Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок-путешествие: «Второстепенные члены предложения»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Зверик Елена Васильевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, школа-гимназия № 1 им А. С. Пушкина, ЮКО г. Шымкент

Урок-путешествие: «Второстепенные члены предложения»

Цель:

  •  повторить изученные правила орфографии, закрепить понятие главных и второстепенных членах предложения, способах их выражения;
  • повторить грамматические разборы;
  • отработка устной и письменной речи
  •  развивать орфографическую зоркость; внимательность; речь
  •  воспитывать интерес к русскому языку

Оформление доски

1. Картина с морским пейзажем.
2. Записанные на доске тексты.
3. Таблица «Главные члены предложения»
4. Таблица «Второстепенные члены предложения»

Структура урока

I. Организационный момент

II. Основная часть

1. Слова учителя

Тема урока «Второстепенные члены предложения» является важной. В каком разделе науки о языке она изучается? (В синтаксисе). В синтаксисе изучаются словосочетания и предложения. Знать правила построения словосочетаний и предложений нужно для того, чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.

2. На доске: свежесть моря, морской залив, говор воли, вздохи пены, полярные льды, мелкие брызги.

— Что написано на доске? (Словосочетания)

— На какую тему даны словосочетания? (На морскую)

— Морская тема поможет нам обобщить изученный материал. Мы отправимся в морское путешествие по Белому и Черному морям, и в этом нам помогут поэты и писатели.

На доске.

Северная сказительница Марфа Крюкова, которая жила на берегу Белого моря, так говорила в своей былине. Здравствуй, здравствуй, морюшко Белое! Уж вы здравствуйте, волны беломорские. (ученик производит морфемный разбор слова беломорские) Поэт Александр Яшин сказал о своем крае:

Да, только здесь, на Севере моём, Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
Игра сполохов на небе ночном.
И уж, конечно, нет нигде людей
Такой души, и прямоты, и силы.

— Работа над лексическим значением слова сполохи — народное название северного сияния, зарницы, (по словарю Ожегова)

— Морской край назывался Поморье, Беломорье, Черноморье, а люди, живущие в этом крае, — поморы.

— О русских поморах написал Н. Михайлов.

Русские поморы. Тяжелую цену заплатил русский народ за освоение своих студеных морей. Много жизней он отдал морю. Зато уж и крепкие черты характера воспитало море у русского помора. Он не боится ни сумасшедшей качки, ни свирепых бурь…

(Работа с текстом. Нахождение и объяснение изученных орфограмм. Один ученик у доски)

— Мы с вами повторили изученные орфограммы, словосочетания, морфемный разбор, а теперь отправимся в морское путешествие вместе с членами предложения. Поможет нам в этом путешествии упражнения № 699, № 711

Физкультминутка

— Чем выражены подлежащее и сказуемое? На какие вопросы они отвечают?

— Чем выражены дополнение, определение, обстоятельство?

— На какие вопросы они отвечают?

III. Повторение

Закрепим теоретические сведения на практике.

Работа по вариантам.

Первый вариант (для более подготовленных учащихся)

Поморы брали с собой на корабль песню и сказку. Б. Шергин.

(Синтаксический разбор предложения).

Второй вариант. (для слабоуспевающих учащихся)

На льдинах отдыхают моржи, тюлени, осторожно крадется белый медведь. Г. Скребицкий.

(Найти главные члены)

5. Работа по развитию речи. Работа по картине с морским пейзажем. (По вариантам — на выбор)

Придумать:

1. Словосочетания.
2. Предложения.
3. Текст по картине.

6. Комментирование оценок

IV. Итог

О чем мы говорили на уроке? На какие группы мы можем разделить члены предложения?

V. Домашнее задание

Упражнение № 713 Комментирование домашнего задания: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть все члены предложения.

Категория: