Урок русского языка в 3 классе: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Поваляева Елена Витальевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Средняя школа № 21», СКО, город Петропавловск |
Ход урока
I. Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Учащиеся читают на доске записанную пословицу: Грамоте учиться — всегда пригодится.
Объяснение значения данной пословицы, выбор её в качестве девиза урока. Уроки русского языка учат вас грамотности. Сегодня не простой урок русского языка, а урок-путешествие. Путь будет нелёгкий, вам пригодятся ваши знания, вы должны хорошо потрудиться.
КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ | ||||
Рифы | Чудо-остров | |||
Нептун | Три кита | |||
Трап «Чистописание» | Орфографический шторм |
II. Трап «Чистописание»
Трап — специальная лестница или мостик, по которому пассажиры поднимаются на корабль. Чтобы подняться на корабль нужно провести минутку чистописания. Кто сумеет правильно написать буквы, тот и поднимется на корабль.
Запись на доске: Вдлт Длтв
Прокомментируйте выполненные записи, определите порядок следования букв в «цепочке», назовите следующие соединения. (Лдтв Твдл)
Введение в тему урока:
Какие буквы записали? О какой особенности данных букв вы узнали на предыдущих уроках? (Эти буквы иногда в словах обозначают непроизносимые согласные звуки)
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Чтобы узнать, как писать,
Надо слово проверять!
При стечении согласных -стн-, -здн- в словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся, а буквы в, д, л, т пишутся. Сегодня на уроке мы продолжим работу по определению непроизносимых согласных в корне слова и применению правила проверки этих согласных.
III. Работа по теме урока
Встреча с Нептуном
Нептун — морской царь. Он встречает наш корабль. Мы сможем продолжить плавание, если выполним все его задания.
1. Расскажите правило проверки непроизносимых согласных в корне слова.
(Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо)
2. Применение правила проверки:
А) Слово — приветствие, которое говорят при встрече.
Б) День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
В) Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
Г) Как говорят о человеке, который не умеет обманывать, говорит только правду,
поступает всегда по справедливости?
Запись в тетради:
здравствуй — здравие
сердце — сердечко
солнце — солнышко
честный — честь
Не печалься и не плачь!
Буква не пропала,
Разыщи её в том слове,
Где б она звучала.
3. Непроверяемые написания.
Если непроизносимый согласный в корне слова проверить нельзя, то написание слова надо запомнить. Назовите слова, написание которых вы запомнили.
Слова: праздник, чувство.
Нептун приготовил для вас новое слово с непроверяемым непроизносимым согласным.
Чтобы прочитать новое слово, надо найти прямоугольник с его первой буквой и установить последовательность соединения оставшихся букв искомого слова.
Искомое слово: лестница.
Лексическое значение: ряд ступеней или перекладин, предназначенных для подъёма или спуска.
В данном слове три согласных произносить трудно, вот мы и упрощаем произношение, а написание упрощать нельзя, то есть звук [т] не произносится, а буква т пишется.
История слова: в древнерусском языке было слово лъствица, вот оно и превратилось в лестницу под влиянием таких слов как сахарница, чернильница, мыльница. Само слово лъства (лъзтва) образовалось от глагола лезть с помощью суффикса тв(а), значит непроизносимый согласный [т] в существительном лестница остаток суффикса тв(а).
4. Синтаксическая работа
Учебник «Русский язык» 3 класс, издательство «Атамура», г. Алматы с.38 № 148. Записать в тетради третье предложение.
Мать схватила лестницу и быстро взобралась по ней.
А) обозначить орфограммы
Б) найти главные члены предложения, выписать словосочетания, составить схему предложения
В) обозначить части речи
Рифы — ряды подводных или выступающих из воды каменистых возвышений, опасных для судов. На пути нашего корабля грозное препятствие. Чтобы корабль не сел на рифы, надо быть очень внимательными.
Иногда и так бывает:
Вовсе звук не пропадает.
На стыке двух согласных (СН)
Его в слове нет совсем.
Кроме непроизносимых согласных в корне слова бывают сомнительные согласные, когда в слове нет буквы т, а звук [т] произносится.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно.
Работа по карточкам № 1
Карточка № 1 Вариант 1
Распредели слова в два столбика:
СТН СН
Небес...ный, мес...ность, свис...нуть, древес...ный, вкус...ный, капус...ный, колёс...ный, ус...ный.
Карточка № 1 Вариант 2
Распредели слова в два столбика:
СТН СН
Интерес...ный, окрес...ность, хрус...нуть, запас..ной, вирус...ный, радос...ный, соглас...ный, кос...ный.
Самопроверка выполненной работы (учащиеся каждого варианта читают слова, записанные в столбиках, и называют проверочные слова)
Чудо-остров Проведение физминутки под музыку. Используется фонограмма песни «Чунга-Чанга»
Три кита
Вам известны все корневые орфограммы. Настало время встретиться с тремя китами, которые в этом море отвечают за правописание корня слова.
Перечислите корневые орфограммы:
А) правописание безударных гласных
Б) правописание парных согласных
В) правописание непроизносимых согласных
Работа по тестам
Тест «Корневые орфограммы»
Вариант № 1
1. Выбери ряд букв, которые являясь безударными в корне, требуют проверки:
а) а, о, и, ы, я б) а, о, у, е, я в) а, о, и, е, я
2. Укажи неверно составленную пару согласных:
а) д-т б) з-с в) в-п г) ж-ш д) г-к
3. Выбери ряд согласных букв, которые могут быть непроизносимыми согласными в корне слова:
а) б, в, д, л б) д, т, л, в в) в, з, д, т
4. Укажи слово, в котором пишется безударная гласная о:
а) с...довник б) хв...лить в) тр...пинка
5. В каком слове безударную гласную можно проверить словом горе:
а) горевать б) городской в) гористый
6. Укажи слово, в котором пишется буква к:
а) ко...ти б) ло...ти в) но...ти
7. Укажи слово, в котором надо писать букву т:
а) глас...ный б) навес...ной в) доблес...ный
8. В каком слове написание непроизносимого согласного проверить нельзя:
а) чувство б) тростник в) вестник
9. Укажи «лишнее» слово:
а) поз...ний б) пас...бище в) звёз...ный
10. Определи, на какое правило составлена группа слов:
виногра..., ска...ка, стру...ка:
а) правописание безударных гласных
б) правописание парных согласных
в) правописание непроизносимых согласных
Вариант № 2
1. Выбери ряд букв, которые являясь безударными в корне, требуют проверки:
а) ы, я. и, е, о б) а, о, и, я. е в) а. я, и, э, е
2. Укажи неверно составленную пару согласных:
а) в-ф б) г-т в) з-с г) ж-ш д) б-п
3. Выбери ряд согласных букв, которые могут быть непроизносимыми согласными в корне слова:
а) в, д, з, л б) д, т, н, в в) д, т, л, в
4. Укажи слово, в котором пишется безударная гласная а:
а) б...льной б) ст...рик в) м...рской
5. В каком слове безударную гласную можно проверить словом горка:
а) горевать б) городской в) гористый
6. Укажи слово, в котором пишется буква п:
а) про...ка б) кно...ка в) улы...ка
7. Укажи слово, в котором нельзя писать букву т:
а) глас...ный б) прелес...ный в) доблес...ный
8. В каком слове написание непроизносимого согласного проверить нельзя:
а) лестница б) здравствуй в) местность
9. Укажи «лишнее» слово:
а) свис...нуть б) звёз..ный в) капус...ный
10. Определи, на какое правило составлена группа слов:
ус...ный, поз...ний, со...нце:
а) правописание безударных гласных
б) правописание парных согласных
в) правописание непроизносимых согласных
Орфографический шторм Во время шторма волной смыло некоторые буквы в словах. Вы должны восстановить буквы в словах.
Работа по карточкам № 2
Карточка № 2 Вставь пропущенные буквы:
Ст...ят ненас...ные осен...ие дни. Тучи надолго закрывают со...нце. С ран...его утра до поз...него веч...ра л...ёт х...лодный дож...ь. Ярос...ный вет...р срывает с д...рев...ев последние лист...я. Грус...ными стали с...ды, п...ля, л...са. В тёплые норки забились зв...р...ки. Унылая п...ра.
Взаимопроверка выполненной работы (карточки проверки)
Карточка № 2 Проверь работу:
IV. Итог урока
Вот вы и вернулись домой, доплыли до родного берега, выдержали все испытания. Понравилось вам на уроке? Как вы оцениваете свою работу? (Учитель раздаёт «похвалюшки» самым активным ученикам)
Нептун тоже оценил вашу работу на уроке. Он отправил письмо, которое путешествовало в закрытой бутылке по морям и океанам и приплыло к нам в класс. (В письме слово МОЛОДЦЫ!)
Домашнее задание: с.40 № 157
- 25648 просмотров