

в…да

р…ка

д…брота

в…лна

п…льто

б…рёза

тр…ва   

сн…га        

 гр…за  

 м…сной           

м…тель

 л…са

гл…за

з…ма

з…рно

Задание классу.

Найдите и запишите слова, которые нельзя проверить. Поставьте ударение в словах, подчеркните безударную гласную. (пальто, метель, берёза)

— Как мы называем слова, к которым не можем подобрать проверочные? (словарные слова)
Затем те учащиеся, которые работали у доски, объясняют правописание пропущенных гласных.

Задание классу: Запишите три любых слова с безударной гласной и подберите к ним проверочные слова.

3) Наблюдение над безударными гласными.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова. Поставьте знак ударения.

Без д…ждя (…) не растёт тр…ва (…).
Р…сой (…) окропились цв…ты (…) на п…лях(…).
Несёт меня л…са (…) за дальние л…са (…).

5. Индивидуальная самостоятельная работа

1. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

а) Бежит ручей. Сп…шит (____________), звенит,
В…лной (___________) своей играет.
А снизу бурные ключи
В б…ка (_______) его толкаю

б) Зеленая тр…ва (__________). Высокая г…ра (__________).
Широкие п…ля (_________) . Частые д…жди (__________).
Холодная р…ка (_________). Мудрые сл…ва (__________).

в) Хорошо в л…су (______) л…се (_______).
Гр…чата (______) пищат в гн…зде (__________).
В ст…пи (________) пасутся ст…да (__________).
В с…дах (_______) зреют пл…ды (________).

2. Спиши. Поставь безударные гласные. Запомни, как пишутся слова.

Пальто, сапоги, молоко, девочка, сорока, корова, соловей, валенки, улица, яблоки.

4. Физминутка.

На лужайке поутру мы затеяли игру. Мы весёлые лучи.
Ты ромашка, я — вьюнок, Мы — резвы и горячи.
Становитесь в наш венок. Раз, два — вперёд нагнуться!
1, 2, 3, 4 — Раздвигайте круг пошире. Приподняться, подтянуться!
А теперь мы ручейки, побежим вперегонки. 1, 2, 3, 4, — взмах руками, ноги шире
Прямо к озеру спешим, Раз, два, три, четыре, пять!
Станет озеро большим. Стали бегать и скакать!

5. Чтение текста и работа с ним.

а) Кем быть и кем не быть?

Шли по улице два товарища — Петя и Коля. Остановились у витрины книжного магазина. Потом они зашли в магазин. Коля быстро купил одну книгу, вторую — обе с картинками. Заплатил деньги и положил в карман сдачу — тридцать копеек.

А у Пети денег было мало. Очень понравилась ему книжка «Кем быть?». Купишь такую и сразу узнаешь много хорошего. Посчитал Петя деньги — не хватает. И немного — всего десяти копеек.

— Коля, — попросил он, — дай мне до завтра десять копеек. Такая хорошая книжка — рассказывает, кем быть и кем не быть.

А Коля ему отвечает:

— Не хватает денег — не покупай, и всё!

Пожалел деньги.

Посмотрела на друзей продавщица, которая только что дала Коле сдачу, и сказала Пете:

— Не огорчайся, мальчик! Кем быть, ты узнаешь, когда подрастёшь. А кем не быть — твой товарищ знает.

При этих словах Коля покраснел и вышел из магазина. А Петя выбежал за ним и всё выспрашивал:

— Скажи, Коля, кем не надо быть? Скажи!

Коля молчал. Знал, да не сказал.

(По Я. Пинясову)

— Почему Коля не ответил на вопрос, кем не надо быть?

— А как бы ты поступил на месте Коли?

— Скажи, как должен поступать настоящий друг?

— Можно ли назвать поступок Коли добрым?

— А что значит «быть добрым»?

— Какие поступки можно назвать добрыми?

б) Дополнительное чтение. Стихи о доброте и добрых поступках.

5. Итог урока.

Доскажи слово.

Если буква гласная
Вызвала сомнение
Ты её немедленно
Поставь под…… (ударение)

Чем занимались на уроке? (подбирали проверочные слова, проверяли безударную гласную)

6. Рефлексия

У каждого ребенка лесенка из 5 ступенек. На какую ступеньку вы сегодня поставите себя?

7. Оценивание учащихся

8. Домашнее задание

1) Выучить стихотворение наизусть. Л. Николаенко. Доброта. Стр. 123–124

2) Прочитай пословицы. Как ты их понимаешь?

Спиши. Поставь знак ударения.

В каком слове не нужен знак ударения? Почему?

Делу время, а потехе час.
Кончил дело — гуляй смело.
Дело мастера боится.

Категория: