Урок русского языка в 8 классе «Вводные слова и вводные предложения»
Михасёва Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Власовская средняя школа», село Власовка Аккайынский район |
Цель: знакомство со словами и выражениями, не являющимися членами предложения и выражающими отношение говорящего к сообщаемому.
Задачи: сформировать представление о вводных словах и предложениях, научить находить в предложениях вводные слова, начать формировать умение определять значения вводных слов и навык выделения вводных слов интонационно и на письме; развивать внимание, наблюдательность, мотивационную, коммуникативную деятельность учащихся; воспитывать внимательное отношение к слову.
Оборудование: презентация в Power Point, мультимедийная доска, технологические карты, карточки, ключи к самоконтролю
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока:
1. Организационный момент (слайд 1)
2. Введение в тему урока с постановкой цели урока:
В предложении нередко «работают» слова, которые в число его членов не входят. Посмотрите на предложение «Эти подарки тебе понравятся» (слайд 2). Каждое слово является членом предложения. Но среди них могут появиться и другие слова, которые членами предложения не могут быть. К тому же, они могут выражать такие отношение к сообщению, что нам могут и не понравиться. (слайд 3) — с чем мы можем не согласиться? Со словами и выражениями, которые не являются членами предложения и показывают отношение говорящего к сообщаемому, мы познакомимся сегодня на уроке. Это вводные слова, словосочетания и предложения. (сообщение цели урока — слайд 4)
3. Работа по технологической карте
№ УЭ |
Учебный материал с указанием задания |
Советы учителя |
||||||||||
УЭ-0 |
Общая цель: познакомиться с определением вводных слов; научиться находить в предложениях вводные слова и предложения, учиться определять значения вводных слов и выделять их интонационно и на письме. |
Слайд-4 |
||||||||||
УЭ-1 |
Входной контроль. Цель: проверить уровень знаний о словах, не являющихся членами предложения, повторить определения обращений и междометий; повторить полученные ранее знания об обращениях.
1. Куда ты светлый ручеёк стремишься? 2. Да были люди в наше время. 3. Увы он счастья не ищет. 4. Что стоишь качаясь тонкая рябина? 5. Вам мне кажется нужно быть повежливее. 6. Кажется дождь начинается.
1. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то: А - надо поставить запятую Б - надо сделать паузу В - надо поставить восклицательный знак 2. Если обращение состоит из двух слов и более, то оно: А – сложное Б - распространенное В - составное 3. Обращения-олицеторения чаще всего употребляются: А - в поэзии Б - в разговорной речи В - в научном стиле |
Слайд-5
взаимопроверка
карточка №1
Взаимопроверка В случае ошибок – обратиться к учебнику, с.169-170 |
||||||||||
УЭ-2 |
Изучение нового материала. Цель: изучить определение вводных слов, словосочетаний и предложений, значения вводных слов, правила постановки знаков препинания. Задание: прочитайте учебный материал и ответьте на вопросы:
|
Слайд -6 Учебник, с.175-176 В случае затруднения обратиться к учителю
взаимопроверка |
||||||||||
УЭ -3 |
Промежуточный контроль. Цель: проверить умение применять теоретические знания на практике, повторить обособление обстоятельств. Задание: найти вводные слова в предложениях, выделить их, расставить знаки препинания. 1. Могут даже у ребят сбыться все желания, нужно только говорят приложить старания. 2. Есть в лесу, под елью белка; диво право не безделка…3. Мой волк сидит прижавшись в угол задом зубами щёлкая и ощетиня шерсть глазами кажется хотел бы всех он съесть… — Какие второстепенные члены предложения, имеющие дополнительные смысловые оттенки и выделяющиеся запятыми, находятся в 3-ем предложении ?
|
Слайд-7 запись в тетради
подсказка! на слайде
В случае затруднения обратиться к учебнику на с.155 |
||||||||||
УЭ-4 |
Выполнение разноуровневых заданий 1 уровень. Цель: отработать по образцу выделение вводных слов и определение его значения. Упражнение 341 (предложения 2, 4, 6, 7, 8) Задания: 1.списать; 2.найти слово, которым передаётся отношение говорящего к сообщаемому; 3.выделить вводное слово запятой; 4.занесите вводное слово в таблицу в соответствии со значением вводного слова. Образец: Итак, в наше время невозможна идеальная поэзия.
|
Слайд-6
Карточка №2 |
||||||||||
|
2 уровень. Цель: уметь находить вводные слова; вспомнить определение омонимов и синонимов; отработать постановку знаков препинания, выявить синонимичность вводных слов и вводных предложений . 1. Задание: сравнить предложения и определить: в каких предложениях выделенные слова являются членами предложения, а в каких - вводными словами. 1.Кажется шепчут колосья друг другу. 2.Мир кажется мне книгой бесконечной. 3.Вы верно едете в горы. 4.Задача решена верно. 5.Правда в огне не горит. 6.Правда с годами мои стихи делались лучше. А - вводное слово; Б - член предложения 2. Задание: установить соответствие между схемой и предложением:
А. Почему же однако вымыслу нельзя быть красивым? Б. По народному поверью аист стережёт счастье. В. По-моему расчёт был точен. Г. Навстречу плыла шхуна быть может в Тамань. 3. Задание: упражнение 349- заменить вводные слова в предложениях синонимичными вводными предложениями. Записать готовые предложения, расставить знаки препинания. — Чем предложение отличается от словосочетания? |
Слайд – 8
Омонимы - слова, одинаковые по звучанию, но различные по своему значению
Самоконтроль
Самоконтроль
Синонимы - слова, различные по звучанию, но одинаковые по значению Проверка у учителя |
||||||||||
|
3 уровень. Выполнение упражнения 346. Цель: комбинировать элементы, чтобы получить целое сообщение, уметь выделять различия между фактами и следствием, развивать письменную речь . Задание: написать небольшое сочинение-рассуждение, ответить на вопрос: какими частями речи являются слова во-первых, во-вторых? , используя схему рассуждения, вводные слова и опорные предложения |
Слайды - 9, 10 |
||||||||||
УЭ - 5 |
Рефлексия: Достигли ли вы поставленной цели? (смотри общую цель) |
Слайд-6 Обменяйтесь мнениями |
||||||||||
УЭ - 6 |
Завершающий контроль: 1. что нового вы узнали на уроке? 2. проверьте свои знания:
А - не являются членами предложения; Б - являются второстепенными членами предложения; В - отвечают на вопросы косвенных падежей.
А - обращение; Б - вводные слова; В - олицетворение.
А - эмоциональной; Б - членораздельной; В - правильной.
А - Значит экзамен сдаём завтра? Б - Простить – значит забыть.
А - Работа над повестью идёт медленно, и кажется, верно. Б - Весь день собирался дождь, и, наконец, к вечеру тучи рассеялись. В - Тарантас прыгал, визжал и казалось, рыдал. Г - В сущности, я так мало написал в своей жизни.
|
самоконтроль |
||||||||||
УЭ -7 |
Задание на дом: 1.Составить 3 вопроса по теме урока; 2. Насколько уверена Красная Шапочка в том, что по лесной тропинке можно в Африку прийти? Ответьте ей, используя вводные слова большой степени уверенности. (составьте 3-5 предложения) |
Слайд-11 |
Использованный источник: httpss://infourok.ru/material.html?mid=9328
- 23261 просмотр