Жанмедет Күлтен Ізтілеуқызы учитель русского языка и литературы казахской средней школы № 4 г. Кандыагаш Актюбинской области. Стаж работы 33 года, квалификационная категория высшая. |
8 класс
Цель урока:
Тип урока: обобщение пройденного.
Наглядность: эпиграф к уроку, интерактивная доска, запись песни Атхамбека Юлдашева «Анама».
Психологический настрой на урок
Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном — о любви к матери. Это чувство заложено в нас самой природой. Как важно не допускать, чтобы повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому дорогому человеку.
Они простые с виду, без затей,
Работают весь век неутомимо,
И есть у них, чему учить детей,
И есть, конечно, что поведать миру.
Что такое словосочетание? Слова, связанные по смыслу и грамматически.
Чем оно отличается от предложений? Незаконченностью мысли.
Из каких частей состоит словосочетание? Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Как связаны грамматически слова в словосочетании? Слова связываются тремя способами подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
Подберите ассоциации к слову «бабушка»
Словарная работа.
Грубость — дөрекілік
Надежда — үміт
Ворчать — күңкілдеу
Попытайся — тырысып көр.
Выразительное чтение текста.
План к тексту.
1. Ох уж эта бабушка!
2. Это родной тебе человек.
3. Ты — ее радость.
4. Им все положено.
Вопросы по тексту (ученики самостоятельно составляют вопросы)
1) Как бабушки заботятся о своих внуках?
2) Почему старость — это печальное время жизни?
3) Какие особенности у людей преклонного возраста?
4) Как мы должны относиться к бабушкам?
Выпишите в тетради из текста словосочетания и определите вид связи слов.
Тайная надежда — согласование;
Бывает стыдно — примыкание;
Не обижайся на стариков — управление;
Сдержаться трудно — примыкание;
Родных бабушках — согласование.
Глаза полны больничной белизной,
Тесна постель для каменного тела,
И некому поговорить со мной
И кажется: душа заледенела.
К.Идрисов.
1) Есть ли у вас бабушка?
2) Уделяете ли ей внимание?
3) Почему с каждым годом увеличивается в нашей стране количество
4) Почему люди отдают своих родителей в
5) Что они ответят своим детям?
6) Не боятся ли они, что тоже окажутся там?
7) Что надо делать, чтобы не было этих
1. Ваш друг недостаточно внимателен к старшим. Что вы ему скажете?
2. Ваша подруга всегда проявляет внимательное отношение к пожилым людям. Похвалите ее.
(Просмотр слайдов по интерактивной доске «Наши бабушки»)
«Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы…»
А.Фадеев
Бабушка — это большой клад.
Она наш цветущий сад.
Они наши героини труда,
С ними все легко всегда.
Бабушка — мой друг,
Я уважаю ее труд.
Беда любая — прочь посторонись! (3)
Пусть пряди поседевшие блестят, (1)
Пусть будет радость! Бабушка улыбнись!… (4)
Ты украшаешь наш цветущий сад. (2)
Укажите способ связи слов в словосочетаниях…..
Беда любая — ……..
Украшаешь сад — ……..
Цветущий сад — ……….
Мы сыновья твоих сынов,
Твои внучата, бабушка.
И нам дороже всяких слов
Простое слово — бабушка.
Ты даришь нам добро и свет,
Седая наша бабушка.
Как дружный хоровод планет,
Вокруг тебя мы, бабушка!
Чему вы научились изучив тему словосочетание?
Составить 10–12 словосочетаний по всем видам связи, объединив их общей темой «Наши бабушки»