Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка в 3 классе: «Понятие о глаголе»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Макаева Светлана Николаевна учитель 1 категории, стаж 26 лет Матвеевская начальная школа, с. Матвеевка, Cеверо-Казахстанская область, Айыртауский район

Цель урока:

  1. совершенствование навыка распознавания глагола среди других частей речи;
  2. развитие памяти, творческих способностей учащихся, памяти, мышления;
  3. воспитание дружеских отношений.

Оборудование: запись на доске, кластеры, картинки, карточки.

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.

Ход урока

1. Организация урока

Запись числа в тетради.

2. Словарная работа

Игра «Снежный ком»

Первый ученик называет словарное слово, второй называет слово первого ученика и добавляет своё слово, третий ученик называет слово первого, второго ученика и называет своё слово и т. д.. В результате получается запомнить десять словарных слов. Запись этих слов в тетрадях по памяти самостоятельно. Затем проверка кто, больше запомнил слов и правильно записал.

3. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о глаголе. Давайте, ребята, вспомним, что мы знаем о глаголе со второго класса.

На доске записаны вопросы.

— Что называется глаголом?

— Что обозначает глагол?

— На какие вопросы отвечает глагол?

— Приведите примеры.

Ребята, прочитайте эти вопросы. Подумайте, сможете ли вы на них ответить. (Ответы ребят.)

4. Работа по учебнику. (стр. 204. упр. 764.)

Ответим устно на вопросы.

— Что делает врач?

— Что делает танцор?

— Что делает певец?

— Что делает спортсмен?

Сделайте вывод. — Что обозначает глагол?

5. Игра «Да», «Нет»

На доске 10 картинок. Показывает учитель картинки. Одну из картинок учитель запомнил (бабочка). Дети запоминают все картинки (бабочка, верблюд, заяц, медведь, лиса, гуси, слон, корова, воробей, осы)
Дети задают три вопроса учителю, применяя глаголы, чтобы узнать какую картинку выбрал учитель. Учитель отвечает только «Да», «Нет».
Ученики определили задуманную картинку.

— Какая часть речи слово бабочка?

— Подберите к слову бабочка глаголы.

6. Работа по учебнику (Упр. 765)

Прочитайте самостоятельно, что нужно выполнить в упражнении.

— Какие глаголы вы узнали, которые есть в упражнении к слову бабочка?

— Объясните орфограммы.

— Запишите упражнение под диктовку.

— Какие глаголы подчеркнули? Почему?

7. Физминутка

Реснички опускаются...
Глазки закрываются..
Мы спокойно отдыхаем...(2 раза)
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Руки наши отдыхают...
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают... засыпают... (2 раза)
Шея не напряжена...
И расла-б-ле-на
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется...(2 раза)
Дышится легко... ровно... глубоко...
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть!

8. Составьте предложения по схеме

Что? ---------------------------Что делает?
Какое?---- Что? ----------------Что делает?

Лучшее предложение записать комментировано. Объяснить орфограммы.

9. Игра «Угадай глагол»

Раздаются на карточках записанные слова-глаголы. Дети выполняют действия, не называя слова. Надо отгадать какой глагол.

Слова: (поёт, рисует, ходит, бежит, кричит, зовёт, открывает, стучит, несёт.)

Хором задаём вопрос. Например: Что делает Паша? — Открывает и т. д.

10. Работа в группе. Загадки

Дети самостоятельно составляют, придумывают загадки, используя глаголы. Учитель раздаёт слова — отгадки (река, туча).

11. Психологический настрой

Дети хором сказали: «Мы внимательны»

12. Учитель предлагает загадку

Но сначала учащиеся должны помочь её составить. Обратите внимание на таблицу.

Подумали. Каждый работает индивидуально. Составили загадку. Учитель выслушивает ответы учащихся. Запомнили загадку.

Откройте учебники на странице 205, упражнение 772. Сравните загадку с той, что вы составляли. Прочитайте и запомните.

13. Письмо по памяти

Ребята записывают загадку по памяти, которую составили. Упр. 772.

Взаимная проверка.

14. Вывод

Обратите внимание ещё раз на доску, на те же вопросы, с которых мы начали урок.

— Скажите, сможете ли вы теперь ответить на заданные вопросы. (ребята отвечают)

15. Домашнее задание: стр.205, упр. 771.

16. Комментирование оценок.

Категория: