Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка: «Разбор простого предложения»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Монастырская Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории СОШГ № 1 имени Д. А. Конаева, село Кордай Кордайского района Жамбылской области

Монастырская В.Н.

Цели и задачи:

1) способствовать закреплению, расширению и углублению знаний учащихся по русскому языку;
2) повторить порядок разбора простого предложения, продолжить развитие устной и письменной речи, внимания, мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, орфо-графической зоркости;
3) воспитывать дружелюбие, чувство локтя и культуры поведения, и привитие умения работать в паре, группе, расширять кругозор, побуждать к познанию нового.

Оборудование: презентация, карточки в виде облачков — существительное, прилагательное, глагол; предметные картинки и ролики, карточки с заданиями по указанным темам — на шарах; показываются фрагменты из мультфильма «Вини-пух».

Тип урока: систематизация знаний, умений и навыков

Форма урока: урок с использованием технологии встречных усилий учителя и уче-ника, информационно-коммуникативной технологии, здоровье сберегающей технологии.

Ход урока

I. Оргмомент

Фронтальная работа

1. Приём «Удивляй!» (Слайд № 1)

(до урока играет музыка и видеоролик «От улыбки»). Как только прозвенел звонок на урок, читаю стихотворение: (здоровье сберегающая технология)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

— Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, с гостями, ощутите тепло и свет, подарите радость и счастье.

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь —
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.

2. Оформление записи в тетради

— Вот этим мы сейчас и займёмся: записываю число, классная работа (проговариваем ор-фограммы)

II. Минутка чистописания (Слайд № 2)

— А теперь скажите, кого вы видите на экране? Как называется мультфильм?

(На доске показывается фрагмент мультфильма, появляется Винни-пух)

— Как и всегда, урок мы начинаем с минутки чистописания.

— Кто это?

Мм, медведь (Слайд № 3)

— Ребята, вы любите мультфильмы?

— Да!

— Очень хорошо, и с нами сегодня на протяжении всего урока будут герои мультфильма «Вини-пух» и будут помогать усвоить, закрепить материал, показать гостям, чему мы научились.

III. Повторение:

1) Приём «Сообрази!» (Слайд № 4)

— Наш герой отправился в «Огород» подкрепиться.

2) Приём «Словарная работа» (Слайд № 5–13)

Поздним летом в огород
Собирается народ
Зрел все лето урожай
Что собрали? Отгадай! (урожай)

…. Здесь весной было пусто
Летом выросла… (капуста)

Собираем мы в лукошко
Очень крепкую картошку…картофель

Из земли — за чуб плутовку
Тянем сочную…. морковку — морковь

От дождя земля намокла
Вылезай толстуха… свекла

Лежит меж грядок, зелен да сладок
Огурец

Вот зеленый толстячок
Круглый, гладкий…. кабачок
И красавец — великан
Темно-синий, ….баклажан

Просит бабушка Федора:
— Собери еще… помидоры
Вот и все!!!

(здоровье сберегающая технология)

Коль запомнишь, что ж, прекрасно.
Главное, чтоб было ясно,
Чтоб ты мог легко, с улыбкой
Написать все без ошибки.

Вот и все!!! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
И Вини-пуху помогли подкрепиться.

3) Приём «Орфографический тренинг» (Слайды № 14)

Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.

Теперь Винни-пух отправляется к сове и что он видит: (Слайд № 14)

Задание: исправить ошибки прашу, падергать и ждать ответа сава, прашу стучать ес-ли не атвечают сава (Слайд № 15)

«Орфографический тренинг» (Слайд № 16)

Винни с.ёжился в под дубом
С.есть бы что-нибудь сейчас!
Хорошо с Дружком бы вместе
мё… припрятать про запас.

Учитель подводит итоги повторению орфограмм:

В школу ходим мы не зря,
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдешь
За минуту пропадешь.

4) Индивидуальная и групповая работа (команды «Знатоки русского языка», «Без пяти минут писатели»)

Мы всё это время работали вместе, а теперь поработаем индивидуально и в группах

Установка: Нам всё по плечу! (Слайд № 17) (здоровье сберегающая технология)

Сделать лёгким всё, что сложно, —
Это главное для всех.
Всё реально, всё возможно.
Верь в себя, придёт успех.

Дидактическая задача: контроль за усвоением пройденного материала

Команда «Знатоки русского языка» получают карточки с заданиями по указанным темам — в шарах и выполняют задания индивидуально.

— Ребята, помните, Вини-пух несет подарок ослику в виде воздушного шара, или мы ви-дим его, как он летит на воздушных шарах, чтобы добыть мед. Вот и вы получите задание на шарах (в группах — по 5 учащихся)

1. на доске разбор слова по составу:

Задание на карточке: подснежники, побежали произведите разбор слова по составу.

2. Определи падеж и допиши окончание существительных в рабочей тетради: по степ…, из ведр…, о жизн…, на стул…, вокруг плитк…,над крыш…, от балкон…

3. на доске морфологический разбор слова: под деревом

4. на доске фонетический разбор слова: мед

5. Определи спряжение глаголов: идешь, красить, спрятать, смотрят, вставить

Команда «Без пяти минут писатели» выбирают себе карточку — рисунок (Слайд № 18)

Ваша задача:

1) внимательно прослушать речь героев
2) записать существительные, прилагательные, глаголы согласно выбранным вами карточек

Прослушивается ролик, выполняется задание в тетрадях

Затем заслушиваются слова и предлагается одной группе из понравившихся слов соста-вить предложения и записать их в тетради (Слайд № 19) , а в это время остальные 2 груп-пы проверяют выполнение разборов на доске

А теперь проверить можно,
Просто было или сложно
Предложения ребятам составлять.

Заслушиваются составленные предложения

IV. Работа по теме

1. Сообщение основной задачи урока.

Учитель: А зачем нам это всё было нужно?

Наша основная задача урока: повторить порядок разбора простого предложения

2. Контрольно-подготовительный этап урока (Слайд № 20 Вини-пух идет и поет песенку)

Дидактическая задача: повторить предложения по цели высказывания.

Дети внимательно слушают песенку и на слух определяют предложения по цели вы-сказывания

1 группа ищет повествовательные предложения
2 группа ищет вопросительные предложения
3 группа ищет побудительные предложения
4 — свободна в выборе

Затем произносят их вслух

3. Сотворчество

Дидактическая задача: подвести к системе синтаксического разбора

Учитель: давайте вспомним, из каких членов предложения состоит грамматическая осно-ва. (Слайд № 21)

— Что ещё необходимо для того, чтобы передать мысль полностью?

(Слайды № 22–23)

— По наличию второстепенных членов предложения бывают (Слайд № 24)

— Продолжите мысль (Слайд № 25)

V. Подведение итогов усвоения порядка разбора (Слайд № 26)

Установка на правильный, грамотный разбор, которым ребята будут пользоваться в старших классах.

VI. Рефлексия

1. Работа по учебнику стр. 211. А если кто-то забудет, то вам предлагается устный и письменный разбор (Слайд № 27)
2. Работа по учебнику.

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он понятен
(Слайд № 28)

3. Выполнение упр. № 724 запись в тетрадях, на интерактивной доске и произво-дится синтаксический разбор 4–5 предложения

VII. Домашнее задание: упражнение 725 стр. 211

VIII. Подведение итогов, выставление оценок (Слайд № 30)

— Ребята, интересно вам было на уроке?

— Какой вид работы вам понравился больше всего?

Категория: