Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок-практикум «Деловое письмо» в 11 классе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Линник Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Дубровинская средняя школа имени С. Г. Гуденко» СКО Мамлютский район, село Дубровное

Линник Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Дубровинская средняя школа имени С. Г. Гуденко» СКО Мамлютский район, село Дубровное

Цель:

  • расширение словарного запаса учащихся, применение полученных знаний по заполнению деловых бумаг на практике;

Задачи:

  • повторить сведения о стилях речи, о правописании производных предлогов (подготовка к ЕНТ);
  • развивать устную и письменную речь;
  • воспитать чувство гражданского самосознания, этики делового человека.

Методические приемы: «мозговая атака», проверочный тест, словарная работа, лексическая разминка, практическая работа по заполнению деловых бумаг, сообщения учащихся.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап урока

2. Работа в тетрадях: запись даты, темы урока, эпиграфов

 

Будьте интересны себе, тогда вы станете интересными для других людей.

Ш.Амонашвили.

3. Этап повторения материала

1) «Мозговая атака» по составлению кластера «Стили речи»

Задание: перечислите стили речи; затем вытянув билет, в котором названы особенности стилей речи, необходимо узнать, о каком стиле идет речь.

Разговорный стиль: обыденная речь, беседа, диалог, монолог, частное письмо, эмоциональность, простота речи, эмоционально окрашенные слова,
слова-предложения, неполные предложения, слова с переносным значением.

Научный стиль: научная деятельность, диссертация, доклад, монография, логичность, объективность, смысловая точность, терминологическая и профессиональная лексика, ссылки на источники.

Официально-деловой стиль: сфера законодательства, делопроизводства, приказы, постановления, протоколы, акты, справки, заявления, инструкции, характеристика, доверенность, точность, отсутствие образности, стандартность, прямой порядок слов, развернутые предложения.

Публицистический стиль: агитационные выступления, воздействие через средства массовой информации, газетная статья, очерк, репортаж, интервью, новости, логичность речи, эмоциональность, оценочность, призывность, высокие, торжественные слова, морально-этические слова
общественно-политическая лексика, риторические вопросы и восклицания.

Художественный стиль: изображение жизни, воздействие на читателя эпос, лирика, драма, образность, эмоциональность, использование возможностей разных стилей, изобразительно-выразительные средства: тропы, стилистические фигуры.

2) Проверочный тест на знание стилей речи с самопроверкой

Задание: определите, к какому стилю относятся следующие слова и словосочетания.

  1. Ходил совсем ошалевший, хлопать ушами, растянулся на лавке. (Разговорный).
  2. Вопросы экологии, завершившийся эксперимент, библиографический указатель. (Научный).
  3. Судебное разбирательство, предстоящие переговоры, валютный коридор, парламентские дебаты. (Официально-деловой).
  4. По данным социологического опроса, светская хроника, защищать природу. (Публицистический).
  5. Пробуждающаяся природа, шорох ресниц, праздничное настроение, серебристый иней, лебедь белая. (Художественный).

4. Этап формирования новых знаний

1) Орфографическая страничка

Задание: чтобы заполнить деловые бумаги, нужно грамотно писать. Вам необходимо вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить правописание производных предлогов. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.

Д…м…нстрац…я, з…веду…щий, с…кр…тарь, оф…ц…альный, в…ст…новить, кв…л…ф…кация, р…з…люц…я, учр…ждение, оф…с, к…нкуренц.я, пр…зидент, м…н…стерство, орг…н…зац…я, а…т…б…графия, пр…зидиум, пр…гре…, пр…фе……ия, р…путац…я, сп…ц…альность, ун…в…рсальный, труж…..ик, ин…ц…ативный, к…л…кти…, иметь (в) виду следу…щее, вп…следстви… буд…т пр…долж…но, (в) т…чени… дня, (в) пр…д…лжени… месяца, (в) виду (не)достатка мат…р…алов, (по) видимому, пр…изво…ство, пр….мышле…..ость, ра….етливый, к…мп…тентный, (по) изучени… вопроса, (по) получени…письма.

2) Лексическая разминка по составлению азбуки делового человека

Задание: по толкованию лексического значения угадать слово, записать его в тетрадь.

  1. Описание своей жизни. (Автобиография).
  2. Описание чьей-то жизни. (Биография).
  3. Краткое официальное сообщение о событии, имеющем общественное значение, в разговорной речи — больничный лист. (Бюллетень).
  4. Документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ. (Доверенность).
  5. Деловая бумага, служащая доказательством чего-либо, подтверждающая право на что-либо. (Документ).
  6. Обязательное правило, постановление, установленное верховной государственной властью. (Закон).
  7. Официальное сообщение в устной или письменной просьбе о чем-либо. (Заявление).
  8. Сообщение, донесение до всеобщего сведения. (Объявление).
  9. Запись выступления участников собрания, совещания и принятых решений по обсуждаемым вопросам. (Протокол).
  10. Документ, в котором в краткой форме, но емко изложены основные сведения о человеке. Как можно выигрышно и предельно объективно представить себя. (Резюме).
  11. Документ, в котором говорится о деловых качествах человека, а также о тех личных качествах, которые могут полнее раскрыть человека. (Характеристика).
  12. Обращение с официальной просьбой или представлением о ком-либо или чем-либо. (Ходатайство).

5. Этап закрепления нового материала

1) Практическая работа по заполнению деловых бумаг

1 Задание: написать заявление о приеме на работу.

Подготовленный ученик-консультант проводит практикум по написанию заявления.

Заявление — 1. Официальное сообщение в устной и письменной форме.

2. Письменная просьба о чем-нибудь

Заявление включает:

— наименование адресата-получателя (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества в форме дательного падежа; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);
— указание на лицо, от которого исходит заявление, в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа);
— наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка);
— текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);
— перечень приложений;
— подпись заявителя (пишется внизу справа).
— дата (ставится слева под текстом ниже подписи).

Образец заявления:

Директору КГУ «Дубровинская
средняя школа имени С. Г. Гуденко»
Т. С. Кустаевой
студентки СКГУ Ефимовой Виктории

заявление.

          Прошу Вас разрешить прохождение преддипломной практики в Дубровинской средней школе имени С. Г. Гуденко.

Ефимова В.

12 декабря 2013 года

2 задание — познакомиться с другим видом деловой бумаги — резюме. Написать резюме.

Подготовленный ученик-консультант проводит практикум по написанию резюме.
Резюме — документ, в котором в краткой, но емкой форме изложены основные сведения об образовании, о профессиональном опыте, трудовой биографии и личных данных человека. Указывается только то, что характеризует человека с наилучшей стороны.

Резюме обычно включает следующие сведения:

1. Фамилия, имя, отчество.
2. Домашний адрес, телефон, электронный адрес.
3. Языки, которыми владеют.
4. Опыт работы.
5. Образование и профессиональную подготовку.
6. Умения и навыки.
7. Достижения и награды.
8. Подпись.
9. Дата.

Стиль резюме свободный, но при его написании нужно стремиться в лаконичной форме отразить конкретные факты, могущие заинтересовать работодателя, т. е. резюме — это в какой-то мере реклама самого себя с целью получить определенное место работы.

Проверка выполнения работы: зачитать несколько примеров резюме, составленных учащимися:

Резюме
на должность инженера

Ф.И.О. Нахлесткин Александр Александрович
Дата рождения: 25.01.1995 г.
Гражданство: Казахстан
Цель: соискание должности инженера
Образование: 2017 год Омский Государственный Политехнический институт; 2020 год Магистратура
Специализация: конструкторско — технологическое обеспечение машиностроительного комплекса.
Семейное положение: женат
Желаемый график работы: полный рабочий день
Опыт работы: 2017—2019 гг. в должности инженера-проектировщика:
— Осуществление проектных технологических проработок.
— Подготовка технических и коммерческих предложений.
— Подготовка технической документации, чертежей, схем, планировок.
— Разработка проектной документации.
— Разработка технического задания.
— Проведение технических переговоров с заказчиками и субподрядчиками.
Профессиональные навыки и знания:
Успешный опыт проектирования крупных объектов.
Уверенный пользователь ПК (MS Office: Word, Excel, Outlook; AutoCAD; Internet).
Знание нормативной документации по проектированию.
Знание иностранных языков
Английский язык — технический уровень
Прочее:
Работоспособность, системность мышления.
Высокая скорость работы.
Ответственность за достижение результата. Коммуникабельность.

Дата 2020 год Подпись

Резюме
на должность учителя казахского языка и литературы

Ф.И.О. Ефимова Виктория Валерьевна
Возраст: 24 года
Гражданство: Казахстан
Желаемый график работы: полный рабочий день
Цель: соискание должности учителя
Образование: 2013 — 2018 СКГУ. Филологический факультет, преподаватель казахского языка и литературы.
Языки: русский — отлично; казахский — отлично
Функциональные обязанности:
преподавание казахского языка в старших классах средней общеобразовательной школы, классное руководство, кружковая работа.
Дополнительные сведения: автор методической разработки, посвященной преподаванию казахского языка в старшем звене средней общеобразовательной школы с использованием ролевых игр.
Грамотная русская и казахская речь, владение методикой преподавания, навыки работы с учебной литературой. Навыки составления учебных программ, Опыт работы с большой аудиторией (больше 100 человек), умение адаптировать научный материал для различных возрастных групп. Я коммуникабельна, могу работать в любых коллективах, всячески избегаю конфликтов, нахожу общий язык с подростками. Обладаю энциклопедическими знаниями в разных гуманитарных науках, в том числе в истории, философии, психологии, социологии. Поэтому при форс-мажорных обстоятельствах, могу заменить преподавателей этих дисциплин. Владею несколькими музыкальными инструментами, имею принципиальную жизненную позицию. Занимаюсь творчеством, пишу стихи и прозу. Не пью, не курю.
Английский язык — свободное владение, водительские права;
ПК — опытный пользователь (машинопись 180 ударов в минуту).
Семейное положение: замужем.
Желаемый уровень зарплаты: от 100000 тенге

Дата 2020 год Подпись

2) Памятка «Этика делового человека»

а) Сообщение учащегося «Шесть способов как завоевать друзей»

Шесть способов располагать к себе людей:

Правило 1. Проявляйте интерес к другим людям.
Правило 2. Улыбайтесь!
Правило 3. Помните, что для человека звук его имени — самый сладкий и самый важный звук человеческой речи.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе.
Правило 5. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.
Правило 6. Давайте людям почувствовать их значительность, и делайте это искренне.

б) Сообщение учащегося «Двенадцать способов как склонить к своей точке зрения»

Правило 1. Единственный способ добиться наилучшего результата в споре — это уклониться от спора.
Правило 2. Проявляйте уважение к мнению других, никогда не говорите человеку, что он неправ.
Правило 3. Если вы неправы, признайте это сразу и чистосердечно.
Правило 4. Вначале покажите свое дружеское участие.
Правило 5. Пусть ваш собеседник с самого начала будет вынужден отвечать вам «Да, да».
Правило 6. Старайтесь, чтобы ваш собеседник говорил больше, чем вы.
Правило 7. Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему.
Правило 8. Честно попытайтесь стать на точку зрения другого.
Правило 9. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других людей.
Правило 10. Взывайте к благородным побуждениям.
Правило 11. Придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их.
Правило 12. Бросайте вызов!

6. Этап информирования о домашнем задании:

1 уровень — читать параграф 20, самостоятельно познакомиться с другими видами деловых бумаг.
2 уровень — выучить алгоритм заполнения деловых бумаг, подготовиться к проверочной работе.
3 уровень — написать автобиографию.

Автобиография состоит обычно из следующих элементов: наименование документа (располагается по середине), текст автобиографии, подпись составителя (помещается в поле справа), дату написания (помещается внизу слева).

В тексте автобиографии указываются:

1) Фамилия, имя, отчество.
2) Дата рождения (число, месяц, год).
3) Место рождения.
4) Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения окончил).
5) Прохождение службы в армии (для военнообязанных).
6) Трудовая деятельность (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время).
7) Общественная работа, которую выполнял или выполняет в настоящее время.
8) Поощрения, награды (если имеются).
9) Состав семьи.

7. Этап подведения итогов урока

1. С какими видами деловых бумаг вы познакомились сегодня на уроке?
2. Какими качествами должен обладать современный деловой человек?

8. Рефлексия

— Что вы пожелали бы себе, одноклассникам?

Творите биографии свои,
Не упускайте времени, ребята!

Список литературы:

  1. Как читать человека слово книгу. (сб.) — Баку: сада, 1992
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4 — е изд., дополненное. — М.: ООО «издательство ЭЛПИС», 2003.
  3. Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат) / Под ред. К. К. Ахмедьярова, Ш. К. Жаркынбековой. — Алматы: Қазақ университеті, 2008
  4. // Русский язык в школе № 6 1999 г.
Категория: