Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Каукарова Светлана Зейноллаевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории пос. Россовхоз, Россовхозная средняя школа г. Актобе

Цели:

1. Сформировать понятия о придаточных причины, уметь строить схемы предложений.
2. Развивать внимание, творческие способности.
3. Способствовать воспитанию трудолюбия, чувства любви к природе.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, слайды, стикеры, смайлики.

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: критическое мышление через письмо и чтение.

Ход урока:

1. Побуждение: Сегодня очень удачный день, среда, ведь наши предки считали и сейчас считают, что среда — удачный день для свершений, поэтому всем вам желаю удачи на уроке.

На доске расположены стикеры, выбирая один из них, вы узнаете в какой группе вы будете сегодня работать.

Рассаживаемся по местам. Открываем тетради записываем число.

Работать будем по методу «Знаю, хочу знать, узнал.»

1-ый шаг: Что мы знаем?

Каждая группа берет задание, состоящее из одного вопроса. Раскрыть суть вопроса, доказывая примерами.

Работа должна вестись сначала индивидуально, затем в паре, в конце группой.

1. На какие виды делятся сложные предложения?

2. Какие предложения называются сложноподчиненными?

3. На какие группы делятся сложноподчиненные предложения?

Работы выполняются в тетрадях.

Проверим домашнее задание, вы должны были ответить на данные вопросы сложноподчиненными предложениями. Прочитать предложения. Вопрос: по структуре вас получились какие предложения, с какими придаточными?

2-ой шаг: Обратите внимание на экран

Тема нашего урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины»

Придаточные причины подчиняются при помощи союзов потому что, оттого что, так как. Значит ваши предложения — СПП с придаточными причины. А какая тема была затронута в ваших предложениях?

Верно, тема Родины. Соответственно эпиграф нашего урока звучит так: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К. Г. Паустовский.

Записали в тетради, внимание на экран.

«Родина добрая, потому что долгов наших не считает.»

Это сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Главное предложение Родин добрая почему? Придаточное потому что долгов наших не считаеа, указывает причину того, о чем говорится в главном предложении, относится ко всему главному предложению при помощи союза потому что, придаточное стоит после главного.

Откройте учебники, упр. 116. Первое предложение выполняет 1-ая группа, 2-ое — 2-ая группа, 3-ье — 3-ья группа.

Надо написать, прочитать, объяснить, составить схемы.

Следующее задание сравнение на двух языках — на родном и русском.

Упр. 117. Прочитать на родном, записать на русском по одному предложению.

3 шаг. Узнал

Обратим внимание на экран. Задание на закрепление темы. Вы сами должны подобрать придаточные причины.

У меня вопрос, в 3, 4 предложении придаточные подчиняются при помощи каких союзов, а в остальных?

Конструкция предложений — к главным подобрать соответствующие придаточные.

3-ье предложение 1-ой группе, 2-ое — 3-ьей группе, 1-ое — 2-ой группе.

Рефлексия. Задания даются по отдельности 3-ем группам.

«Тестовая проверка» — задания раздаются на листах, 5 вопросов.

«Диаграмма Венн» — выделить общее и различие ССП и СПП.

«Кластер» — сделать резюме сложноподчиненному преложению.

Подведение итогов.

Оценка: перед вами лежат конверты, в нем смайлики, выбирая один из них вы оцениваете свои успехи на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание: упр. 120.

Спасибо за урок! Молодцы!

Категория: