Седьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Урок русского языка: «Порядковые числительные»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Сапаргалиева Асель Асановна
учитель русского языка и литературы
2 категории КГУ «Общеобразовательная
средняя школа № 8»
ст. Актогай Аягозского района ВКО

Фото с сайта 4.bp.blogspot.com

Урок русского языка в 6 «В» классе с русским языком обучения

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок-путешествие

Цель: закрепление и расширение знаний учащихся об имени числительном.

Цели:

  • повторение изученного в разделе «Имя числительное» (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных;
  • развитие умений производить синтаксический разбор, изменять порядковые числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей;
  • воспитание интереса к изучению русского языка, воспитание любви к Родине.

Оборудование: слайды с картинами достопримечательностей Астаны, физической карты, видеоролик Дениса Матвеева о поездке в Казахстан. (подготовить слайды к учебному материалу, подобрать тексты о Казахстане (всё зависит от творчества учителя)).

Формы организации работы детей: фронтальная

Ход урока

І. Организационный момент. Мотивация учащихся. Постановка цели урока

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о числительных. Задача нашего урока: узнать, как склоняются порядковые числительные и научиться склонять их правильно.

ІІ. Актуализация знаний. Фронтальный опрос

— Ну, а теперь поговорим о числительных.

Вопросы и задания:

  • Что называется именем числительным? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов при счёте. Отвечает на вопросы сколько? который? какой?)
  • Назовите разряды числительных по значению. (Количественные и порядковые)
  • Что обозначают количественные и порядковые числительные? (1.Называют количество предметов, 2. Обозначают порядок предметов при счёте)
  • На какие разряды делятся количественные числительные? (целые, дробные, собирательные)
  • Как изменяются количественные числительные? (по падежам)
  • Как изменяются порядковые числительные? (по падежам, родам и числам)
  • Какими членами предложения могут быть количественные числительные? (Они могут быть разными членами предложения: подлежащими, сказуемыми, дополнениями)
  • Какими членами предложения могут быть порядковые числительные? (Они обычно являются определениями)

ІІІ. Проверка домашнего задания

Найти и рассказать стихи о Родине, в которых используются имена числительные;

ІV. 1) Путешествие

— Ребята, мы живём в прекрасной стране, которая называется Республика Казахстан. Сейчас я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие вместе с российскими студентами в столицу нашей Родины — Астану и в Алматы. Но прежде вы должны на карте указать территорию Казахстана (Ученики показывают на карте территорию Казахстана)

— Какое место в мире занимает Казахстан по величине своих размеров?
(Казахстан — страна в Евразии, занимающая девятое место в мире по размеру территории).

— Совершая путешествие, мы с вами увидим не только много интересного, но и попытаемся выполнить целый ряд занимательных упражнений и заданий. Итак, вы готовы? Тогда начинаем.

— При просмотре ролика вы должны на листочках записать имена числительные, которые прозвучат в этом путешествии. Вооружитесь ручками и листочками.

Просмотр видеоролика Дениса Матвеева «Поездка в Казахстан»

2) Вопрос:

— Понравилось ли вам путешествие? Что именно?

— Какие числительные вы выписали? Прочитайте.

Зачитывание выписанных числительных

— К какому разряду числительных они относятся?

ІV. Работа в тетради

— Откройте тетради, запишите число и тему урока.

— Составьте предложения с использованием порядковых числительных по теме «Родина». С одним из предложений произвести синтаксический разбор.

V. Работа над новым материалом

Ученики слушают объяснение учителя по таблице.

При склонении простых и сложных порядковых числительных изменение происходит по модели прилагательного:

  Мужской род  Средний род  Женский род  Множественное число
И. Пятый (день) Пятое (платье) Пятая (неделя) Пятые (ножницы)
Р. Пятого (дня) Пятого (платья) Пятой (недели) Пятых (ножниц)
Д. Пятому (дню) Пятому (платью) Пятой (неделе) Пятым (ножницам)
В.

Пятый (день)

Пятого (ученика)

Пятое (платье) Пятую (неделю) Пятые (ножницы) Пятых (братьев)
Т.  Пятым (днём)  Пятым (платьем) Пятой (неделей)  Пятыми (ножницами)
П. (О) Пятом (дне) (О) Пятом (платье (О) пятой (неделе) (О) пятых (ножницах)

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:

  Мужской род  Средний род  Женский род  Множественное род
И. Двадцать первый (день) Двадцать первое (платье) Двадцать первая (неделя) Двадцать первые (ножницы)
Р. Двадцать первого (дня) Двадцать первого (платья) Двадцать первой (недели) Двадцать первых (ножниц)
Д. Двадцать первому (дню) Двадцать первому (платью) Двадцать первой (неделе) Двадцать первым (ножницам)
В. Двадцать первый (день) Двадцать первое (платье) Двадцать первую (неделю) Двадцать первые (ножницы)
Т. Двадцать первым (днём) Двадцать первым (платьем) Двадцать первой (неделей) Двадцать первыми (ножницами)
П. (О) двадцать первом (дне) (О) двадцать первом (платье) (О) двадцать первой (неделе) (О) двадцать первых (ножницах)

 

Порядковые числительные похожи на прилагательные. Как и прилагательные; они изменяются по родам, числам и падежам. Порядковые числительные образуются от основы соответствующих количественных числительных с помощью окончаний прилагательных: шесть -> шестой (ая, -ое, -ые), шестого (ой, -ого, -ых).

Обратите внимание!

Количественные Порядковые
один первый
два второй
три третий (-ья, ье, -ьи)
четыре четвёртый
семь седьмой

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: две тысячи шестой год — две тысячи шестого года.

VI. Закрепление изученного

1) Просклоняйте порядковое числительное восьмой. 1 ученик работает у доски.

2) Просклоняйте составное числительное, год вашего рождения. (2001-ый год)

1 ученик работает у доски.

Сегодня мы рассмотрим не только склонение порядковых числительных, но и перелистаем страницы истории нашей столицы.

VII. Чтение текста о Казахстане. Читают ученики

VIII. Итоги урока

— О чем говорили на уроке?

— Чему учились?

— Как склоняются порядковые числительные?

IX. Домашнее задание

Выберете одно из предложенных заданий:

  • 1 уровень упр. 274 (письменно ответить на вопросы)
  • 2 уровень — составить небольшой рассказ с использованием числительных «Село, в котором я живу»
  • 3 уровень — сочинение-миниатюра. Опишите архитектурный памятник города Алматы с использованием числительных.