Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка в 9 классе: «Сложноподчинённое предложение»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Исатаева Ляззат Ануарбековна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория, ГУ «Средняя школа № 21», город Астана

Исатаева Ляззат Ануарбековна

(«Путь к профессии»)

Цели:

1) повторить и обобщить знания о сложноподчинённом предложении, отработать навыки определения видов СПП;
2) развивать мышление, творческие способности, умение употреблять СПП в соответствующей речевой ситуации, навыки самостоятельной познавательной деятельности;
3) воспитывать уважение к труду, способствовать профессиональной ориентации учащихся.

Тип урока: повторение и обобщение знаний, умений и навыков

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска (слайды), тексты

Строитель гордится домом, который он соорудил для людей, пахарь гордится полем,
вспаханным для людей, шахтёр гордится угольком,
от которого людям станет тепло и уютно. У нас же,
педагогов, творение особое: Человек...
В. Сухомлинский

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Объявление темы урока.

Постановка целей. Обращение к эпиграфу. Запись темы и даты.

II. Блиц-турнир по теме «СПП»

Вопросы для 1-й группы

1. Раздел языкознания, в котором изучается словосочетание и предложение...

2. СПП — это сложное предложение, состоящее из...

3. Придаточное предложение может стоять после...

4. Придаточное может присоединяться к главному при помощи...

5. Чем отличается союз от союзного слова?

6. На какие 3 группы делятся придаточные?

7. Придаточные определительные отвечают на вопросы...

8. «Который» — это союз или союзное слово?

9. На вопросы косвенных падежей отвечают придаточные...

Вопросы для 2-й группы

1. Перечислите виды придаточных обстоятельственных.

2. При помощи каких союзов присоединяются придаточные цели к главному?

3. Придаточные причины отвечают на вопросы...

4. Когда, как долго, с каких пор и до каких пор — на эти вопросы отвечает придаточное...

5. Каково отличие СПП от ССП?

6. Какой знак препинания ставится между частями СПП?

7. Эти придаточные указывают результат того, о чём говорится в главном предложении.

7. На какие виды делятся СПП с несколькими придаточными?

8. В каких предложениях нам встречаются придаточные 1-й степени, 2-й?

III. Лексическая работа

Дайте толкование значений слов «профессия», «специальность», «призвание».

Профессия — основной род трудовой деятельности человека.
Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.
Призвание — дело жизни, назначение.

— В зависимости от сферы деятельности профессии подразделяются на производственные, рабочие, сельскохозяйственные, творческие и т. д.

IV. Беседа с демонстрацией слайдов

«Все работы хороши: выбирай на вкус!»

1. Как вы думаете, на что следует обращать внимание и что учитывать при выборе профессии?

2. Какие профессии в наше время вы считаете наиболее интересными и престижными? А непрестижными? Почему?

3. Как вы думаете, можно ли менять профессию? Когда? В каком случае?

V. Работа с текстом (в 2-х группах)

Задание к тексту № 1:

Прочитать, озаглавить, определить тему и основную мысль, найти СПП, указать вид придаточного и средства связи.

Если ты живёшь в городе, пройди по улице и увидишь на щитах объявления: требуются, требуются, требуются... Прядильщицы, библиотекари, конструкторы, администраторы, официантки, кочегары, электросварщики, водители автобусов, химики-технологи.

А в деревне? Там нужны доярки, трактористы, телятницы, слесари, лесники. Нужна людям пища? Нужна. Значит, надо разводить гусей, овец, коров, кур. Ловить сельдь, кильку, щуку. Надо выращивать пшеницу, смородину, картофель, петрушку, кукурузу, горох, морковь и много чего ещё.

Нужны людям дома? Этим занимаются каменщики, плотники, электрики, сантехники, маляры, стекольщики, обойщики, крановщики, монтажники-высотники. А кто будет учить детей? Лечить больных? Учителя и врачи. О них почему-то говорим в последнюю очередь, хотя они самые главные люди на земле. Что может быть благороднее — лечить людей и воспитывать человека!

Задание к тексту№ 2:

Прочитать, озаглавить, определить тему и основную мысль, найти СПП, указать вид придаточного и средства связи.

Много, дружок, на земном шаре профессий. И все разнообразные. Кем же всё-таки быть? Как выбрать профессию, чтобы она пришлась тебе по душе, чтобы ты её полюбил и своей работе отдавал все силы? Да, это очень трудно! Ведь в выборе профессии можно ошибиться. При выборе профессии человек должен исходить из своих психологических, физических, интеллектуальных и других способностей и интересов.

Нет двух одинаковых людей по уровню развития физических и умственных способностей. Одни хорошо справляются с работой, которая требует высокой точности, быстрой реакции. Другие, наоборот, рождены для работы с людьми и испытывают от такого рода деятельности огромное удовольствие...

Помните: неинтересных профессий нет, просто не всегда удаётся сразу найти самое интересное — ведь оно проявляется не сразу. Есть только один путь к профессии. Этот путь — учёба!

VI. Индивидуальная работа учащихся по карточкам

1-й ученик — синтаксический разбор СПП (из текста № 1 первое предложение)
2-й ученик — синтаксический разбор СПП (из текста № 2 четвёртое предложение)
3-й ученик — «Расшифруй схемы» (по 2 схеме СПП)
4-й ученик — «Продолжи предложение»

VI. Проверка выполнения заданий

VII. Творческое задание — проект «Моя будущая профессия» (в форме эссе, синквейна, письма, коллажа — по выбору учащихся)

VIII. Презентация проектов

IX. Подведение итогов урока

1. Вывод, обращение к эпиграфу.

— Итак, завершая сегодняшний урок, мне хочется ещё раз обратиться к высказыванию Сухомлинского (зачитать). Действительно, много в наше время замечательных традиционных профессий, и наряду с ними в связи с развитием экономики и рынка труда появились новые: аудитор, менеджер, администратор и т. д. Конечно, очень важно найти свою «единственную» профессию, своё призвание. Наша задача — помочь вам в этом. Но самое главное для нас, учителей, чтобы каждый из вас стал настоящим Человеком. Профессия учителя не из лёгких, но если бы не было учителя, то не было бы и представителей других профессий.

2. Выставление оценок

3.Домашнее задание: сочинение «Моя будущая профессия» или № 381

Список использованной литературы

1. Учебно-методический комплекс «Русский язык» для 9 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. Сулейменова Э. Д., Сабитова З. К.
2. Русский язык. 5-11 классы. Диктанты. Попова Г. П.

Категория: